Цели:
- Познакомить с математическим термином «Натуральные числа».
- Формировать умение записывать читать, сравнивать натуральные числа, развивать анализирующее восприятие.
Ход урока
I. Организационный момент
Поздороваемся с гостями.
Проверить готовность к уроку.
Поиграем, посчитаем,
Что-то новое узнаем.
Возьмем с собой воображение,
Внимательность,
наблюдательность,
настойчивость –
И смело в путь!
II. Актуализация знаний (сравнение геометрических фигур)
Учитель показывает геометрические фигуры: большой красный треугольник, большой зелёный прямоугольник, большой и маленький зелёные треугольники.
Учитель: Посмотрите внимательно на рисунок (пауза).
Учитель: Что на нём изображено?
Ученики: Геометрические фигуры: треугольники и прямоугольник.
Учитель: Что вы можете о них сказать?
Ученики: Они разного размера и цвета.
Учитель: Кто её назовёт?
Ученики: а) Я вижу лишнюю фигуру – маленький треугольник, потому что все большие, а он – маленький.
б) лишняя фигура – красный большой треугольник, потому что все фигуры зеленые, а он – красный.
в) лишний – прямоугольник, потому что у него 4 угла, а у треугольников по три угла.
Учитель: Хорошо! Вы нашли не одно решение, а целых три. Вы были очень внимательны.
Вывод: По каким признакам вы различали эти фигуры?
Учащиеся: по форме, размерам, цвету.
Учитель: Сколько углов у треугольника? (три)
Сколько углов у прямоугольника? (четыре)
Как эти числа называются в науке математике и почему они так называются?
Сегодня на уроке мы об этом узнаем.
Работа над новым материалом (работа в парах).
I вариант: Дети работают с палочками.
II вариант: с цифрами.
Дети I варианта выкладывают палочки в порядке возрастания, а дети второго варианта рядом ставят цифру, которое обозначает данное число.
С какого числа вы начнете откладывать палочки? (с числа 1). И отложите их столбиком до числа 9.
Ученики работают самостоятельно.
Учитель: В каком порядке разложили числа? (в порядке возрастания)
Учитель: На сколько число палочек больше, чем на предыдущей строке? (на 1)
Учитель: Прочитаем эти числа. Может кто-то догадался, как называются эти числа? Вы отжали сок из яблок, как он будет называться?
Ученики: Натуральным.
Учитель: И числа, которые получают при счете предметов тоже называются натуральными.
Почему числа в математике назвали натуральными?
(Потому что мы их видим, мы их можем ощутить, посчитать).
Физминутка:
Рано утром солнышко
Поднимает нас.
Поднимаем руки мы
По команде – раз.
А над нами весело.
Шелестит листва.
Опускаем руки мы
По команде – два.
Продолжим работу в тетрадях.
Открыли тетради, положили чуть наискосок. В правой руке ручка, левой рукой придерживаем тетрадь. Руку поставили на локоть. Слушаем учителя (Один ученик работает за доской).
а) Запишите натуральное число больше 5 и меньше 6. (5)
б) Запишите самое большое однозначное натуральное число. (9)
в) На берегу 5 лягушек, кроме двух, лягушки прыгнули в воду. Сколько лягушек прыгнуло в воду? (3)
Учитель: Сравните с записью на доске.
Какие задания вы можете придумать с этими числами?
Ученики: Записать натуральные числа в порядке возрастания, в порядке убывания, записать неравенства.
Ученики записывают натуральные числа.
а) в порядке возрастания в тетрадях, один ученик за доской. Сравнили записи.
б) второй ученик записывает в порядке убывания за доской, остальные – в тетрадях. Сравниваем записи.
Учитель:
а) Самостоятельно составьте неравенства за партами.
Б) Ученики выходят к доске, составляют неравенства у доски.
- Сравните неравенства.
Учитель: Какую операцию производили над натуральными числами?
Ученики: а) Раскладывали натуральные числа в порядке возрастания.
б) Раскладывали натуральные числа в порядке убывания.
в) сравнивали натуральные числа.
Учитель: Какой сегодня день? (пятница)
Завтра выходной. Вы будете отдыхать.
Кто-то поедет в гости, кто-то – на свежий воздух.
А если поедешь, то на…
Дети: транспорте.
Учитель вывешивает на доске картинки: велосипед, машину, трамвай.
- Что это?
- Какие задания вы можете предложить с этими предметами?
Ученики: а) Сосчитать сколько видов транспорта.
б) Сколько колёс?
в) Сколько окон?
и т.д.
Учитель: Что для счета вы будете использовать? (натуральные числа).
Поднимите руку, кому сегодня на уроке работалось с интересом и удовольствием?
Приложение 1. Самоанализ урока