Урок математики в 1-м классе по теме "Натуральные числа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Познакомить с математическим термином «Натуральные числа».
  • Формировать умение записывать читать, сравнивать натуральные числа, развивать анализирующее восприятие.

Ход урока

I. Организационный момент

Поздороваемся с гостями.

Проверить готовность к уроку.

Поиграем, посчитаем,
Что-то новое узнаем.
Возьмем с собой воображение,
Внимательность,
наблюдательность,
настойчивость –
И смело в путь!

II. Актуализация знаний (сравнение геометрических фигур)

Учитель показывает геометрические фигуры: большой красный треугольник, большой зелёный прямоугольник, большой и маленький зелёные треугольники.

Учитель: Посмотрите внимательно на рисунок (пауза).

Учитель: Что на нём изображено?

Ученики: Геометрические фигуры: треугольники и прямоугольник.

Учитель: Что вы можете о них сказать?

Ученики: Они разного размера и цвета.

Учитель: Кто её назовёт?

Ученики: а) Я вижу лишнюю фигуру – маленький треугольник, потому что все большие, а он – маленький.

б) лишняя фигура – красный большой треугольник, потому что все фигуры зеленые, а он – красный.

в) лишний – прямоугольник, потому что у него 4 угла, а у треугольников по три угла.

Учитель: Хорошо! Вы нашли не одно решение, а целых три. Вы были очень внимательны.

Вывод: По каким признакам вы различали эти фигуры?

Учащиеся: по форме, размерам, цвету.

Учитель: Сколько углов у треугольника? (три)

Сколько углов у прямоугольника? (четыре)

Как эти числа называются в науке математике и почему они так называются?

Сегодня на уроке мы об этом узнаем.

Работа над новым материалом (работа в парах).

I вариант: Дети работают с палочками.

II вариант: с цифрами.

Дети I варианта выкладывают палочки в порядке возрастания, а дети второго варианта рядом ставят цифру, которое обозначает данное число.

С какого числа вы начнете откладывать палочки? (с числа 1). И отложите их столбиком до числа 9.

Ученики работают самостоятельно.

Учитель: В каком порядке разложили числа? (в порядке возрастания)

Учитель: На сколько число палочек больше, чем на предыдущей строке? (на 1)

Учитель: Прочитаем эти числа. Может кто-то догадался, как называются эти числа? Вы отжали сок из яблок, как он будет называться?

Ученики: Натуральным.

Учитель: И числа, которые получают при счете предметов тоже называются натуральными.

Почему числа в математике назвали натуральными?

(Потому что мы их видим, мы их можем ощутить, посчитать).

Физминутка:

Рано утром солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде – раз.
А над нами весело.
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде – два.

Продолжим работу в тетрадях.

Открыли тетради, положили чуть наискосок. В правой руке ручка, левой рукой придерживаем тетрадь. Руку поставили на локоть. Слушаем учителя (Один ученик работает за доской).

а) Запишите натуральное число больше 5 и меньше 6. (5)

б) Запишите самое большое однозначное натуральное число. (9)

в) На берегу 5 лягушек, кроме двух, лягушки прыгнули в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду? (3)

Учитель: Сравните с записью на доске.

Какие задания вы можете придумать с этими числами?

Ученики: Записать натуральные числа в порядке возрастания, в порядке убывания, записать неравенства.

Ученики записывают натуральные числа.

а) в порядке возрастания в тетрадях, один ученик за доской. Сравнили записи.

б) второй ученик записывает в порядке убывания за доской, остальные – в тетрадях. Сравниваем записи.

Учитель:

а) Самостоятельно составьте неравенства за партами.

Б) Ученики выходят к доске, составляют неравенства у доски.

- Сравните неравенства.

Учитель: Какую операцию производили над натуральными числами?

Ученики: а) Раскладывали натуральные числа в порядке возрастания.

б) Раскладывали натуральные числа в порядке убывания.

в) сравнивали натуральные числа.

Учитель: Какой сегодня день? (пятница)

Завтра выходной. Вы будете отдыхать.

Кто-то поедет в гости, кто-то – на свежий воздух.
А если поедешь, то на…

Дети: транспорте.

Учитель вывешивает на доске картинки: велосипед, машину, трамвай.

- Что это?

- Какие задания вы можете предложить с этими предметами?

Ученики: а) Сосчитать сколько видов транспорта.

б) Сколько колёс?

в) Сколько окон?

и т.д.

Учитель: Что для счета вы будете использовать? (натуральные числа).

Поднимите руку, кому сегодня на уроке работалось с интересом и удовольствием?

Приложение 1. Самоанализ урока