Цели: Усвоить, что птицы – животные, тело которых покрыто перьями.
Задачи:
- Познакомить с птицами детей, учить выделять существенные признаки природных объектов;
- продолжать обучение практическому исследованию предметов природы;
- развивать мышление (учить анализировать); сравнивать, делать выводы; развивать воображение и творческие способности, формировать приемы исследовательской деятельности, воспитывать личностные качества (доброту, ответственность).
Оборудование: лупы, конверты с набором перьев, ножницы, запись “голоса птиц”
Воспитатель:
Сниться ночью червячку
Чудо-юдо на суку,
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это (птица)
Правильно, сегодня мы будем говорить о птицах.
Ребята, а кто такие птицы?
Сегодня мы с вами попробуем приоткрыть тайны удивительного мира птиц.
(Появляется в руках яйцо с цыпленком.)
– Ой, а ты кто? Не знаешь?
– Я маму потерял.
– А кто твоя мама?
– Курица.
– А курица – это птица.
– Хочешь узнать, кто такие птицы?
Ребята, давайте поможем цыпленку найти маму. Выясним главную особенность птиц, ответим на вопрос “Кто такие птицы?”
– Что умеют птицы?
Дети: летать
Воспитатель: А кто еще умеет летать?
Дети: бабочки, стрекозы, летучи мыши
Воспитатель: В нашем воображении птицы всегда связаны с полетом, а страусы и пингвины – птицы, но летать они не могут.
– Можем ли мы утверждать, что умение летать главная особенность птиц?
– нет
– умение летать не главная особенность птиц
Значит мы не нашли ответ.
(Звучит запись голосов птиц.)
– Что мы слышим?
Дети: голоса птиц
Воспитатель: правильно, слышим птичьи голоса, их называют песни. Но поют их другие животные “дельфины”, значит, это не главная особенность птиц.
(подходим к дереву с гнездом)
– Что вы видите на дереве?
Дети: гнездо (Рисунок 1)
Рис. 1
Воспитатель: А кто их строит?
Дети: птицы
Воспитатель: Все ли птицы строят гнезда?
Есть птицы, которые откладывают яйца на камни, а еще гнезда вьют некоторые рыбы, делает гнездо оса.
Как вы думаете, для чего птицы делают гнездо?
Дети: откладывают яйца
Воспитатель: Но яйца откладывают и черепахи и крокодилы
– Давайте сделаем вывод, что же умеют делать птицы?
Дети: летать, петь, нести яйца, вить гнезда
Воспитатель: А еще какие-нибудь животные это делают?
Дети: да
Воспитатель: А можно утверждать, что это не главные умения птиц, а что еще есть?
Давайте рассмотрим изображения птиц и назовем их.
Среди этих птиц есть мама цыпленка, кто она?
Курица это птица?
Почему?
Дети: несет яйца, строит гнездо, летает – но плохо, поет
Воспитатель: Давайте сравним строение дикой птицы и домашней.
(Одна группа детей выкладывает из частей домашнюю птицу, другая дикую птицу.) (Рисунок 2)
Рис. 2
Воспитатель: Как устроено тело птиц?
Дети: одинаково
Воспитатель: Сколько ног у птиц? Передние ноги превратились в крылья.
Воспитатель: Чем покрыто тело птиц?
Дети: перьями
Воспитатель: Это еще одна особенность птиц – тело птиц покрыто перьями.
Значит курица мама цыпленка – птица, потому что хотя она плохо летает, но у нее есть перья, а это самый главный признак для группы птиц.
Воспитатель: Ребята, значит кто такие птицы?
Дети: животные, у которых тело покрыто перьями.
Воспитатель: Молодцы!!!
Воспитатель: Предлагаю вам пройти к столам (в лабораторию) где мы будем исследовать перо птиц через лупу – на столах лежат перья разные по размеру, цвету, форме (Рисунок 3)
– чем отличаются перья? (По цвету, размеру, форме.)
– у всех перьев есть стержень, волоски – бородки
Предлагаю рассмотреть через лупу.
– Как волоски – бородки цепляются друг за друга. Покажите бородки.
– Что случится, если подует ветерок? (Перья полетят, они легкие.)
– Возьмите ножницы, разрежьте перо. (Работа детей.)
– Что вы видите внутри? (Там пусто.)
– Правильно, поэтому перья очень легкие.
– А сейчас возьмите, обмакните перо в стакан с водой.
– Намокло перо, или осталось сухим? (Вода скатилось капельками.)
– Перья защищают птицу от воды и сырости.
– Подумайте, для чего нужны птицам большие перья? (Чтобы летать.)
– Для чего же нужны маленькие перышки? (Для тепла.)
Рис. 3
Сегодня мы с вами приоткрыли тайны удивительного мира птиц.
Теперь вы знаете их особенности, и можете сказать – кто такие птицы.
И в заключение нашего занятия, предлагаю вам поиграть в игру:
“Что перепутал художник” (Рисунок 4)
Рис. 4