Цели:
- Образовательные: изучить химические свойства азотной кислоты; закрепить материал о реакциях ионного обмена и окислительно-восстановительных, закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием.
- Развивающие: продолжить развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, применять знания на практике.
- Воспитательные: формирование привычки к самостоятельному труду, аккуратности, навыков работы в группе.
Тип урока: изучение нового материала
Методы: проблемные, проектно-исследовательские, групповая работа.
Литература и оборудование:
- Учебник “Химия” 9 класс, Новошинский И.И.,М.:“Русское слово”,2008 г.
- Учебник “Химия” 9 класс, Кузнецова Л.М., М.: “Мнемозина”, 2007 г.
- Учебник “Химия” 9 класс, Кузнецова Н.Е., Титова И.М., М.: “Вентана – Граф”, 2007 г.
- Сборник “Тесты по химии”, Салыгина М.В., Козина А.В. С-П., 2008 год
- Сборник задач “Химия” 8-9 классы, Савинкина Е.В., Логинова Г.П., М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2001 год
- Реактивы: HNO3, Cu, NaOH, CuO, CaCO3, индикаторы
Ход урока.
I. Подведение к теме урока. Совместное целеполагание и проектирование урока.
Создание проблемной ситуации. Переведите с алхимического языка запись:
“…“Крепкая водка” пожирает “луну”, выпуская “лисий хвост”. Сгущение полученной жидкости порождает “адский камень”, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы “луна” опять взошла, прокаливай “адский камень” в печи”.
О каких веществах идет речь?
Какие соединения азота изучены? Что еще не рассмотрели?
Как звучит тема урока? (“Азотная кислота и ее соли”)
Какова цель урока?
Какими средствами будем достигать поставленной цели?
Как вы думаете, к каким результатам мы с вами должны прийти к концу урока?
II. Изучение нового материала.
1. Работая в группах в течение 10 минут, составьте опорный конспект об азотной кислоте и ее солях, используя имеющиеся учебники.
Обсуждение работы и составление общего конспекта (см. приложение).
2. Теперь давайте на практике рассмотрим свойства азотной кислоты.
У вас на столах есть необходимое оборудование (работая в группах, изучают химические свойства кислоты с опорой на конспект).
III. Рефлексия и подведение итогов.
1. Возвращение к проблеме. О каких же веществах шла речь в задаче? Молодцы! Запишите уравнения реакций, о которых идет речь.
2. Давайте проверим пришли ли мы к запланированным результатам. Выполните тест.
I вариант |
II вариант |
1. Валентность азота в азотной кислоте равна: III IV V |
1. Степень окисления азота в азотной кислоте равна: +3 +4 +5 |
2. Разбавленная азотная кислота реагирует с: CO2 Fe(OH)3 Hg CuO |
2. С концентрированной азотной кислотой при комнатной температуре реагирует: Cu, Al Fe, Ag Al, Fe Pb, Al |
3. Газ, образующийся при взаимодействии магния с разбавленной азотной кислотой: H2 N2O NO NO2 |
3. Газ, образующийся при взаимодействии ртути с концентрированной азотной кислотой: H2 N2O NO NO2 |
4. Выберите из предложенных металлов те, нитраты которых при прокаливании разлагаются в соответствии со схемой: Me (NO3)n → Me + NO2 ↑ + O2↑: a) Na, K, Rb; б) Сa, Ba, Mg; в) Fe, Al, Zn; г) Cu, Hg, Ag. |
4. Нитрат лития при прокаливании разлагается в соответствии с уравнением: a) 2LiNO3 → 2Li + 2NO2 ↑ + O2↑; б) 4LiNO3 →2Li2O + 4NO2 ↑ + O2↑; в) 2LiNO3 →Li2O + N2O ↑ + 2O2↑; г) 2LiNO3 →2LiNO2 + O2↑. |
3. Оцените свою работу (самопроверка по образцу). Поставьте, пожалуйста, восклицательный знак на тех моментах, где вы допустили ошибку. На эти вопросы при подготовке домашнего задания обратите особое внимание.
IV. Домашнее задание. § 27 (разбор), стр. 125 вопросы 4, 5 (письменные ответы)