Обобщающий урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Человек — часть природы"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать понятие о дыхательной, опорно-двигательной, кровеносной, выделительной, пищеварительной системах.
  2. Развивать речь, внимание, логическое мышление, умение сравнивать и делать выводы.
  3. Воспитывать умение следить за своим здоровьем, интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. (учитель) Создадим хорошее, дружелюбное настроение.

Улыбнитесь друг другу, садитесь. Руки?

Д. (дети). На месте.

У. Ноги?

Д. На месте.

У. Локти?

Д. У края.

У. Спина?

Д. Прямая.

У. Урок окружающий мир.

II. Сообщение темы и цели урока.

У. Этот урок будет немного необычным и пройдёт в виде игры, в течение которой мы повторим всё то, что мы узнали об организме человека.

Человек – он ведь тоже природа.
Он ведь тоже закат и восход.
И четыре в нём времени года,
И особый в нём музыки ход.
И особое таинство света,
То с жестоким, то с добрым огнём.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень с грозой и дождём.
И какая в нём брезжит погода?
Сколько в нём одиночеств? И встреч?
Человек он ведь тоже природа…….
Так давайте природу беречь.

У. Как вы понимаете эти строчки? (Ответы учащихся).

III. Закрепление пройденного.

У. Наша игра называется “Человек – главное чудо природы”.

В игре принимают участие 4 команды. Предоставим им слово.

Каждая команда называет свое название и представляет капитана.

У. За каждый правильный ответ одно очко. Команда, набравшая наибольшее количество очков побеждает в игре. Каждый игрок команды победительницы получает оценку 5 за урок.

У. За ходом нашей игры будет следить и оценивать жюри. (Представление жюри)

У. Итак, начнём игру.

На доске:

Перед вами 8 карточек с цифрами. Каждая цифра скрывает в себе конкурс и букву. В конце урока мы с вами должны будем получить слово, связанное с темой нашей игры. Право открыть первую карточку предоставим первой команде. (Карточки открывают команды по очереди. Открывают в любом порядке)

Содержание конкурсных заданий

Цифра 1 - буква О.

У. От каждой команды приглашаются по одному игроку. Ваша задача, восстановить схемы по порядку. Жребий решит, игрок какой команды, какую схему заполняет. (Игрок вытягивает карточку с названием схемы)

На доску прикрепляются названия систем: органы пищеварения, органы дыхания, органы выделения, органы кровообращения

У. Из набора слов, находящегося на парте выберите те слова, которые соответствует названию схемы, и расположите их на доске. (Каждый игрок выбирает те карточки, которые относятся к той системе органов, которую он вытянул по жребию)

Схема 1.

Органы пищеварения

ротовая полость

глотка

пищевод

желудок

тонкая кишка

толстая кишка

прямая кишка

Схема 2.

Органы дыхания.

носовая полость

глотка

гортань

трахея

бронхи

лёгкие

Схема 3.

Органы выделения

почки

мочеточники

мочевой пузырь

Схема 4.

Органы кровообращения

сердце

артерии

вены

капилляры

У. Какой системы органов не хватает? (Опорно-двигательной)

У. Что к ней относится? (Скелет и мышцы)

У. Пока игроки заполняют схемы, команды на местах должны правильно расположить названия частей скелета.

Командам выдаются конверты с карточками, на которых написаны слова: скелет головы, позвоночник, скелет пояса верхних конечностей, верхние конечности (2 шт.), скелет пояса нижних конечностей, нижние конечности (2 шт.).

У. На что похожа схема? (на человечка)

У. Каково значение скелета для человека? (Ответы детей)

У. Проверим, правильно ли заполнили игроки схемы.

Цифра 2 – буква Р.

У. Конкурс “Четвёртое лишнее”. Каждой команде поочерёдно будут предложены четыре понятия, три из которых объединены одной темой. Вам нужно будет назвать четвёртое лишнее и объяснить свой выбор.

1. череп

2. бедро

3. стопа

4. голень

1. лёгкие

2. трахея

3. бронхи

4.сердце

1. грудная клетка

2. череп

3. плечо

4. трахея

1. белки

2. жиры

3. вода

4. углеводы

1. кишечник

2. пищевод

3. почки

4. желудок

1. тонкая кишка

2. желудок

3. прямая кишка

4. толстая кишка

1. мочеточники

2. мышцы

3. почки

4. мочевой пузырь

1. пищевод

2. артерии

3. сердце

4. вены

 

Подведение итогов

Цифра 3 – буква Г.

