Цель:
- Развитие умений получать удовольствие от собственных ощущений
- Формирование позитивного мышления
Состав участников занятия: 14 человек
Оборудование:
- кабинет не менее 18 кв.м ,
- свободно передвигающиеся столы и стулья на каждого участника
- аудиомагнитофон.
Время проведения: 160 минут
Ход занятия
Этап 1. Подготовка.
Ведущий: Умение получать удовольствие от жизни позитивно сказывается на физическом и психическом здоровье человека, на благополучии его семьи, на результатах труда. Человек, который хорошо себя чувствует, пребывает в хорошем настроении, лучше работает, поднимает настроение у окружающих, реже болеет и менее склонен к агрессии и деструкции. Иными словами, есть все основания учить людей наслаждаться жизнью, радоваться происходящему с ними и вокруг них. Сегодня мы с вами окунемся в мир наслаждения с помощью запахов, зрительных образов, приятных звуков, вкуса, прикосновения.
Этап 2. Знакомство в группе.
Ведущий: Уважаемые участники занятия нам необходимо познакомиться.
Все участники садятся в круг, берутся за руки. Называя свое имя (здесь и сейчас называть меня…). Затем какого цвета сосед и почему присвоен этот цвет.
Ведущий: Очень приятно было познакомиться! Предлагаю правила наслаждения.
Наслаждение требует времени
Наслаждению служит повседневная жизнь
Каждому – свое
Само собой наслаждение не приходит
Позволь себе наслаждаться
Чем меньше, тем больше
Опыт предшествует наслаждению
Наслаждение внутри нас
Разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне
Наслаждению нужно учиться
Ведущий: Поделитесь личными целями занятия. Чему вы хотите научиться?
Этап 3.
Упражнение. Приятные запахи.
Материалы | Повязки на глаза |
Время | Упражнение –10мин. |
Инструкция | Встаньте завяжите соседу глаза, и понюхайте друг друга, выберите приятный на ваш взгляд запах. И насладитесь этим запахом. Что вы представляете. Единственная цель здесь – наслаждаться, не мешая наслаждаться другим. Запишите их на ватмане в одном предложении. |
Комментарии | Упражнение проводится по методу концентрации присутствия. |
Упражнение. Каждому свой запах.
Материалы | Приятно пахнущие предметы и ароматы. Можно использовать также ароматы, о которых позаботились и принесли с собой участники группы. |
Время | Упражнение –15мин. |
Инструкция | "Мы собрали здесь большое количество разных запахов. Попробуйте их все понюхать. Найдите, пожалуйста, аромат, который вам нравится больше всего. Не обязательно искать знакомые вам ароматы. Вы можете выбрать и совершенно новый для вас запах. Поищите не тот запах, который нравится вам всегда, а тот, который нравится в настоящий момент времени. Дайте пройти некоторому времени, чтобы почувствовать всю полноту запаха, сконцентрируйтесь на приятном вам запахе и только на этом запахе". |
Обсуждение | "Какие ассоциации у вас вызывает выбранный вами запах? Можете ли вы сейчас, в отсутствии стимула, вспомнить этот запах? Попробуйте описать его словами на ватмане. |
Комментарии | Для этого упражнения очень важно иметь возможность проветрить помещение. Стимульные запахи не должны быть очень интенсивными, иначе может возникнуть трудно воспринимаемая и едва ли приятная смесь запахов. Желательно препятствовать попыткам участников группы опрыснуть все своим любимым дезодорантом. Для парфюмерии следует использовать бумажные салфетки с небольшим количеством парфюма. |
Упражнение. Приятная смесь.
