Родительское собрание "Друзья моего ребенка"

Разделы: Работа с родителями


Форма проведения: обмен мнениями.

Цель: развитие у родителей понимания важности дружбы в жизни ребенка.

Задачи:

  • показать значение друзей и дружбы в жизни ребёнка;
  • способствовать развитию взаимоотношений своего ребёнка с одноклассниками, сверстниками;
  • проанализировать с родителями проблемы, возникающие у детей с друзьями в этот возрастной период.

Ход собрания

Подготовительный этап

  • Анкетирование детей
  • Подготовка “Анкеты для родителей”
  • Подбор пословиц и афоризмов о дружбе
  • Сочинение детей на тему “Мой друг”

Организационный этап

Доска оформлена пословицами о дружбе. Для родителей приготовлены бланки анкет, результаты диагностики детей, образцы анкет и тестов.

Проведение педагогического всеобуча

Классный руководитель или психолог. Значение друзей в жизни человека наши предки ценили давно. Сказки, пословицы, загадки, с которыми ребенок знакомится в раннем детстве, воспитывают отзывчивость, сочувствие, щедрость, правдивость по отношению к друзьям.

Назовите пословицы, которые учат этому.

Старый друг - лучше новых двух. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Одна ласточка и весны не делает. Один в поле – не воин. Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Друзья познаются в беде. Одной рукой и узла не завяжешь. Дружба дружбой, а служба службой. Худой мир, лучше доброй ссоры.

Умение дружить воспитывается с чтения первых народных сказок “Лиса и журавль”, “Лиса и волк”, и т.д. Среди литературных: “Бременские музыканты” братьев Гримм, “Волшебник Изумрудного города” А. Волкова, “Дядя Федор, пес и кот” Э. Успенского, “Винни-Пух и все-все-все…” А. Милна и т.д.

Представления о дружбе формируются в детстве. Для малышей друг – просто партнер в играх. Дети от 9 до 7 лет начинают осознавать чувства другого. А в 9-12 лет друзья рассматриваются как люди, помогающие друг другу. Дети осознают, что могут оценивать действия своих товарищей и, что те могут оценивать их действия. Они начинают задумываться о том, какие чувства вызовет тот или иной поступок у их друга. Это мы последили с детьми при чтении рассказа В. Драгунского “Друг детства”.

У 11-12-летних детей дружба понимается как устойчивые, длительные отношения, основанные на обязательствах и взаимном доверии. Дружащие дети удовлетворяют различные потребности друг в друге. Бывает, что одному нравится командовать, другому подчиняться. Один может воспринимать другого как образец, другой возможностью учить своего друга одеваться. Иногда отношения строятся на принципах равноправия.

С лучшим другом дети могут делиться своими чувствами и страхами, подробно обсуждать все детали своей жизни. Мальчикам более свойственно играть в многочисленных группах, они меньше раскрываются перед друзьями.

Дружба может служить средством самовыражения. Иногда дети выбирают друзей, совершенно не похожих на них. В этом случае дается максимальная возможность самовыражения при минимальном соперничестве. Но чаще для дружеских пар характерно наличие общих ценностей, взглядов, надежд и мнений.

Не у всех детей есть друзья. Для них существует риск столкнуться с проблемами социальной адаптации в более позднем возрасте.

Весьма важным становится разделение по половому признаку. Группы почти всегда состоят из представителей одного пола. Для каждой группы характерны свои интересы, род занятий и формы взаимодействия.

На популярность среди сверстников влияют успехи в учебе и спортивные достижения. Как правило, популярные дети хорошо учатся, обладают творческими способностями. Если ребенок слишком агрессивен или наоборот застенчив, излишне полноват или имеет необычное имя- это вредит популярности.

Ознакомление родителей с результатами диагностики

Классный руководитель. Давайте проанализируем обстановку, сложившуюся в нашем классе. Ежегодно проводятся социометрические исследования с целью выявления проблем в детском коллективе, наблюдения за динамикой формирования отношений со сверстниками. (Приложение 1.)

По данным социометрического исследования в классе выявилась следующая картина.

  • Лидеры – 5 человек

  • Принятые – 12 человек

  • Непринятые – 3 человека

  • Изолированные – 2 человека

  • Отверженные – нет

( фамилии детей не называются)

Какие же качества характера влияют на выбор друзей? Как дети понимают, что такое дружба? Чтоб ответить на эти вопросы, в классе проведено анкетирование среди учащихся. (Приложение 2)

По мнению детей, настоящая дружба основывается на:

  • взаимопонимании, единстве интересов – 8 человек

  • взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту -6 человек

  • верности и доброжелательности – 5 человек

  • доверии и откровенности –3 человека

  • умении говорить правду в глаза, на принципиальности - 2 человека

Дружбе между детьми мешает:

  • то, что каждый думает в первую очередь о себе – 6 человек

  • обман, ложь, отсутствие доверия между людьми – 6 человек

  • зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть – 5 человек

Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили – 5 человек

Социологический опрос родителей

Уважаемые родители, знаете ли вы друзей своего ребенка? Предлагаю ответить на вопросы анкеты. (Приложение 3.)

Дети писали сочинение “Мой друг”. Высказывания о своем друге и его чертах характера более полно расскажут о взаимоотношениях детей.

Подведение итогов родительского собрания

На одном из классных часов ученики класса составили свод законов дружбы.

  • Помогай другу в беде.
  • Умей разделить радость с другом.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Тактично делай замечания.
  • Не обманывай друзей.
  • Не обижайся на критику или совет друга: он желает тебе добра.
  • Не предавай друзей.

Как видите, наши дети уже понимают, что такое дружба и настоящий друг. Остается только помочь им найти такого человека и сохранить с ним отношения.

Возможное решение родительского собрания:

Читать с ребенком произведения о дружбе, обсудить с ним поступки героев.

Наблюдать за своим ребенком во время общения со сверстниками, по необходимости корректировать его поведение.

Соблюдать в общении правила дружбы.

Приложение 1.

Каждому ребенку предлагается перечислить тех товарищей по классу, с которыми он хотел бы общаться и сотрудничать в различных видах деятельности. Например:

  1. Кого из одноклассников ты бы пригласил на свой день рождения?
  2. С кем из одноклассников ты бы хотел отправиться в кругосветное путешествие?
  3. С кем из одноклассников ты бы мог поделиться своими личными переживаниями?

Приложение 2.

Анкета для детей.

1. На чем, по вашему мнению, основывается настоящая дружба?

  • На взаимопомощи, поддержке товарища в трудную минуту;
  • На взаимопонимании, единстве интересов;
  • На доверии и откровенности;
  • На умении говорить правду в глаза, на принципиальности;
  • На верности и доброжелательности.

2. Что мешает дружбе между одноклассниками в нашем классе?

  • То, что каждый думает в первую очередь о себе;
  • Обман, ложь, отсутствие доверия между людьми;
  • Зависть и соперничество, стремление казаться лучше, чем ты есть;
  • Отсутствуют общие дела, которые бы нас объединили;
  • Ребята плохо знают друг друга;
  • Нет общих интересов

Приложение 3

Анкета для родителей.

Продолжите предложения:

  1. Мы знаем, что друзья нашего ребенка- это…
  2. Если друзья нашего ребенка приходят к нам в дом, то …
  3. Если наш ребенок отпрашивается на встречу с друзьями, то мы …
  4. Если наш ребенок приглашает своего друга провести с нами время, то мы…
  5. Если нам не нравится друг нашего ребенка, то мы…