Урок чтения во 2-м классе по теме "С.А. Есенин."Поет зима – аукает…", "Береза"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • создать условия для ознакомления учащихся с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина;
  • дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства;
  • совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере сравнения картин и стихов;
  • прививать любовь к родной природе.

Оборудование:

  • репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь",
  • репродукция картины Беслер А.Б. "Зима"- отца ученицы нашего класса,
  • Толковый словарь С.И. Ожегова, учебник для 2 класса под редакцией Л. Климановой, В. Горецкого,
  • рисунки 2 снежинок на доске и на партах по снежинки на каждого ученика,
  • презентация урока.

Ход урока

1. Оргмомент.

Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.

Если городу ночью холодно стало,
И ночь для него одеяло достала,
Если снегом заботливо город одела.
Какое время года прилетело?

Презентация.

СЛАЙД № 1 ЗИМА

Проверка домашнего задания.

А) Вступительное слово учителя:

Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. Не будем далеко ходить. Вот репродукция зимнего пейзажа картины папы Беслер В.

-  Вам нравится картина?

- Какие чувства она у вас вызывает? (спокойствия, умиротворения, волшебства).

- А теперь покажите, как вы выполнили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворение Ф. Тютчева " Чародейкою Зимою". В это время дети группы поработают самостоятельно по карточкам парами. А мы потом их проверим. (Читают стих у доски 3 человека по блокам.)

СЛАЙД №2 ПОИСК

-  Проверяем группу А!

-   Читает задание первый ученик. (Самое холодное время года охватило волшебством)

- Ученик из группы А зачитывает из Тютчева: " Чародейкою Зимою, околдован, лес стоит".

- Читает задание второй ученик (Раскалённое небесное светило бросает на лес свет).

-  Ученик из группы А отвечает из стиха: "Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой".

-Читает задание третий ученик.(Лес спит, видя колдовские сны).

-Ученик из группы. А зачитывает: "Сном волшебным очарован"

Выставление оценок.

 3. Постановка цели урока

Слова учителя: Ребята, попробуйте услышать в стихотворении фамилию известного русского поэта. СЛАЙД № 3 СТИХ

(Учитель зачитывает, выделяя голосом, созвучия с фамилией Есенин).

СЛАЙД № 4 ПОРТРЕТ

- Николай Браун использовал в своём стихотворении о С. Есенине приём звукописи.

Да, сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.

4. Изучение нового материала

Рассказ учителя:

- Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил нашу русскую природу и воспевал её в своих стихах.

- Включаю слайд. СЛАЙД № 5 ТЕМА УРОК

Тема урока: С.Есенин. "Поёт зима- аукает:", "Берёза".

- Первичное чтение учителем стихотворения "Поёт зима- аукает:"

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробушки жмутся к окну, замёрзли.)

- Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?

- Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору, придуманное слово - стозвон: звон 100 сосен.) СЛАЙД № 6 МЕТАФОРА

- Прочитайте следующие три строчки. А какие приёмы вы здесь слышите? (Олицетворение и тоже есть метафора- седые облака, с тоской глубокою.)

- Как вы представляете себе воробушек? А я расскажу вам этот стих до конца. А как нам надо помогать птицам зимой? Птицам зимой не страшен холод, а страшен-:.(Дети добавляют :голод. Так сделаем им кормушки и будем их подкармливать.)

-  Как вы считаете эта зима суровая или мягкая?

- А у нас сейчас какая зима?

- Выразительное повторное чтение детьми.

- Прочитайте так, чтобы вы смогли передать своё отношение к происходящему.

5. Физкультминутка. (Включаю музыку и говорю слова, а дети, положив руки и голову на парты слушают, отдыхая.)

-Все легли глаза закрыли, мысли разные ушли,
Голос мой не беспокоит, сны волшебные пришли,
Напряженье улетело и расслаблено всё тело:(Дети слушают музыку.)
Хорошо нам отдыхать, но пора б уже вставать.
Все проснулись, встрепенулись и друг другу улыбнулись.

6. Работа над стихотворением "Берёза"

а) Первичное чтение.

- Прочитайте стих и определите, есть ли в нём непонятные слова.

Включаю слайд. СЛАЙД № 7 ОЖЕГОВ СЛОВАРЬ

Объясним значение следующих слов: бахрома, кайма, заря, работая со словарём Ожегова.

б) Беседа после чтения.

- Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет?

- Какие ещё выразительные средства есть ? (Олицетворения- сонная тишина, лениво обходя, обсыпает.)

-Любит ли Есенин зимнюю березу?

-А вам нравятся деревья в зимнем убранстве?

-А в осеннем, весеннем, летнем?

А, чтобы деревья жили вечно давайте их беречь и охранять.

Ведь охранять природу-это значит любить и охранять Родину.

в) Работа в группах над вопросами учебника.

- Ребята, найдите в учебнике на с 197 вопросы 1 и 4 . Обработайте их в своих группах.

г) Выразительное чтение стихотворения "Берёза".

Читают 2, 3 ученика.

7. Закрепление нового материала.

а) Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы научились замечать метафоры- переносное значение слов в стихотворениях.

Включаю слайд. СЛАЙД № 8 ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ

Посмотрите на картину И. Грабаря "Февральская лазурь".

-  Что значит лазурь? (Это светло-синий цвет.)

-Послушайте, как сам художник Игорь Грабарь описал те февральские дни, когда он рисовал свою картину: "Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.

б) Выводы учащихся:

-Какие образные выражения запомнили?

-Как они называются эти выразительные средства языка? (МЕТАФОРА).

8. Итог урока.

Со стихотворениями, какого поэта мы сегодня познакомились?

Какие стихи прочитали?

Что такое метафора?

Включаю слайд: СЛАЙД № 9 НАЙДИ ЛИШНЕЕ

 Ученики должны назвать лишним- белый снег. Это не метафора!

9. Рефлексия.

На доску прикреплены 2 снежинки: Снежинка радости и Снежинка грусти.

Учитель просит детей принести свою снежинку и положить в тот конверт, который соответствует их настроению после урока.

Домашнее задание.

Выучить наизусть стих "Берёза".

Включаю слайд. СЛАЙД № 10 СПАСИБО!