У. Следующий конкурс. Вам будут зачитаны описание понятий, связанных с темой игры, вам нужно будет поднять карточку с правильным названием. За быстроту ответа - дополнительно очко.

Командам выдаются конверты с карточками со словами: кровь, кожа, вены, лейкоциты, скелет, эритроциты, сердце, мышцы.

1.Бежит она очень быстро: за двадцать шесть секунд успевает обежать все

тело и побывать в каждом его уголке. Ей надо разнести по всему телу кислород и питательные вещества. А на обратном пути унести вредные отходы, которые постоянно образуются в организме. (Кровь.)

2. Помогает организму освободиться от лишней влаги и вредных веществ. В ней заложены сотни тысяч крохотных потовых железок, выделяющих капли пота. Заодно эти железки выносят из организма и многие вредные отходы. (Кожа.)

3. Так называются кровеносные сосуды, по которым бежит по телу испорченная кровь. Она уже отдала клеткам кислород и питательные вещества, взамен собрала вредный углекислый газ и те отходы, которые скапливаются в организме во время его работы. (Вены.)

4. Между красными шариками в крови плавают и белые — это защитники организма от микробов. Как только в нашу кровь проберутся вредные микробы, белые кровяные шарики мигом собираются в большие отряды. Они самоотверженно вступают в борьбу с отравителями, убивают их и растворяют. О чем идет речь? (Лейкоциты.)

5. Когда строители начинают воздвигать высокое здание, они, прежде всего, сооружают каркас — громадную клетку из стальных форм. Такой же крепкий каркас есть и в нашем теле. Что это? (Скелет.)

6. Обычно говорят; красный, как кровь. А на самом деле кровь прозрачна. А красной она кажется потому, что в ней плавает множество крохотных красных шариков. Как называются эти шарики? (Эритроциты.)

7. Это плотный мускулистый мешок размером немногим больше кулака. Этот “мешок” все время сжимается и разжимается, не останавливаясь ни на минуту. (Сердце.)

8. А когда он садился за книгу, на него было жалко смотреть. Он не мог сидеть прямо, не сгибаясь, и десяти минут. Сперва подопрет голову одной рукой, потом другой и, в конце концов, ляжет всей грудью на стол. Такая у него была слабая спина.

Спина ли у него слабая, или еще что-то? (Мышцы.)

У. Какие понятия можно объединить?

У. Цифра 4 - буква А.

У. Конкурс называется “Реши, если силён”. Вспомним математику и немного посчитаем. Вам будут предложены примеры, но они необычны тем, что складывать и вычитать вы будете не числа, а буквы, части слов или целые слова. Например, ЧЕРЁМУХА – МУХА + П, что получим в результате? (Череп)

Каждой команде выдаются карточки с заданием.

КЛЕЙ – Й + ТКАНЬ – НЬ = КЛЕТКА

ЖЕЛЕЗО – ЛЕЗО + ЛУНА – НА + ДОКТОР – ТОР = ЖЕЛУДОК

ПО + ЗВОН + ОКО – КО + ЧНИК = ПОЗВОНОЧНИК

ОБЕД – О + РОГА – ГА = БЕДРО

ПЕЧЬ – Ь + ЛЕНЬ – Л = ПЕЧЕНЬ

ОСА + Н + КАРТА - РТА = ОСАНКА

Подведение итогов.

IV. Физкультминутка. (музыкальная пауза)

Цифра 5 – буква Н.

У. А сейчас немного отдохнём и сыграем в игру "Это я, это я, это все мои друзья". Я читаю двустишие. Если вы с ним согласны, говорите хором: "Это я, это я, это все мои друзья". Если не согласны - молчите.

У. Кто из вас всегда готов
Жизнь прожить без докторов?
Д. Это я, это я, это все мои друзья.

У. Кто не хочет быть здоровым,
Бодрым, стройным и веселым?

Дети молчат

У. Кто из вас не ходит хмурый,
Любит спорт и физкультуру?
Д. Это я, это я, это все мои друзья.

У. Кто мороза не боится,
На коньках летит, как птица?
Д. Это я, это я, это все мои друзья.

У. Ну а кто начнет обед
С жвачки импортной, конфет?

Дети молчат.

У. Кто же любит помидоры,
Фрукты, овощи, лимоны?
Д. Это я, это я, это все мои друзья.

