Цели:
Образовательные:
- познакомить учащихся с новыми понятиями «родовой строй, община»;
- создать условия для развития речи и расширения кругозора учащихся.
Развивающие:
- способствовать развитию коммуникативных и познавательных способностей учащихся, навыков работы с текстовым материалом;
- создать условия для развития у школьников умения анализировать информацию;
- содействовать быстрой актуализации и практическому применению ранее полученных знаний, умений и способов действовать в нестандартной ситуации.
Воспитательные:
- содействовть воспитанию у детей культуры общения;
- формировать самостоятельность и креативность мышления в условиях групповой работы;
- способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной работы.
Оборудование: учебник Н.Я.Дмитриевой «Мы и окружающий мир», слайдовая презентация (Приложение 1), ватман, цветные карандаши, заготовки для проекта (Приложение 2), веник.
Ход урока
I. Орг. момент, готовность к уроку
Приветствие, пожелание хорошего настроения и успеха.
II. Актуализация опорных ЗУН
Проверка домашнего задания.
- Начинаем урок, предлагаю вам провести блиц-опрос, в ходе которого проверим ваше домашнее задание.
III. Стадия вызова
Вызываются 2 мальчика.
- Перед вами веник и прутик, скажите, что легче сломать? Попробуйте.
- А охотиться на большого зверя древним людям легче было по одиночке или всем вместе? Почему?
- А смогли бы вы сейчас жить сами, без семьи? Почему?
- Представьте себе древних людей, которые не понимали многих явлений природы, им было легче жить по одному или всем вместе?
Сообщение цели, темы урока
- Сегодня на уроке предлагаю вам узнать о том, как древние люди стали жить вместе и что такое родовой строй, община. Тема сегодняшнего урока…
- Как вы понимаете слова родичи, родовой строй, община?
IV. Стадия осмысления
1. Работа с научным текстом
- Ваша задача сейчас внимательно прочитать текст и приготовиться к чтению со «стопом».
Учитель или дети читают текст, учитель говорит «стоп» и задает вопрос по прочитанному отрывку, ученики должны найти ответ в тексте или самостоятельно сформулировать.
Физминутка
Учащиеся изображают действия древнего человека.
Проснулся ранним утром древний человек в своей пещере, потянулся, поежился - холодно. Побежал к ручью, умылся. Взял копье и пошел охотиться на мамонта, метнул копье, принёс добычу в пещеру, чиркнул камень о камень, развел огонь, сварил суп, поел, хорошо!
2. Работа с учебником
- Прочитайте текст в учебнике, выполните маркировку:
+ знаю, это мне знакомо,
- не знал, новое для меня.
- Расскажите, что узнали нового из текста?
3. Игра «Один против общины»
- А теперь проверим, действительно ли сообща, вместе лучше трудиться, чем в одиночку.
3 группы и 2 одиночки составляют аппликацию-проект «Жизнь древнего человека в общине».
- Ребята, давайте вспомним, какие правила работы в группе? (Настроить детей на взаимоуважение, умение считаться с чужим мнением.)
- Проверка работы, на доске вывешиваются работы.
- Сравним, кто успел сделать работы больше, одиночки или общины? Почему? Вывод?
V. Закрепление изученного
- Предлагаю закрепить свои знания и проверить, выполнив тест. (Индивидуально) (Приложение 3)
- Взаимопроверка в парах.
IV. Рефлексия
- Вот и заканчивается наш урок, предлагаю вам высказать свое впечатление об уроке и закончить предложения. (Методика незаконченных фраз, которые на слайде.)
- Спасибо за урок, молодцы!