Материалы | Стимульные ароматы (желателен очень большой набор, как минимум – больший, чем в предыдущих упражнениях). |
Время | Упражнение –15мин., обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | |
Шаг 1 | "Найдите, пожалуйста, запах, который вам приятен в данный момент. Сконцентрируйтесь на этом запахе на некоторое время. Поэкспериментируйте и найдите наиболее приятную вам интенсивность этого запаха. Постарайтесь в этот момент не обращать внимания на альтернативные запахи. Вы сможете поэкспериментировать с ними позже". |
Шаг 2 | "Не теряя из поля внимания выбранный запах, попробуйте подобрать к нему пару, так, чтобы приятным было и сочетание запахов. Не давайте новому запаху затмить прежний, ищите приятное сочетание запахов и приятное сочетание их интенсивности". |
Запись на ватмане | "Какие нюансы появились в выбранном запахе при его сочетании с другими? Что вы чувствовали, исследуя запахи? Какие образы и ассоциации вызвал этот процесс?" |
Комментарии | В разных сочетаниях запах может вызывать самые разные ассоциации. Часто приятные сами по себе запахи вызывают сложную смесь приятных и неприятных ассоциаций. Записывая эти образы и ассоциации, тренер концентрируется на приятном, не отрицая существования неприятных событий. За неприятными событиями признается право на существования в качестве того, что прошло и составляет часть прошлой жизни. |
Ведущий: После выполненных упражнений, обсудим все ощущения, учитывая правила группы и правило "Разделенное наслаждение – наслаждение вдвойне".
Этап 4.
Упражнение совместное ощупывание.
Материалы | Стимульные предметы в небольшом количестве выкладываются на журнальный столик в центре круга. В запасе необходимо иметь дополнительные стимулы |
Время | Упражнение – 15 мин., обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | |
Шаг 1 | "Здесь подготовлены предметы с разной структурой поверхности, весом,
из разного материала. Выберите себе предмет, к которому приятно
прикасаться, который приятно держать в руках. Если у вас при себе есть
такие предметы, то можете взять в руки их.
Закройте глаза и сконцентрируйтесь на этом предмете, на тактильных ощущениях, которые он вызывает. Пусть пройдет немножко времени. Сконцентрируйтесь на приятных ощущениях от этого предмета, наблюдайте за ними. Постарайтесь уловить момент, когда ощущения исчезают". |
Шаг 2 | "Теперь найдите себе пару из числа участников группы. Расскажите партнеру, какие ощущения у вас вызывает выбранный вами предмет". |
Шаг З | "Попробуйте найти общие ощущения, которые связывают между собой два предмета, оказавшихся в каждой паре. Обменяйтесь предметами. Расскажите друг другу о схожих и контрастных ощущениях от двух предметов". |
Обсуждение | "Какие тактильные ощущения и в какой комбинации вам приятно ощущать? Какие действия вы совершаете, чтобы продлить эти приятные ощущения?" |
Комментарии | Обычно выполнение этого упражнения не вызывает у участников никаких трудностей. Тренер должен следить, чтобы участники концентрировались на приятных свойствах предметов и не "соскальзывали" на сравнения типа "этот не такой противный, скользкий, острый, холодный, как все остальные". Еще раз следует обратить внимание участников на правила наслаждения (время, концентрация внимания, ограничение, исследование, усилия). |
Домашнее задание | "Дома взгляните вокруг себя и найдите то, к чему приятно прикасаться, ощупывать, исследовать. Можете рассмотреть с этой точки зрения также предметы, которые у вас постоянно при себе. Выберите три предмета, которые приятно взять в руки, и принесите их в следующий раз с собой". |
Страховка | Стимульные предметы для ощупывания: вата, клочки ткани разной фактуры, камни, отполированные и с острыми краями, бусы, металлические предметы, бумага, хорошо изданная книга, перочинный нож, ключи, листья деревьев. |
Упражнение. Способы ощупывания
Материалы | Стимульные предметы из упражнения "Совместное ощупывание", а также те, что принесли с собой участники группы. |
Время | Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | "Одни и те же предметы вызывают разные ощущения, когда мы ощупываем их кончиками пальцев, когда зажимаем между ладонями или перебрасываем из руки в руку. Выберите приятный на ощупь предмет из тех, что имеются здесь, и попробуйте все эти действия с ним. Постарайтесь найти такой способ ощупывания, который доставляет вам наибольшее удовольствие. Поэкспериментируйте с этим способом, меняя интенсивность ощупывания. Полностью сосредоточьтесь на своих тактильных ощущениях, постарайтесь запомнить тактильный образ выбранного вами предмета". |
Обсуждение | "Насколько сильно по характеру ощущений различаются способы ощупывания?" |
Комментарии | При описании способов ощупывания тренер демонстрирует их участникам группы и рассказывает о своих ощущениях (моделирование). Следующие далее упражнения касаются социальных прикосновений, прикосновений к себе самому и другим людям. Для очень многих участников тренинга наслаждения эти упражнения связаны с актуализацией множества социальных запретов и опасений. Тренерская команда должна подходить к выполнению этих упражнений с максимальной осторожностью и следить за тем, чтобы участие в упражнениях не доставляло членам группы неприятных эмоций. Собственно, мы здесь постепенно приближаемся к проработке правила "Позволь себе наслаждаться". Многие сферы социальных прикосновений имеют интимный характер, поэтому упражнения на прикосновения к собственному телу мы предпочитаем проводить в форме домашних заданий с последующим обсуждением ощущений в группе. |
Упражнение. Инвентарь прикосновений.
