Цели урока:
- создать условия для ознакомления учащихся с краткой биографией и стихотворениями С.А. Есенина;
- дать понятие метафоры, продолжать формировать умение видеть образные языковые средства;
- совершенствовать умение читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях; развивать навыки анализа и сопоставления на примере сравнения картин и стихов;
- прививать любовь к родной природе.
Оборудование:
- репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь",
- репродукция картины Беслер А.Б. "Зима"- отца ученицы нашего класса,
- Толковый словарь С.И. Ожегова, учебник для 2 класса под редакцией Л. Климановой, В. Горецкого,
- рисунки 2 снежинок на доске и на партах по снежинки на каждого ученика,
- презентация урока.
Ход урока
1. Оргмомент.
Вот и прозвенел звонок
Начинаем наш урок.Если городу ночью холодно стало,
И ночь для него одеяло достала,
Если снегом заботливо город одела.
Какое время года прилетело?
СЛАЙД № 1 ЗИМА
Проверка домашнего задания.
А) Вступительное слово учителя:
Многие русские писатели, поэты и художники любили зиму и великолепно о ней писали. Не будем далеко ходить. Вот репродукция зимнего пейзажа картины папы Беслер В.
- Вам нравится картина?
- Какие чувства она у вас вызывает? (спокойствия, умиротворения, волшебства).
- А теперь покажите, как вы выполнили домашнее задание и научились выразительно читать стихотворение Ф. Тютчева " Чародейкою Зимою". В это время дети группы поработают самостоятельно по карточкам парами. А мы потом их проверим. (Читают стих у доски 3 человека по блокам.)
СЛАЙД №2 ПОИСК
- Проверяем группу А!
- Читает задание первый ученик. (Самое холодное время года охватило волшебством)
- Ученик из группы А зачитывает из Тютчева: " Чародейкою Зимою, околдован, лес стоит".
- Читает задание второй ученик (Раскалённое небесное светило бросает на лес свет).
- Ученик из группы А отвечает из стиха: "Солнце зимнее ли мещет на него свой луч косой".
-Читает задание третий ученик.(Лес спит, видя колдовские сны).
-Ученик из группы. А зачитывает: "Сном волшебным очарован"
Выставление оценок.
3. Постановка цели урока
Слова учителя: Ребята, попробуйте услышать в стихотворении фамилию известного русского поэта. СЛАЙД № 3 СТИХ
(Учитель зачитывает, выделяя голосом, созвучия с фамилией Есенин).
СЛАЙД № 4 ПОРТРЕТ
- Николай Браун использовал в своём стихотворении о С. Есенине приём звукописи.
Да, сегодня мы будем читать произведения замечательного русского поэта Сергея Есенина.
4. Изучение нового материала
Рассказ учителя:
- Сергей Есенин родился и вырос в селе Константиново под Рязанью, на берегу Оки. Закончил 4 класса в сельском училище, затем церковно-учительскую школу. Он очень любил нашу русскую природу и воспевал её в своих стихах.
- Включаю слайд. СЛАЙД № 5 ТЕМА УРОК
Тема урока: С.Есенин. "Поёт зима- аукает:", "Берёза".
- Первичное чтение учителем стихотворения "Поёт зима- аукает:"
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие картины вы увидели? (Лес, а над лесом плывут облака. Метелица стелется по двору. Воробушки жмутся к окну, замёрзли.)
- Прочитайте первые три строчки. Как вы их понимаете?
- Какие образные средства использовал поэт? (Олицетворение и метафору, придуманное слово - стозвон: звон 100 сосен.) СЛАЙД № 6 МЕТАФОРА
- Прочитайте следующие три строчки. А какие приёмы вы здесь слышите? (Олицетворение и тоже есть метафора- седые облака, с тоской глубокою.)
- Как вы представляете себе воробушек? А я расскажу вам этот стих до конца. А как нам надо помогать птицам зимой? Птицам зимой не страшен холод, а страшен-:.(Дети добавляют :голод. Так сделаем им кормушки и будем их подкармливать.)
- Как вы считаете эта зима суровая или мягкая?
- А у нас сейчас какая зима?
- Выразительное повторное чтение детьми.
- Прочитайте так, чтобы вы смогли передать своё отношение к происходящему.
5. Физкультминутка. (Включаю музыку и говорю слова, а дети, положив руки и голову на парты слушают, отдыхая.)
-Все легли глаза закрыли, мысли разные ушли,
Голос мой не беспокоит, сны волшебные пришли,
Напряженье улетело и расслаблено всё тело:(Дети слушают музыку.)
Хорошо нам отдыхать, но пора б уже вставать.
Все проснулись, встрепенулись и друг другу улыбнулись.
6. Работа над стихотворением "Берёза"
а) Первичное чтение.
- Прочитайте стих и определите, есть ли в нём непонятные слова.
Включаю слайд. СЛАЙД № 7 ОЖЕГОВ СЛОВАРЬ
Объясним значение следующих слов: бахрома, кайма, заря, работая со словарём Ожегова.
б) Беседа после чтения.
- Подумайте, есть ли здесь метафоры и зачем поэт их употребляет?
- Какие ещё выразительные средства есть ? (Олицетворения- сонная тишина, лениво обходя, обсыпает.)
-Любит ли Есенин зимнюю березу?
-А вам нравятся деревья в зимнем убранстве?
-А в осеннем, весеннем, летнем?
А, чтобы деревья жили вечно давайте их беречь и охранять.
Ведь охранять природу-это значит любить и охранять Родину.
в) Работа в группах над вопросами учебника.
- Ребята, найдите в учебнике на с 197 вопросы 1 и 4 . Обработайте их в своих группах.
г) Выразительное чтение стихотворения "Берёза".
Читают 2, 3 ученика.
7. Закрепление нового материала.
а) Слово учителя:
- Сегодня на уроке мы научились замечать метафоры- переносное значение слов в стихотворениях.
Включаю слайд. СЛАЙД № 8 ФЕВРАЛЬСКАЯ ЛАЗУРЬ
Посмотрите на картину И. Грабаря "Февральская лазурь".
- Что значит лазурь? (Это светло-синий цвет.)
-Послушайте, как сам художник Игорь Грабарь описал те февральские дни, когда он рисовал свою картину: "Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу.
б) Выводы учащихся:
-Какие образные выражения запомнили?
-Как они называются эти выразительные средства языка? (МЕТАФОРА).
8. Итог урока.
Со стихотворениями, какого поэта мы сегодня познакомились?
Какие стихи прочитали?
Что такое метафора?
Включаю слайд: СЛАЙД № 9 НАЙДИ ЛИШНЕЕ
Ученики должны назвать лишним- белый снег. Это не метафора!
9. Рефлексия.
На доску прикреплены 2 снежинки: Снежинка радости и Снежинка грусти.
Учитель просит детей принести свою снежинку и положить в тот конверт, который соответствует их настроению после урока.
Домашнее задание.
Выучить наизусть стих "Берёза".
Включаю слайд. СЛАЙД № 10 СПАСИБО!