Концепция модернизации школьного образования нацеливает на формирование опыта самостоятельной деятельности обучающихся, так как требуются умения работать с информацией, находить ее, самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. К сожалению, обращаясь к разнообразной научно-популярной литературе, учащиеся часто не могут находить в книгах наиболее существенное, сопоставлять, классифицировать и систематизировать материал.
Для большинства ребят после окончания школы основным и главным источником знаний в процессе самообразования будет книга, но они не смогут сформировать свои способности к самостоятельной работе сами, к этой деятельности их надо готовить, со школьной скамьи, так как основные навыки этого вида деятельности приобретаются преимущественно в классе под руководством учителя. Учебная книга не обеспечит хорошие знания автоматически – необходима систематическая и разнообразная работа с ней.
Формирую у учащихся умения и навыки работы с учебником на всех этапах обучения: при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. Учу выделять главное в тексте, рисунке, таблице; устанавливать логическую связь и зависимость между сведениями, изложенными в параграфе учебника; сравнивать изучаемые явления; делать обобщения, выводы по одному или нескольким параграфам учебника; составлять схемы, таблицы, графики по тексту учебника; составлять план по тексту учебника; писать конспекты. Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у школьников лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.
Одним из эффективных способов обучения рациональным приемам работы с учебником считаю организацию работы по инструктивным картам. Инструктивная карта нацеливает учащихся на главное, позволяет правильно структурировать материал, установить необходимые связи между понятиями, работать в индивидуальном темпе. Включение зрительной и моторной памяти вместе с осмыслением информации приводит к наиболее полному усвоению учебного материала.
Предложенные ниже инструктивные карты составлены для 8-го и 9-го классов по учебникам Н.Е. Кузнецовой, для 10-го и 11-го классов по учебникам О.С. Габриеляна. Рассчитаны на базовый уровень усвоения знаний по химии.
Карта №1
Тема: Воздух – смесь газов (§27, 8 класс)
1. Приведите свою формулировку понятию «воздух» -__________________________________________________________________
2. Заполните таблицу:
Состав воздуха
Компонент воздуха |
Содержание его в % |
Кто и когда его открыл? |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Сравните состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха, объясните, почему он отличен?
4. Чем и почему будет отличаться воздух
- Над морем _______________________________________________________________
- Возле химического завода __________________________________________________
- Возле автострады _________________________________________________________
- Над тайгой ______________________________________________________________
5. Относительная плотность газов – это _______________________________________
6. Формула для вычисления относительной плотности газов: _____________________
7. Вычислите относительную плотность по воздуху и водороду для газов: кислород (O2), неон (Ne), метан (CH4), углекислый газ (CO2):
_______________________________________________________________________
8. Какие вещества получают из воздуха? Где и как их используют?________________
Карта №2
Тема: Общая характеристика неметаллов (§12, 13, 9 класс)
1. В периодической системе элементов Д.И. Менделеева, неметаллы располагаются в______________________ углу таблицы, в __________ подгруппах.
2. Особенности строения атомов неметаллов: _________ радиус, ________ электронов внешнего уровня:
Группа |
Знак |
Название |
Валентная конфигурация |
Электронно-структурная формула |
IV |
C |
|
|
|
|
Si |
|
|
|
V |
N |
|
|
|
|
P |
|
|
|
VI |
O |
|
|
|
|
S |
|
|
|
VII |
F |
|
|
|
|
Cl |
|
|
|
|
Br |
|
|
|
|
I |
|
|
|
3. Самый активный неметалл ____________, самый неактивный _______________ .
4. Самые распространенные неметаллы земного шара: ________________________ .
