Урок изобразительного искусства для учащихся 7-го класса по программе Б.М. Неменского по теме "Искусство иллюстрации. Слово и изображение"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель: Создание образа, иллюстрации к произведению.

Задачи:

  • Показать взаимосвязь образа слова и художественного образа иллюстрации.
  • Развивать наблюдательность и творческие способности учащихся.
  • Пробудить интерес и почитание к наследию русской культуры.

Зрительный и музыкальный ряд: иллюстрации О. Домье, Г.Доре, Ю.Шнорра, книга С. Шмелева «Лето господне», аудиозапись колокольных звонов.

Материалы и оборудование: акварельные краски, кисти, стаканчики с водой, альбомы, компьютер с оборудованием для просмотра слайдов, иллюстрации.

Ход урока

Организационный момент.

Беседа учителя.

- Сегодня на уроке мы рассмотрим, как взаимосвязаны искусство слова изобразительное искусство. (На доске слова: образ, изведал )
 
Толкование слов: изображение- образ, произведение – изведал. (Нахождение общего корня.)

Правописание слов: изображение, произведение, иллюстрация.

- Скажите что у меня в руках? (Книги.)

- Что такое книга? (Размышления детей). Книга – источник знаний, духовная пища человека. В народе говорят:

  • Кто хочет много знать, тому надо книги читать.
  • Кто больше знает, тому и книги в руки.

- У меня в руках книги для детей. Что их отличает от книг для взрослых? (Ответ: много иллюстраций.)

- Из каких составных частей состоит книга? (Текст и иллюстрация).

- Из чего состоит текст? (Слов и предложений).

- Иллюстрация сопровождает текст и привязана к его содержанию. Почему?

- Какое значение имеет иллюстрация? (Иллюстрация помогает создать образ героев, портрет, костюмы, место действия (пейзаж, интерьер помещения, приметы исторической эпохи.))

- К какому виду изобразительной деятельности относится иллюстрация? (К книжной графике).

- В «Кратком словаре художественных терминов» есть толкования слова «иллюстрация». Иллюстрация (в переводе с латинского) - вид книжной графики ее основа. А в «Краткой литературной энциклопедии» мы находим объяснение, что иллюстрация- изображение, как бы переводящее образы литературы на язык графики или живописи.

- Что общего между писателем и художником? (Автор-писатель и художник создают художественный образ, чтобы художник изобразил иллюстрации, ему надо хорошо знать текст.)

Книжная иллюстрация впервые возникла в Китае в 7 веке. Появились печатные книги с гравюрами на дереве. А в Европе иллюстрация достигла наибольшего расцвета в19 веке во Франции. Этому содействовали великие живописцы.

В области книжной графики хорошо проявили себя художники: Юлиус Шнорр фон Каросфельд (1794-1872 гг), Оноре Викторьен Домье(1808-1879гг), Поль Гюстав Доре(1832-1883гг).Онипроиллюстрировали работы великих мастеров слова.

Знакомство с иллюстрациями художников

Рисунок 1. Ю.Шнорр

Рисунок 2. Ю.Шнорр

Рисунок 3. Г.Доре

Рисунок 4. Г.Доре

Рисунок 5. О.Домье

- Обратите внимание на иллюстрацию, где ангел и девушка. Это Архангел Гавриил явился Марии, чтобы сообщить благую весть.

Он возвестил ей о том, что у нее должен родиться сын который будет наречен именем Иисус. Этот праздник получил свое название в память благой вести – Благовещение. (Звучит фонограмма со звуком колоколов.)

- Существуют иконы с названием «Благовещение».

(Рассматриваем иконы.)

- В народе говорят:

  • «На Благовещенье (7/IV)-весна зиму потопила. Мурашки оживают, а медведь из берлоги выходит».
  • «Если на Благовещение снег еще лежит на крышах, то он продержится в поле еще до Егорьева дня (6/v)».
  • «Красные круги вокруг солнца на Благовещение - к урожаю».
  • «На Благовещение день тихий, теплый – лето такое же».

- В России существуют традиции. Считалось, что весну приносят с собой птицы, поэтому на Благовещение хозяйки выпекали из теста жаворонков, куликов и угощали ими детей. В этот праздник отпускали на волю птиц. Утром горожане покупали у ловцов птиц и после службы выпускали на волю.

- У меня в руках детская книга. Посмотрите на обложку и скажите: в какой стране происходит действие, в какое время.

- Почему вы так решили? (Костюмы людей, карета, фонари)

Рисунок 6

Рисунок 7

Рисунок 8

Чтение отрывка из произведения

- Я предлагаю вашему вниманию произведение русского писателя Ивана Сергеевича Шмелева «Лето господне». Главный герой повести сам автор, который вспоминает свое детство. Лето-это год, т.е. описание событий произошедших за год: хороших и плохих, грустных и веселых. (Демонстрация иллюстраций из произведения.)

Самостоятельная работа учащихся.

  • Придумать и изобразить иллюстрацию о народном празднике Благовещение.
  • Последовательность работы (заливка фона…)

- Помните о том, что ваша работа будет выглядеть гораздо интереснее, если вы смешаете краски. Лица людей будут ярче, если вы их раскрасите.

Демонстрация лучших работ.

Подведение итогов:

- Что нового вы узнали?

- Что вам понравилось?

- Какое значение имеет иллюстрация?

- Какому виду ИЗО можно отнести иллюстрацию.

- С отрывком какого произведения вы познакомились? Кто автор?

- О чем его содержание?

Домашнее задание:

- Рассказать весенние приметы. Найти стихи о весне.

Выставка детских работ?

Оценки.