Цель: Создание образа, иллюстрации к произведению.
Задачи:
- Показать взаимосвязь образа слова и художественного образа иллюстрации.
- Развивать наблюдательность и творческие способности учащихся.
- Пробудить интерес и почитание к наследию русской культуры.
Зрительный и музыкальный ряд: иллюстрации О. Домье, Г.Доре, Ю.Шнорра, книга С. Шмелева «Лето господне», аудиозапись колокольных звонов.
Материалы и оборудование: акварельные краски, кисти, стаканчики с водой, альбомы, компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, иллюстрации.
Ход урока
Организационный момент.
Беседа учителя.
- Сегодня на уроке мы рассмотрим, как взаимосвязаны искусство слова изобразительное искусство. (На доске слова: образ, изведал )
Толкование слов: изображение- образ, произведение – изведал. (Нахождение общего корня.)
Правописание слов: изображение, произведение, иллюстрация.
- Скажите что у меня в руках? (Книги.)
- Что такое книга? (Размышления детей). Книга – источник знаний, духовная пища человека. В народе говорят:
- Кто хочет много знать, тому надо книги читать.
- Кто больше знает, тому и книги в руки.
- У меня в руках книги для детей. Что их отличает от книг для взрослых? (Ответ: много иллюстраций.)
- Из каких составных частей состоит книга? (Текст и иллюстрация).
- Из чего состоит текст? (Слов и предложений).
- Иллюстрация сопровождает текст и привязана к его содержанию. Почему?
- Какое значение имеет иллюстрация? (Иллюстрация помогает создать образ героев, портрет, костюмы, место действия (пейзаж, интерьер помещения, приметы исторической эпохи.))
- К какому виду изобразительной деятельности относится иллюстрация? (К книжной графике).
- В «Кратком словаре художественных терминов» есть толкования слова «иллюстрация». Иллюстрация (в переводе с латинского) - вид книжной графики ее основа. А в «Краткой литературной энциклопедии» мы находим объяснение, что иллюстрация- изображение, как бы переводящее образы литературы на язык графики или живописи.
- Что общего между писателем и художником? (Автор-писатель и художник создают художественный образ, чтобы художник изобразил иллюстрации, ему надо хорошо знать текст.)
Книжная иллюстрация впервые возникла в Китае в 7 веке. Появились печатные книги с гравюрами на дереве. А в Европе иллюстрация достигла наибольшего расцвета в19 веке во Франции. Этому содействовали великие живописцы.
В области книжной графики хорошо проявили себя художники: Юлиус Шнорр фон Каросфельд (1794-1872 гг), Оноре Викторьен Домье(1808-1879гг), Поль Гюстав Доре(1832-1883гг).Онипроиллюстрировали работы великих мастеров слова.
Знакомство с иллюстрациями художников
Рисунок 1. Ю.Шнорр
Рисунок 2. Ю.Шнорр
Рисунок 3. Г.Доре
Рисунок 4. Г.Доре
Рисунок 5. О.Домье
- Обратите внимание на иллюстрацию, где ангел и девушка. Это Архангел Гавриил явился Марии, чтобы сообщить благую весть.
Он возвестил ей о том, что у нее должен родиться сын который будет наречен именем Иисус. Этот праздник получил свое название в память благой вести – Благовещение. (Звучит фонограмма со звуком колоколов.)
- Существуют иконы с названием «Благовещение».
(Рассматриваем иконы.)
- В народе говорят:
- «На Благовещенье (7/IV)-весна зиму потопила. Мурашки оживают, а медведь из берлоги выходит».
- «Если на Благовещение снег еще лежит на крышах, то он продержится в поле еще до Егорьева дня (6/v)».
- «Красные круги вокруг солнца на Благовещение - к урожаю».
- «На Благовещение день тихий, теплый – лето такое же».
- В России существуют традиции. Считалось, что весну приносят с собой птицы, поэтому на Благовещение хозяйки выпекали из теста жаворонков, куликов и угощали ими детей. В этот праздник отпускали на волю птиц. Утром горожане покупали у ловцов птиц и после службы выпускали на волю.
- У меня в руках детская книга. Посмотрите на обложку и скажите: в какой стране происходит действие, в какое время.
- Почему вы так решили? (Костюмы людей, карета, фонари)
Рисунок 6
Рисунок 7
Рисунок 8
Чтение отрывка из произведения
- Я предлагаю вашему вниманию произведение русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева «Лето господне». Главный герой повести сам автор, который вспоминает свое детство. Лето-это год, т.е. описание событий произошедших за год: хороших и плохих, грустных и веселых. (Демонстрация иллюстраций из произведения.)
Самостоятельная работа учащихся.
- Придумать и изобразить иллюстрацию о народном празднике Благовещение.
- Последовательность работы (заливка фона…)
- Помните о том, что ваша работа будет выглядеть гораздо интереснее, если вы смешаете краски. Лица людей будут ярче, если вы их раскрасите.
Демонстрация лучших работ.
Подведение итогов:
- Что нового вы узнали?
- Что вам понравилось?
- Какое значение имеет иллюстрация?
- Какому виду ИЗО можно отнести иллюстрацию.
- С отрывком какого произведения вы познакомились? Кто автор?
- О чем его содержание?
Домашнее задание:
- Рассказать весенние приметы. Найти стихи о весне.
Выставка детских работ?
Оценки.