Материалы | Лист ватмана и фломастеры. |
Время | Упражнение – 20 мин., подведение итогов – 10 мин. |
Инструкция | |
Шаг 1 | "Сейчас мы постараемся собрать как можно больше возможных прикосновений к самому себе, которые доставляют людям удовольствие. Мы не будем сейчас критиковать или оценивать эти способы доставить себе удовольствие, попробуем просто собрать как можно больше вариантов. Каждый из вас должен предложить как минимум три варианта. Начали". |
Шаг 2 | "Попробуем теперь дать оценку собранным вариантам. Действительно ли все они приносят удовольствие как в кратковременной, так и в долговременной перспективе?" |
Шаг З | "Можем ли мы как-то классифицировать, объединить по степени сходства собранные варианты?". |
Обсуждение | Тренер вкратце подводит итоги собранных вариантов прикосновения к самому себе. |
Комментарии | Упражнение проводится по типу "мозгового штурма". Тренер ведет обсуждение. Учитывая высокую степень социального нормирования этой сферы удовольствия, тренер спрашивает не о том, что доставляет удовольствие самим участникам, а, обеспечивая анонимность, спрашивает, какие прикосновения к себе доставляют удовольствие другим людям. Чтобы не терять темп, варианты на ватмане вместе записывают тренер. Другой вариант заключается в том, что к ватману выходят сами участники и сами же записывают на ватмане свои варианты. |
Этап 5.
Упражнение. Комплимент.
Материалы | Желательны – очки с оранжевыми стеклами. |
Время | Упражнение – 10 мин. |
Инструкция | "Расскажите, пожалуйста, еще раз о…
И сделайте друг другу комплимент, используя эти реальные (или воображаемые) оранжевые очки. Эти очки пропускают только положительные впечатления. Если вы их наденете, то плохого вы просто не сможете увидеть. Оно будет перекрашено в оранжевый цвет. Попробуем?" |
Обсуждение | Участники группы следят за рассказом и протестуют, если правила нарушаются. |
Этап 6.
Упражнение. Остров мечты
Материалы | Оснащение как для психодраматических занятий. |
Время | Упражнение – 30 мин., обсуждение – 5–7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | "Мы все находимся на чудесном тропическом острове, где есть все,
чего только можно желать: пальмы и песок, фрукты и море, горы и журчащие
ручьи, трава и солнце. Поищите для себя на этом острове место для
наслаждения, займите его и наслаждайтесь жизнью. Если вам чего-либо не
хватает для счастья – обращайтесь ко мне. У меня есть все, чего только
не пожелаешь".
Пауза "Посмотрите вокруг себя. Каждому здесь хорошо. Поговорите друг с другом, узнайте, кто какую нишу для себя нашел. Пригласите к себе в гости, сходите в гости к другим". |
Обсуждение | Строится по типу психодраматического шеринга . |
Комментарии | Упражнение обычно проходит весело, но от ведущих требуется психодраматическая подготовка. |
Этап 7. Рефлексия
Представьте себя в виде воздушного шарика.
Что больше всего понравилось?
Трудно ли было выполнять упражнения?
Литература:
- И.В. Вачков. Психология тренинговой работы. ООО “Издательство “Эксмо”, 2008
- В. Ромеки, Е.Ромек. Тренинг наслаждения. СПб: “Речь”, 2003