Технология – один из немногих предметов школьной программы, который объединяет различные области знаний в школе, способствует соединению теории с практикой.
Но часто из-за различных причин ( чаще всего недостаточно современная, а порой и вовсе морально устаревшая материальная база) учащиеся лишены возможности увидеть то, что происходит на настоящих производствах, познакомиться с новинками оборудования, понять значимость изучаемого предмета.
На своих уроках я стараюсь не забывать об этом и провожу многочисленные беседы о сферах производства, профессиональном самоопределении, содержании различных видов труда, характеристиках профессий.
В настоящее время достаточно трудно организовать экскурсии учащихся на предприятия швейного производства, так как многие из них имеют частных владельцев и не расположены принимать школьников на своей территории.
Но тем не менее у меня есть положительный опыт в этом направлении: учащиеся школы посещают ателье, швейный цех.
Так как посетить эти предприятия не удается всем классам параллелей я предлагаю разработанный мной урок –
«Виртуальная экскурсия в швейный цех» (Приложение 1) на основе имеющихся у меня материалов.
Эта экскурсия очень полезна и познавательна и может применяться в учебном процессе при изучении раздела «Технология изготовления швейных изделий», «Современное производство и профессиональное образование»
Урок-экскурсия №29
Класс: 8 класс
Раздел: «Современное производство и профессиональное образование»
Тема: Сферы производства и разделение труда
Цели экскурсии:
- Образовательная – ознакомить учащихся с организацией и работой предприятия, с техникой и технологией изготовления выпускаемой продукции, разделением труда на предприятии;
- Развивающая – расширить кругозор учащихся
- Воспитательная – способствовать воспитанию у учащихся уважения к людям труда и любви к труду;
- Профориентационная – ознакомить учащихся с содержанием труда работников цеха
Подготовка к экскурсии: В период подготовки учитель посещает несколько швейных цехов города, знакомится с оборудованием, технологическим процессом, потребностью в кадрах; отбирает один из них для проведения экскурсии; договаривается с руководством о выделении экскурсовода, разрабатывает с ним план проведения экскурсии и устанавливает с ним план проведения экскурсии и дату её проведения.
Подготовка учащихся к экскурсии проводится на предыдущем уроке, где учитель сообщает цель, план предстоящей экскурсии и вопросы, на которые учащиеся должны дать ответ после экскурсии в своём отчёте.
Ход экскурсии
I. Организационный момент – 3 мин.
II. Экскурсия -Демонстрация презентации– 30 мин.
а) Вводная беседа
Рассказ экскурсовода об истории предприятия, о выпускаемой продукции, об используемых материалах; проведение инструктажа по технике безопасности во время экскурсии;
б) Экскурсовод показывает учащимся швейный цех, его оборудование, материалы, технологический процесс.
в) Учащиеся в группах по 3-4 человека знакомятся с содержанием труда разных профессий, разделением труда работников, наблюдают за их работой.
г) Заключительная беседа экскурсовода со школьниками.
1. Какое предприятие вы сегодня посетили?
(Предполагаемые ответы: цех по изготовлению одежды, постельного и столового белья.)
2. Какую продукцию оно выпускает?
(Предполагаемые ответы: пеленки, ползунки, наборы для выписки, чепчики, халаты, фартуки, портьеры, покрывала, пододеяльники, наволочки, простыни и др.)
3. С какими рабочими местами вы ознакомились?
(Предполагаемые ответы: швея, утюжильщица, закройщик.)
4. Понравилась ли вам экскурсия?
(Предполагаемые ответы: да, очень.)
III. Подведение итогов экскурсии учителем – 5 мин.
Сегодня мы посетили действующее производственное швейное предприятие, которое относится к легкой промышленности; ознакомились с разделением труда на этом предприятии, оборудованием, технологическим процессом.
Это поможет вам при работе над проектами при составлении технологической последовательности изделия; выполнении технологических карт, в выборе оборудования и его описания.
А некоторым из вас сегодняшняя экскурсия, возможно, позволит определиться с будущей профессией.
IV. Домашнее задание – 2 мин.
Учащиеся получают распечатки с вопросами.
Подготовить письменный отчёт об экскурсии, ответив на следующие вопросы:
- Название швейного предприятия, его характеристика.
- Структура и организация работы (участки цеха).
- Выпускаемая продукция, материалы, оборудование.
- Содержание работы основных профессий: швея-мотористка, закройщик, утюжильщица.
- Впечатление об экскурсии.
(Примечание: подведение итогов происходит на следующем уроке технологии после сдачи учащимися письменных отчётов.)