Открытый урок по изобразительному искусству в 6-м классе по теме "Сюжетная композиция"

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: прохождение новой темы.

Цели:

1) Обучение созданию сюжетной композиции;

2) ввести учащихся в ситуацию переживания с использованием средств музыки и изобразительного искусства;

Обучающие:

  • повторить роль колорита, значение цвета в передаче пространства;
  • выполнить сюжет на основе песни А. Васильева и стихи А. Кондратьева “Киэhээнни Булуу” в переводе на русский “Вилюйск вечерний”.

Развивающие: развивать способности к воображению, помочь прийти к выводу о значении цвета в выделении смыслового центра.

  • развивать глазомер, воображение,
  • развивать способность к созданию образа.

Воспитывающие:

  • воспитание дисциплинированности, аккуратности, самостоятельности;
  • привитие чувства любви к родине, восхищения красотой родного края.

Оборудование:

1) альбомы, кисти, краски, карандаши;

2) ИКТ: проектор для показа слайда “разработки этапов выполнения сюжета”;

3) видеоролик о реке Вилюй.

Методы и приемы: рассказ, беседа, объяснение, самостоятельная работа, анализ.

Основные понятия: сюжетная композиция.

Межпредметные связи: урок природоведения (времена года), урок литературы (творчество

А. Кондратьева и А. Васильева), урок музыки.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Учащиеся приветствуют учителя, готовят рабочие места к уроку.

  1. Целевая установка. Сегодня на уроке мы будем рисовать сюжет с реки Вилюй.

III. Повторение пройденного.

- Скажите, что такое сюжет? (Совокупность событий, описываемых в художественном произведении, их взаиморасположение и связь).

-А что такое композиция? (построение, сочетание частей, приемов в художественном произведении).

IV. Слово учителя. Нам предстоит на уроке нарисовать сюжетную композицию реки Вилюй. Река Вилюй всегда вдохновляла писателей, поэтов, музыкантов, художников. Песня “Киэhээни Булуу” написана Алексеем Васильевым. Алексей Васильев – наш земляк, коренной вилюйчанин, мелодист. Он является преподавателем Вилюйской музыкальной школы. В его репертуаре около 20 песен, пьес, вальсов, воспевающих родную природу.

V. Мотивационная часть.

- Я попрошу вас внимательно прослушать песню местных авторов А. Васильева и А.Кондратьева на родном якутском языке “Киэhээнни Булуу”, что в переводе на русский “Вилюйск вечерний”. (Идет прослушивание песни, параллельно идет показ видеоролика)

VI. Беседа по восприятию песни.

- О каком времени года поется в песне? (о весне)

- Какая картина предстает перед вами?

- Что происходит весной на реке Вилюй? (ледоход)

- Верно. После долгого сна просыпается природа. Светло, тепло и радостно. Начинается

весенняя навигация, по реке плывут большие самоходные баржи, паромы, танкеры, лодки.

- Какие деревья растут у берега реки Вилюй?

- Кто наблюдал за вечерним Вилюем летом? Какой он?

- Слово “нухарыйар” в песне понимается так, что река успокаивается, течет размеренно, спокойно. Лучи заходящего солнца играют, переливаются разными цветами на волнах.

VII. Основная часть. Этапы выполнения рисунка.

Вот теперь нам нужно создать свою композицию на листе. Перед вами на экране представлены этапы выполнения работы. (Презентация на экране этапов.)

- Сначала определяем высоту и ширину композицию.

- Разместим изображение реки на листе бумаги.

- Затем края берега.

- Описываем свое творчество.

VIII. Зрительная зарядка.

IX. Практическая работа. (учитель в это время наблюдает за работой, направляет, корректирует)

X. Закрепление.

  • Что мы сегодня рисовали? (сюжетная композиция)
  • Какую сюжетную композицию вы рисовали? (о реке Вилюй)
  • В чем особенность нашей реки? (Красивая, величественная и т.д.)

XI. Анализ работы учащихся.

  • Композиционное расположение.
  • Не слишком ли мелкий или крупный рисунок? (Нет)
  • Молодцы, вы очень хорошо сегодня работали. Урок окончен.

XII. Домашнее задание. Найти репродукции художников с изображением рек, озер, моря.

Приложение 1

Тиhэх сардана тиэтэйэн,
Долгун устун ойуолуур.
Ойон иhэн будуруйэн,
Охтон ууну ойуулуур. - 3 тегул

Унуор эрдии элэнниир,
Тыы устан сундулуйар.
Талааныран килэнниир
Булуу эбэ улуутуйар. - 3 тегул

Ыраас ууну сэрэнэн,
Ый алтанын суурайар
Кыыс ырыатыгар бигэнэн
Киэhэ Булуу нухарыйар. - 3 тегул