Урок письма в 1-м классе по теме "Заглавная буква Ч"

Разделы: Начальная школа


Программа обучения: программа коррекционно-образовательных учреждений VIII вида.

Задачи урока:

  1. сформировать четкий зрительный образ заглавной буквы Ч; сформировать графический навык письма буквы Ч;
  2. коррекция и развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания;
  3. воспитание мотивации к учению.

Оборудование: алфавит, игровое поле “Муха”, фишки, инд. карточки, шнурки разной длины, шаблоны букв, манная крупа, поднос, демонстрационная таблица – буква Ч.

Ход урока

1. Организационный момент.

Коррекционное упражнение “Муха”. На поле из 9 клеток, по команде учителя, из центра поля ученики передвигают фишку вверх-вниз, влево-вправо.

2. Повторение пройденного.

– Скажите, пожалуйста, в каких буквах встречается вот этот элемент: “Наклонная прямая с закруглением внизу вправо”? (Элемент вывешивается на доску.)

Ответ учеников: “В заглавных буквах Л, М, П, Т, Ч, Я.”

Работа с индивидуальной картой.

– Найдите каждой букве свою пару.

Ученики работают с парными (прописная + письменная буква) буквами по инд. карточке.

– Какая буква осталась без пары?

Ответ учащихся: “Заглавная буква Ч”. (На доске вывешивается печатная буква Ч.)

– Дайте, пожалуйста, характеристику звука Ч. Придумайте слова, где звук Ч живет в начале, середине и в конце слова.

Ответ учащихся: “Звук “Ч” согласный, всегда мягкий. Чайник, чайка, часы, очки, врач, грач.

3. Введение в тему. Сообщение темы урока.

– Сегодня на уроке будем учиться писать заглавную букву Ч.

Анализ буквы Ч:

– Из каких элементов состоит буква?

Ответ учащихся: “Из палочки с закруглением внизу и вверху и наклонной прямой с закруглением внизу вправо”.

Конструирование из шнурков.

– Слушайте меня внимательно. Возьмите два шнурка– длинный и короткий. Из короткого сделай букву строчную г, рядом из длинного шнурка – наклонную прямую с закруглением вправо. Вот и получилась заглавная буква Ч.

Сопоставление с буквой “У”. Конструирование из шаблонов.

– Какую букву напоминает буква Ч? Чем они похожи и чем отличаются? Переконструируй букву У в букву Ч. (Здесь сделать упор на различие наклонных прямых).

Дети конструируют из шаблонов.

4. Минутка отдыха для глаз.

5. Изучение нового материала.

– Для чего необходима заглавная буква Ч?

Ответ учеников: “Для написания начала предложения, для написания имен, фамилий и кличек животных”.

Объяснение написания буквы Ч.

– Начинаем ниже середины нерабочей строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся середины нерабочей строки, опускаем вниз прямую ,не доходя немного до верхней линейки закругляем вправо и ведем до середины нерабочей строки. Вниз опускаем прямую, не доходя немного до нижней линейки делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.

Пальчиковая гимнастика.

Письмо на манной крупе.

Письмо буквы Ч в тетради.

6. Закрепление пройденного материала.

Коррекционное упражнение “Исключение лишнего”.

– Из нескольких букв найди лишнюю и объясни почему.

Дети в тетради из букв Р, Ч, Г, У (письменных) исключает букву Ч, т.к. она отличается элементом – наклонной прямой с закруглением вправо.

7. Итог урока, оценка деятельности учащихся.