У. Кто поел - и чистит зубки
Ежедневно дважды в сутки?
Д. Это я, это я, это все мои друзья.

У. Кто из вас, из малышей,
Ходит грязный до ушей?

Дети молчат.

У. Кто согласно распорядку
Выполняет физзарядку?
Д. Это я, это я, это все мои друзья.

V. Закрепление пройденного.

Цифра 6 - буква И.

У. Следующий конкурс “Угадай-ка”. Прошу капитанов подойти ко мне. Сейчас капитаны вытянут по два сердечка с загадками, и вместе с командой должны будут найти ответ на предложенные загадки.

1. Две фасолины висят,
Ненужные вещества пропускают
И удалять их помогают. (Почки)
5. Два воздушных лепестка,
Розовых слегка,
Важную работу выполняют,
Дышать нам помогают. (Лёгкие)
2. День и ночь стучит оно,
словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)
6. Я опору телу составляю,
Ходить, бегать, прыгать помогаю. (Скелет)
3. По реке бежит вода, очень красная она.
По ней кораблики плывут, кислород, пищу нам везут,
От микробов защищают, и как могут - помогают. (Кровь)
7. Тело сверху прикрываю,
Защищаю и дышу.
Пот наружу выделяю,
Температурой тела руковожу.
(Кожа)
4. Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей,
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.
(Зубы и губы)
8. Висит мешочек небольшой:
То полный, то пустой.
В него вагончики бегут,
Пищу, жидкости везут.
Кипит работа целый день,
Нам помогать ему не лень.
Готовит пищу, нас питает,
А что не нужно – выгоняет.
(Желудок)

Цифра 7 – буква З.

У. Конкурс “Силуэт”. Что такое силуэт? Контур предмета. Вам будут предложены силуэты органов или систем, вы должны будете письменно дать ответ.

На доске: силуэты <Рисунок 1>

Ответы: 1. Органы пищеварения;

2. Лёгкие;

3. Органы дыхания;

4. Сердце;

5. Почки.

Подведение итогов.

Цифра 8 – буква М.

У. Наш следующий конкурс: “Кто больше!” Каждой команде было дано задание подобрать

пословицы, поговорки, крылатые выражения, связанные с темой нашей игры. Кто назовёт последним, побеждает в конкурсе. Итак, начнём.

Команды по очереди называют пословицы и поговорки.

У. Немного отдохнём. Сейчас я называю крылатое выражение, вы заменяете его одним словом. Например, держать язык за зубами, т.е. молчать.

Как снег на голову – неожиданно.

Не в бровь, а в глаз – метко.

Пропустить мимо ушей – прослушать.

Нос к носу – близко.

Со всех ног – быстро.

Перемывать косточки – сплетничать.

Язык проглотить – молчать.

Идти в ногу – вместе.

Хоть глаз выколи – темно.

Обводить вокруг пальца – обмануть.

На скорую руку – быстро.

Не вешать нос – не унывать.

Вылетело из головы – забыть.

Не покладая рук – усердно.

Найти общий язык – договориться.

Зарубить на носу – запомнить.

У. Итак, какое слово получили?

Д. Организм.

У. И наш итоговый конкурс за 3 минуты составить как можно больше слов из слова ОРГАНИЗМ.

VI. Итог урока.

У. Подведём итог игры и нашего урока. Первое место заняла команда…….., второе место ……., третье место ……..

У. Дополнительно об организме человека вы можете прочитать в книгах представленных на выставке:

1. Дорохов А. “Про тебя самого”.

2. Волина В.В. Естествознание” Кн. 1: Человек. Земля и Вселенная.- Екатеринбург: Изд-во АРД ЛТД, 1998.

3. Залесский М. Занимательная анатомия. М.: “РОСМЭН” 1998.

4. Форощук А.А. “Природоведение: Учебное пособие”. – Д.: Сталкер, 1999.

5. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина / Сост. Н. Ю. Буянова. – М.: ООО “Фирма “Издательство АСТ”, 1999.

У. Все активно отвечали,
Хорошо себя вели.
Все загадки отгадали,
И итоги подвели.
Всем спасибо за работу.

Урок окончен.

Использованная литература

1. Дорохов А. “Про тебя самого”.

2. Жадобко Е. Организм человека в познавательных задачах и вопросах на уроках природоведения. Газета “Начальная школа” № 21, 2001.

3. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка М.: Просвещение, 1980.

4. Журнал Начальная школа № 2, 1997 с. 65.