5. Аллотропия – это ______________________________________________________
6. Примеры аллотропии __________________________________________________
7. Состав неметаллов:
- Двухатомные молекулы: ______________________________________________
- Более сложные молекулы: ____________________________________________
8. Газообразные: __________________________________________________________
9. Жидкие: _______________________________________________________________
10. Твердые:______________________________________________________________
11. Химические свойства неметаллов:
Практически все реакции неметаллов относятся к ______________________________
Допишите уравнения реакций, определите окислитель и восстановитель, назовите полученные вещества:
a) Взаимодействие неметаллов с металлами
Al + Cl2 = |
окислитель - ____, восстановитель - ____ |
|
Na + S = |
окислитель - ____, восстановитель - ____ |
b) Взаимодействие неметаллов с водородом
H2 + Br2 = |
окислитель - ____, восстановитель - ____ |
|
H2 + N2 = |
окислитель - ____, восстановитель - ____ |
c) Взаимодействие неметаллов с кислородом
С + O2 = |
окислитель - ____, восстановитель - ____ |
|
S + O2 = |
окислитель - ____, восстановитель - ____ |
Карта №3
Тема: Подгруппа азота (9 класс)
Общая характеристика подгруппы азота (§21)
|
N |
P |
As |
Валентная конфигурация |
|
|
|
Электронно-структурные формулы
|
|
||
Изменение радиуса |
|
||
Валентность |
|
|
|
Степень окисления |
|
|
|
Изменение свойств |
Неметаллические_______, окислительные_______, восстановительные________, электроотрицательность_________ |
||
Высшие оксиды |
|
|
|
Характер оксидов |
|
|
|
Гидроксиды |
|
|
|
|
Кислотные свойства ………………………….. |
||
Летучие водородные соединения |
|
|
|
При растворении в воде образуют основания |
Азот – простое вещество (§22)
1. Формула _____ Структурная формула __________________
2. Физические свойства азота ____________________________________________________
3. Химические свойства азота (написать уравнения, указать условия реакций, назвать полученные вещества):
Взаимодействие с металлами_________________________________________________
Взаимодействие с кислородом ________________________________________________
Взаимодействие с водородом_________________________________________________
4. Почему азот вступает в реакции с большинством веществ при очень высоких температурах?
История открытия элементов подгруппы азота (с. 104-105)
Элемент |
Когда открыли |
Где открыли |
Кто открыл |
Другие названия |
Азот |
|
|
|
|
Фосфор |
|
|
|
|
Мышьяк |
|
|
|
|
Карта №4
Тема: Кремний и его соединения (§34, 9 класс)
1. Положение кремния в периодической системе: период _____, ряд _____, группа _____, подгруппа ____, порядковый № _____, знак _____, Ar _____, характер элемента ____________.
2. Особенности строения атома: заряд ядра _____, протонов ___, электронов _____, нейтронов ____, число электронов на внешнем уровне _____, валентность ____, степень окисления _____.
3. Природные соединения кремния и их свойства: ______________________________
4. Химические свойства кремния:
1) Взаимодействие с кислородом __________________________________________
2) Взаимодействие с магнием _____________________________________________
3) Взаимодействие со щелочью ___________________________________________
5. Свойства оксида кремния:
1) Взаимодействие с металлами ___________________________________________
2) Взаимодействие с углеродом ___________________________________________
3) Взаимодействие со щелочью __________________________________________
4) Взаимодействие с оксидами металлов ___________________________________
5) Взаимодействие с карбонатами _________________________________________
6. Применение кремния и его соединений_____________________________________
7. Осуществить превращения:
1) SiO2 → Si → Ca2Si → SiH4 → SiO2 → Si
2) Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → SiO2
Карта№5
Тема: Циклоалканы (§15, 10 класс)
1. К какому классу органических веществ относятся циклоалканы? Почему?
2. Общая формула.
3. Тип гибридизации и тип связи.
4. Гомологический ряд циклоалканов. Почему циклы состоят только из 3, 4, 5 и 6 атомов углерода?
5. Изомерия и номенклатура. Написать формулы 5-6 изомеров для вещества состава C8H16, назвать их.
6. Химические свойства циклоалканов.
