Программа обучения: программа коррекционно-образовательных учреждений VIII вида.
Задачи урока:
- сформировать четкий зрительный образ заглавной буквы Ч; сформировать графический навык письма буквы Ч;
- коррекция и развитие мелкой моторики, зрительного восприятия и внимания;
- воспитание мотивации к учению.
Оборудование: алфавит, игровое поле “Муха”, фишки, инд. карточки, шнурки разной длины, шаблоны букв, манная крупа, поднос, демонстрационная таблица – буква Ч.
Ход урока
1. Организационный момент.
Коррекционное упражнение “Муха”. На поле из 9 клеток, по команде учителя, из центра поля ученики передвигают фишку вверх-вниз, влево-вправо.
2. Повторение пройденного.
– Скажите, пожалуйста, в каких буквах встречается вот этот элемент: “Наклонная прямая с закруглением внизу вправо”? (Элемент вывешивается на доску.)
Ответ учеников: “В заглавных буквах Л, М, П, Т, Ч, Я.”
Работа с индивидуальной картой.
– Найдите каждой букве свою пару.
Ученики работают с парными (прописная + письменная буква) буквами по инд. карточке.
– Какая буква осталась без пары?
Ответ учащихся: “Заглавная буква Ч”. (На доске вывешивается печатная буква Ч.)
– Дайте, пожалуйста, характеристику звука Ч. Придумайте слова, где звук Ч живет в начале, середине и в конце слова.
Ответ учащихся: “Звук “Ч” согласный, всегда мягкий. Чайник, чайка, часы, очки, врач, грач.
3. Введение в тему. Сообщение темы урока.
– Сегодня на уроке будем учиться писать заглавную букву Ч.
Анализ буквы Ч:
– Из каких элементов состоит буква?
Ответ учащихся: “Из палочки с закруглением внизу и вверху и наклонной прямой с закруглением внизу вправо”.
Конструирование из шнурков.
– Слушайте меня внимательно. Возьмите два шнурка– длинный и короткий. Из короткого сделай букву строчную г, рядом из длинного шнурка – наклонную прямую с закруглением вправо. Вот и получилась заглавная буква Ч.
Сопоставление с буквой “У”. Конструирование из шаблонов.
– Какую букву напоминает буква Ч? Чем они похожи и чем отличаются? Переконструируй букву У в букву Ч. (Здесь сделать упор на различие наклонных прямых).
Дети конструируют из шаблонов.
4. Минутка отдыха для глаз.
5. Изучение нового материала.
– Для чего необходима заглавная буква Ч?
Ответ учеников: “Для написания начала предложения, для написания имен, фамилий и кличек животных”.
Объяснение написания буквы Ч.
– Начинаем ниже середины нерабочей строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся середины нерабочей строки, опускаем вниз прямую ,не доходя немного до верхней линейки закругляем вправо и ведем до середины нерабочей строки. Вниз опускаем прямую, не доходя немного до нижней линейки делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки.
Пальчиковая гимнастика.
Письмо на манной крупе.
Письмо буквы Ч в тетради.
6. Закрепление пройденного материала.
Коррекционное упражнение “Исключение лишнего”.
– Из нескольких букв найди лишнюю и объясни почему.
Дети в тетради из букв Р, Ч, Г, У (письменных) исключает букву Ч, т.к. она отличается элементом – наклонной прямой с закруглением вправо.
7. Итог урока, оценка деятельности учащихся.