Цель: отработать умение проверять слова с безударными гласными; развивать фонематический слух, орфографическую зоркость, умение выполнять разбор слов по составу и разбор предложения по членам.
Оборудование: учебники, орфографические словари.
Ход урока
I. Организационный момент
- Сегодня на уроке мы закрепим знания о правописании слов с безударными гласными в корне.
II. Чистописание.
На доске записаны слова: зима, дорога, хлопушка, снегирь.
- Какое слово лишнее? (дорога, безударную гласную в этом слове нужно запомнить, а в других словах безударную гласную можно проверить.)
зима - зимний;
дорога – непроверяемая безударная гласная
хлопушка – хлопать
снегирь - снег
- На минутке чистописания мы будем писать букву, которая находится в кор-
не слова, обозначает в нем непарный звонкий мягкий согласный звук. Какая
это буква? В каком слове она находится?
- Нн Ннн Нннн…
III. Орфографическая работа.
- Отгадайте загадки:
1. Каждый год я к вам лечу
Зимовать у вас хочу.
И еще красней зимой
Ярко- красный галстук мой.
(Снегирь)
2. Всю ночь летает –
Мышей добывает.
А станет светло –
Спать летит в дупло.
(Сова)
3. Он серенький на вид, но пеньем знаменит.
(Соловей)
-Ответы запишите в тетради, подчеркните словарное слово. Найдите это слово в орфографическом словаре.
IV. – Какие еще знаете слова с сочетаниями –оло-, -оро-?
(дорога, солома, корова…)
V. Работа по вариантам.
1 вариант – придумайте родственные слова к слову “солома”
2 вариант – к слову “корова”
Взаимопроверка. (Исправляются ошибки)
Физкультминутка
По дорожке шли, шли,
(Дети шагают на месте.)
Много камешков нашли.
Присели (садятся), собрали (встают),
Дальше пошли.
(Дети шагают на месте)
VI. Проверка слов с двумя безударными гласными.
На доске записаны слова:
в.р.бей
к. л. сок –
ст. р. жить –
х. л. дец –
б. р. да –
м.л.ко -
-Сколько проверочных слов надо подбирать к каждому слову? Вставьте пропущенные буквы. Запишите проверочные слова.
Составьте предложение со словом “молоко” и запишите.
Все млекопитающие кормят своих детенышей молоком.
1 вариант выполняет разбор предложения по членам и выписывает словосочетания, а 2 вариант – разбор слов “холодец”, “колосок” по составу.
VII. Закрепление изученного.
Тест.
- В каком слове пишется буква я?
- Какое слово будет проверочным для слова цветной?
- Какой звук, стоящий в безударной позиции, проверять не надо?
А. …док;
Б. ма.чок;
В. объ.дение.
А. цвета;
Б. цвет;
В. цветастый.
3) Какую букву надо вставить в слова т.желый, п.так, п.тно?
А. букву я;
Б. букву е;
В. букву и.
А. звук [у];
Б. звук [о];
В. звук [ а].
VIII. Итог.
- Что мы сегодня закрепили на уроке?
- Как проверить безударную гласную в корне?
Домашнее задание. Упр. 289.