Коррекционно-образовательные цели. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме “Игрушки”. Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами). Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений, тонкой моторики. Работа над темпом и ритмом речи. Координация речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели. Воспитание навыков сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Ход занятия.
1. Организационный момент. [Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).]
Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает им встать около стульчиков.
Логопед. Я разрешу сесть тому, кто сможет назвать ласково своих соседей. Например, Динару можно назвать Динарочка, а Диану – Дианочка.
Дети произносят ласковые имена товарищей и садятся.
1-й ребенок: Дениска.
2-й ребенок: Элиночка.
3-й ребенок: Салаватик.
4-й ребенок: Кариночка.
Логопед. Молодцы! Как вы ласково обращаетесь друг к другу.
2. Психогимнастика.
Дети, отгадайте загадку: “Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет”. (Мячик.) Изобразите, с помощью щек, губ, какой мячик бывает. Каким стал, попавший под колесо машины. Покажите, как вы огорчились, увидев разорванный мячик. И изобразите, как вы обрадовались, когда родители купили вам новый разноцветный мяч.
Сообщение темы занятия. Ребята, сегодня мы с вами продолжим говорить об игрушках.
3. Пальчиковая гимнастика “Игрушки”. [Работа над темпом и ритмом речи.]
На большом диване в ряд (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Куклы Катины сидят:
Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)
И веселый Чиполлино,
И котенок, и слоненок.
Раз, два, три, четыре, пять, (Разгибают поочередно пальчики.)
Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)
Мы игрушки сосчитать.
4. Работа в тетради.[Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]
Логопед. Теперь откройте тетради там, где лежит закладка. Что изображено на страничке слева?
Дети. Мы видим игрушки: юлу, пирамидку и мяч.
Логопед. Раскрасьте мяч, карандашом любого цвета, какой вам нравиться.
Дети выполняют работу, логопед оказывает им необходимую помощь, организует во время работы диалог, задавая вопросы: “Какой цвет ты решил выбрать для своего мяча? Какой мяч у тебя получился? Опиши его. (И т.п.)” Затем логопед оценивает работу детей, собирает тетради и убирает контейнер с карандашами.
5. Упражнение “Эхо”. [Совершенствование слоговой структуры слова (слова из двух и трех открытых слогов).]
Логопед (громко). Мяч!
Дети (тихо). Мяч!
Логопед (громко). Ю-ла!
Дети (тихо). Ю-ла!
Логопед (громко). Ку-би-ки!
Дети (тихо). Ку-би-ки!
Логопед (громко). Ма-ши-на!
Дети (тихо). Ма-ши-на!
Логопед. Вы были внимательным “эхом”! Молодцы!
6. Упражнения “Мячик мой”.[Координация речи с движением, развитие общей моторики. Совершенствование навыка выполнения прыжков на носочках.]
Логопед приглашает детей на ковер и выполняет с ними уже знакомое упражнение.
Друг веселый, мячик мой, (4прыжка на носочках, руки на поясе.)
Всюду, всюду он со мной. (По два взмаха левой и правой рукой - как бы удары по мячу.)
Раз, два, три, четыре, пять, (5прыжков на носочках, руки на поясе.)
Хорошо мячом играть. ( Вновь по два взмаха – “удара”.)
7. Стихотворение с движениями “Самолет”
Самолетик – самолет (Разводят прямые руки в стороны и покачивают ими.)
Отправляется в полет. (Вращают кулачками перед грудью и рычат.)
Завели мотор – р-р-р!
Зарычал мотор – р-р-р!
Заворчал мотор – р-р-р!
Заурчал мотор – р-р-р!
Загудел самолет – у-у-у! (Разводят прямые руки в стороны и тянут звук [у].)
И отправился в полет - у-у-у! (Бегут по кругу друг за другом.)
Приземлился самолет, (Приседают на одно колено.)
Вот и кончился полет.
Логопед. Молодцы!
8. Упражнение “Помоги Андрюшке”. [Развитие речевого слуха, элементарных математических представлений.]
Логопед предлагает детям опуститься на ковер и сесть по-турецки.
Логопед. Сегодня мы ребята поможем одному мальчику. Его зовут Андрюшка. Послушайте внимательно стихотворение про него и постарайтесь запомнить, сколько игрушек у Андрюшки.
Расставил Андрюшка
В два ряда игрушки.
Рядом с мартышкой-
Плюшевый мишка.
Вместе с лисой-
Зайка косой.
Следом за ним-
Еж и лягушка
Сколько игрушек
Расставил Андрюшка?
Дети. Шесть игрушек.
Логопед. Можете назвать их?
Дети. Мартышка, мишка, лиса, зайка, еж и лягушка.
Логопед. Верно. Молодцы! Я горжусь вами! Сейчас в честь вас устроим праздничный салют.
9. Упражнение “Салют”. [Формирование направленной воздушной струи.]
Логопед предлагает детям встать около своих стульчиков и раздает каждому по маленькой прозрачной бутылочке, в которой находиться 10-12 разноцветных шариков из пенопласта. В пробку бутылочки вставлена и прочно закреплена трубочка для коктейля.
Логопед. Возьмите бутылочку в левую руку, а трубочку возьмите в рот и придерживайте правой рукой. Сделайте вдох и подуйте в трубочку медленно и спокойно, не раздувая щек. Получится настоящий салют.
Упражнение выполняется 3-5 раз, чтобы не спровоцировать головокружение у детей.
10. Игра “Разрезные картинки”. [Развитие зрительного гнозиса и конструктивного праксиса. Уточнения и расширение словаря.]
Логопед раздает детям разрезные картинки.
Логопед. Попробуйте собрать разрезные картинки, которые я вам дала.
Дети складывают картинки из частей.
Логопед. Расскажите, что у вас на картинках. Постарайтесь начинать свои ответы по-разному: “У меня на картинке… ”, “Я сложила…”
1-й ребенок: У меня на картинке мишка.
2-й ребенок: Я собрал пирамидку.
3-й ребенок: Я сложила паровозик.
4-й ребенок: А у меня на картинке мячик.
Логопед. Молодцы! Вы справились с моим заданием.
11. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]
Логопед убирает разрезные картинки, предлагает детям рассказать, чем они занимались, оценивает их работу.