Цели:
- Учить использовать алгоритм сложения и вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд, применяя запись в столбик.
- Развивать логическое и творческое мышление через создание условий для самореализации творческого потенциала учащихся.
- Воспитывать интерес к предмету через ситуацию успеха и взаимодоверия.
Оборудование: компьютер, DBD, телевизор, презентация проектной работы «Веселые фигурки из кругов и окружностей», геометрические фигуры, «Лестница достижений», памятки алгоритма сложения и вычитания, карточки-помощники, задания для групповой работы, карточки для проверки знаний «Рыбка», печатные тетради.
Ход урока
1. Организационный момент.
Создание психологической комфортности на уроке.
Приветствие гостей.
- Какое у вас настроение? (Ответы.)
- Тогда улыбнемся друг другу, и всем пожелаем (что?)…
Лестница успеха.
- Как вы считаете, от кого зависит успеха нашего урока? (Успех нашего урока зависит от работы каждого из нас.)
- Откройте «Лестницу успеха», давайте заполним первую ступеньку «Что мы знаем».
(Схематическое заполнение.)
- Хотим еще больше узнать? Здорово!
2. Упражнение на развитие внимания и памяти.
- Настроение у вас хорошее, а внимание и память? Тоже хорошие?
Давайте в этом убедимся.
На экране
|
|
|
|
Посмотрите геометрические фигуры, запомните их.
Закройте глаза. 1, 2, 3 –открыли. Что изменилось?
На экране
|
|
|
|
Молодцы. Проверим ваши ответы.
На экране оба слайда. Затем один.
- Ребята, что вы можете сказать о фигурах? (Разные по форме, по цвету.)
- Как вы думаете, что каждый цвет символизирует? (Ответы.)
1. Желтый цвет- цвет нашего солнышка – теплый цвет.
2. Красный – красивый, праздничный (у ведь у нас гости), запоминающийся.
3. Зеленый – цвет природы, живой, полезный (для наших глаз полезный, этот цвет снимает усталость).
4. Синий - цвет воды, каждый урок мы должны получать хотя бы каплю знаний это - познавательный, творческий цвет.
Цель нашего урока – изучить новые случаи сложения и вычитания трехзначных чисел с переходом через разряд.
И сделать урок запоминающимся, полезным, теплым и познавательным.
- Какие задания можно выполнить с геометрическими фигурами?
(Найти Р, площадь, разделить на группы, что-то сконструировать).
- Давайте решим логическую задачу, герои которой- геометрические фигуры.
3. Логическая задача. Работа в парах.
- Схематический рисунок задачи вы сделаете в тетрадях, поэтому открыли тетради, записали число.
Работаем, обсуждаем задачу в парах.
ЗАДАЧА
Жили-были три фигурки: треугольник, круг, квадрат. Каждая из них жила в одном из домиков: 1 домик был с высокой крышей и маленьким окном, второй – с высокой крышей и большим окном, третий – с низкой крышей и большим окном. Треугольник и круг жили в домиках с большим окном, а круг и квадрат в домиках с высокой крышей. В каком домике жила каждая из фигур?
- Про какую фигуру известно больше всего? (круг)
- Покажите на пальчиках номер ее домика. (№2)
- Треугольник? (№3)
- И квадрат? (№ 1)
Фигуры приготовили для вас задания.
4. Работа по теме.
1. Работа в группах.
Распределитесь по группам.
Что записано у вас на листах? (Числовые выражения)
- Как вы думаете, какое задание можно выполнить? (Найти значение выражений, распределить на группы, составить задачи.)
Задание - выделите фломастером только те выражения, в которых при вычислениях возникает переход через разряд.
Повторите алгоритм решения на любом выражении.
Проверка у доски, сравнивание работ.
2. Коллективная работа.
Решим эти выражения с объяснением у доски.
234+458= 692
315+241
475-237= 238
652-320
137+214=351
542+239=781
(Ребята, кто работает с опережением П/т №37).
Внимание. Сравните выражения
- Что изменилось в выражении?
542+293= 835 (Переход через разряд происходит в разряде десятков.)
- Кто желает решить у доски?
- А сейчас что изменилось?
542+298=840 (Переход происходит и в разряде единиц и в разряде десятков.)
- Кто желает решить у доски?
475-237=238
Измените разность, чтобы переход происходил в разряде десятков.
Кто желает решить у доски?
- Какие же новые случаи сложения и вычитания мы изучили?
- Дома, ребята вы составите подобные выражения с новым видом сложения для своих друзей.
Физминутка
А сейчас Геометрический человечек предлагает вам выполнить вместе с ним упражнения для укрепления вашего здоровья.
(На экране геометрический человечек под музыку показывает упражнения.)
Физминутка для глаз.
Чтобы наши глазки отдохнули выполним для них упр.
- Обведем глазами по контору фигур (треуг., квадрат, прямоуг., круг).
Релаксация
- Закройте глаза, представьте, что вы отдыхаете на природе.
5. Мини-проверка. Задание «Рыбка»
На экране слайд «Рыбка»
- А сейчас, ребята, давайте проверим чему мы научились.
На столе у каждой пары задание, которое вы будете выполнять вместе с другом.
- Найдите значения выражений только в окружностях. Ответы расположите в порядке убывания. Прочитайте слово.
Проверка. На экране: решение примеров, слово
УСПЕХ.
6. Презентация проектной работы «Веселые фигурки из кругов и окружностей»
- Вы сейчас работали в окружностях.
-А что называется окружностью?
Окружность – это линия, которая является границей круга.
Вспомните стихотворение про окружность.
У круга есть одна подруга
Знакома вам ее наружность
Она идет по краю круга
И называется - окружность.
На экране слайд - титульный, тема, цель.
Дома вы из кругов и окружностей рисовали веселые фигурки, узоры. Все вместе мы составили проектную работу, целью которой является развитие ваших познавательных и творческих способностей.
Просмотр рисунков. Пояснения учащихся - что они выразили в своих работах.
Аплодисменты всем учащимся.
7. Подведение итогов урока.
- Откроем лестницу успеха, на второй ступеньке заполним, что мы узнали. (Выражения с переходом в разряде десятков и с переходами в разрядах и единиц и десятков, какие фигуры можно нарисовать из кругов и окружностей.)
- Какой вывод мы сделаем по уроку?
- Наш урок был полезным, творческим, запоминающимся, теплым?
- Вы довольны собой, уроком?
- На самой верхней ступеньке нарисуем солнышко, которое вам улыбается.
Всем спасибо.