Реакции присоединения:
- гидрирование циклобутана
- хлорирование циклобутана
- гидрохлорирование циклобутана
Реакции замещения:
- хлорирование циклогексана
- нитрование циклопентана
7. Получить из бутана циклобутан
8. Осуществить превращения: CH4 → CH3Cl → C2H6 → C2H5Br → C4H10 → C5H8Cl2 → C4H8 → C4H10
Карта №6
Тема: Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы (§24, 10 класс)
1. Заполните таблицу:
Параметры сравнения |
Крахмал |
Целлюлоза |
Физические свойства |
|
|
Биологическая роль |
|
|
Состав |
|
|
Химические свойства |
|
|
Применение |
|
|
Общее |
|
|
Отличия |
|
|
2. Решите задачу:
1 вариант: Какой объем оксида углерода (IV) (н.у.) выделится при спиртовом брожении глюкозы массой 36 г, если массовая доля примесей в ней составляет 5%? (8,5 л)
2 вариант: Какую массу этанола можно получить при брожении глюкозы массой 40 г, содержащей 2% примесей? (20 г)
Карта №7
Тема: Типы химических реакций (11 класс)
Изучите §11 и выполните задание.
Расставьте коэффициенты и определите тип реакций по всем классификациям (поставив возле каждой реакции числа, соответствующие типу данной реакции по различным признакам)
1 – экзотермическая; 2 – эндотермическая; 3 – без изменения энергии; 4 – обратимая; 5 – необратимая; 6 – с увеличением давления; 7 – с уменьшением давления; 8 – без изменения давления; 9 – каталитическая; 10 – некаталитическая; 11 – гомогенная; 12 – гетерогенная; 13 – соединения; 14 – разложения; 15 – замещения; 16 – обмена; 17 – окислительно-восстановительная; 18 – не окислительно-восстановительная.
к
1) N2 + H2 = NH3 – Q
2) Al + Fe2O3 = Al2O3 + Fe + Q
3) CaCO3 = CaO + CO2 – Q
4) NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + H2O + Q
к
5) KClO3 = KCl + O2 – Q
6) N2 + O2 = NO - Q
7) Cu(NO3)2 + KOH = Cu(OH)2 + KNO3
8) Fe + H2SO4 = FeSO4 + H2 + Q
Чтобы работа с учебником на уроке давала обучающий эффект, учителю необходимо соблюдать некоторые правила. Прежде всего существенное значение имеет правильный выбор материала для самостоятельного изучения по учебнику на уроке. Известно, что не всякий вопрос учащиеся могут усвоить самостоятельно без обстоятельного объяснения его учителем. Для данного вида учебной деятельности соблюдение принципа доступности обучения является одним из главных условий.
Самостоятельной работе учащихся с учебником, как правило, должна предшествовать основательная вступительная беседа учителя. Учитель определяет тему нового материала, проводит общее ознакомление с его содержанием, обращает внимание учащихся на те вопросы, которые они должны усвоить.
В процессе занятий учитель наблюдает за ходом самостоятельной работы учащихся, задает некоторым из них вопросы, получая обратную связь о степени понимания изучаемого материала, при необходимости помогает.
При изучении нового материала нередко возникает необходимость обратиться к краткому воспроизведению пройденных ранее тем. Основным методом в таких случаях, как правило, выступает устный опрос. Однако зачастую он не дает желаемого эффекта, так как многие учащиеся не всегда могут вспомнить и воспроизвести пройденный материал. В таких случаях тоже лучше использовать самостоятельную работу с учебником.
Безусловно, работу с учебником необходимо совмещать с другими формами и методами обучения. Так, после работы с учебником обязательно нужно проверять качество усвоения изучаемого материала, давать упражнения, связанные с выработкой умений и навыков и дальнейшим углублением знаний учащихся.Список литературы
- О.С. Габриелян Химия. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова. – 5-е издание., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
- О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. Химия.10 класс: под. ред. В.И. Теренина – 4-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2005.
- Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. Химия. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 4-е издание, перераб. – М.: Вента-Граф, 2008.
- Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара, А.Ю. Жегин. Химия. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. – 3-е издание, перераб. – М.: Вента-Граф, 2007.