Открытый урок по теме "Азотная кислота и её соли" по учебнику И.И. Новошинского "Химия-9"

Разделы: Химия


Цели:

  1. Образовательные: изучить химические свойства азотной кислоты; закрепить материал о реакциях ионного обмена и окислительно-восстановительных, закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием.
  2. Развивающие: продолжить развитие умений выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, вести конспект, применять знания на практике.
  3. Воспитательные: формирование привычки к самостоятельному труду, аккуратности, навыков работы в группе.

Тип урока: изучение нового материала

Методы: проблемные, проектно-исследовательские, групповая работа.

Литература и оборудование:

  1. Учебник “Химия” 9 класс, Новошинский И.И.,М.:“Русское слово”,2008 г.
  2. Учебник “Химия” 9 класс, Кузнецова Л.М., М.: “Мнемозина”, 2007 г.
  3. Учебник “Химия” 9 класс, Кузнецова Н.Е., Титова И.М., М.: “Вентана – Граф”, 2007 г.
  4. Сборник “Тесты по химии”, Салыгина М.В., Козина А.В. С-П., 2008 год
  5. Сборник задач “Химия” 8-9 классы, Савинкина Е.В., Логинова Г.П., М.: “АСТ-ПРЕСС”, 2001 год
  6. Реактивы: HNO3, Cu, NaOH, CuO, CaCO3, индикаторы

Ход урока.

I. Подведение к теме урока. Совместное целеполагание и проектирование урока.

Создание проблемной ситуации. Переведите с алхимического языка запись:

“…“Крепкая водка” пожирает “луну”, выпуская “лисий хвост”. Сгущение полученной жидкости порождает “адский камень”, который чернит ткань, бумагу и руки. Чтобы “луна” опять взошла, прокаливай “адский камень” в печи”.

О каких веществах идет речь?

Какие соединения азота изучены? Что еще не рассмотрели?

Как звучит тема урока? (“Азотная кислота и ее соли”)

Какова цель урока?

Какими средствами будем достигать поставленной цели?

Как вы думаете, к каким результатам мы с вами должны прийти к концу урока?

II. Изучение нового материала.

1. Работая в группах в течение 10 минут, составьте опорный конспект об азотной кислоте и ее солях, используя имеющиеся учебники.

Обсуждение работы и составление общего конспекта (см. приложение).

2. Теперь давайте на практике рассмотрим свойства азотной кислоты.

У вас на столах есть необходимое оборудование (работая в группах, изучают химические свойства кислоты с опорой на конспект).

III. Рефлексия и подведение итогов.

1. Возвращение к проблеме. О каких же веществах шла речь в задаче? Молодцы! Запишите уравнения реакций, о которых идет речь.

2. Давайте проверим пришли ли мы к запланированным результатам. Выполните тест.

I вариант

II вариант

1. Валентность азота в азотной кислоте равна:

III

IV

V

1. Степень окисления азота в азотной кислоте равна:

+3

+4

+5

2. Разбавленная азотная кислота реагирует с:

CO2

Fe(OH)3

Hg

CuO

2. С концентрированной азотной кислотой при комнатной температуре реагирует:

Cu, Al

Fe, Ag

Al, Fe

Pb, Al

3. Газ, образующийся при взаимодействии магния с разбавленной азотной кислотой:

H2

N2O

NO

NO2

3. Газ, образующийся при взаимодействии ртути с концентрированной азотной кислотой:

H2

N2O

NO

NO2

4. Выберите из предложенных металлов те, нитраты которых при прокаливании разлагаются в соответствии со схемой:

Me (NO3)n → Me + NO2 ↑ + O2↑:

a) Na, K, Rb;

б) Сa, Ba, Mg;

в) Fe, Al, Zn;

г) Cu, Hg, Ag.

4. Нитрат лития при прокаливании разлагается в соответствии с уравнением:

a) 2LiNO3 → 2Li + 2NO2 ↑ + O2↑;

б) 4LiNO3 →2Li2O + 4NO2 ↑ + O2↑;

в) 2LiNO3 →Li2O + N2O ↑ + 2O2↑;

г) 2LiNO3 →2LiNO2 + O2↑.

3. Оцените свою работу (самопроверка по образцу). Поставьте, пожалуйста, восклицательный знак на тех моментах, где вы допустили ошибку. На эти вопросы при подготовке домашнего задания обратите особое внимание.

IV. Домашнее задание. § 27 (разбор), стр. 125 вопросы 4, 5 (письменные ответы)

Приложение.