Цели классного часа.
Создать условия для:
- Воспитания в потребности здорового образа жизни.
- Формирования полного представления о правильном питании, о его влиянии на здоровье человека.
- Активизация культурного досуга старшеклассников.
Оборудование:
- карточки с заданиями;
- сигнальные карты;
- лист ватмана с изображением игрового поля с названием секторов (см. Приложение 1).
Предварительная работа.
Классный руководитель предлагает учащимся сформировать 2 команды «Крестики» и «Нолики», так как игра будет проходить, следуя правилам одноимённой детской игры.
Сформировать жюри. В жюри могут войти учащиеся или родители.
Краткое описание работы.
Общий ход игры представляет собой известную детскую игру в крестики – нолики. На поле 3 клетки на 3 клетки. Игра состоит из конкурсов, в которой одной из команд присуждается победа и на игровом поле ставится знак Х или О. Каждый последующий конкурс выбирает та команда, которая проиграла предыдущий.
Принцип подведения итогов.
1 вариант. Разыгрывается все 9 секторов. Побеждает та команда, которая набрала наибольшее количество знаков на поле.
2 вариант. Побеждает команда, которой удалось выстроить 3 знака в ряд.
Командам даётся одно и то же задание. Право ответа получает та команда, которая выполнила его быстрее.
Ход классного часа
Классный руководитель: Сегодняшний классный час мы проводим в форме известной нам игры «Крестики-нолики». Только наша интеллектуально-познавательная игра будет посвящена очень важному для нашего организма вопросу, без чего человек существовать не может. Речь идет о питании. Здоровье человека закладывается смолоду, когда процесс развития организма протекает наиболее интенсивно. Правильное питание способствует обеспечению организма энергией и питательными веществами. Поэтому очень важно быть всем компетентным в этом вопросе.
От вас потребуются знания некоторых вопросов в области экологии, биологии и медицины.
На классной доске вы видите игровое поле с названием секторов. Команда, начинающая игру, должна выбрать не только место, куда нужно поставить Х или О, но и определиться с сектором. А это значит, что вы должны дать полный ответ на вопрос, соответствующий данному сектору.
Право засчитать правильность ответа принадлежит нашему жюри в составе ... человека (называет поимённо членов жюри).
Итак, теперь всё понятно, и мы приступаем к игре.
Вопросы к секторам.
Питание.
Вопрос 1. Назовите три «золотых» правила питания.
Ответ. Питаться: а) разнообразно, б) регулярно, в) не жадничать.
Вопрос 2. Почему кардиологи советуют, есть морковь 5 раз в неделю?
Ответ. В моркови содержится каротин, препятствующий отложению холестерина на стенках сосудов и образованию тромбов.
Питание спортсмена.
Вопрос 1. На диаграммах представлены «пищевые тарелки» пловца и шахматиста. Сравните и объясните чем отличаются и почему.
Пищевая тарелка пловца.
Пищевая тарелка шахматиста.
- Жёлтый – углеводы.
- Голубой – белки.
- Красный – жиры.
Ответ. Пловец затрачивает меньше углеводов так, как у него физический труд. У шахматиста умственный труд, ему нужно больше углеводов.
Вопрос 2. Выбери блюда для завтрака спортсмена в день соревнований.
яблоко
творог творожная запеканка хлеб |
сок
шоколад какао масло |
торт
кофе какао сельдь |
сыр
каша |
Ответ. Каша, творог, хлеб, сыр, масло, кофе или какао, шоколад.
Вода и минеральные вещества.
Вопрос 1. Какая связь между четырьмя стаканами воды и чувством усталости?
Ответ. Без достаточного количества жидкости снижается активность головного мозга и появляется чувство усталости. Поэтому врачи советуют выпить натощак 1 стакан воды, а в течение дня ещё хотя бы три. Всего же в сутки человек должен употребить 2,5 литра жидкости.
Вопрос 2. Какие минеральные вещества необходимы для формирования скелета и здоровых зубов, и в каких продуктах они находятся?
Ответ. Кальций, магний, фосфор. Продукты: молоко и молочные продукты, рыба, урюк, курага, яичный желток, яблоки, рис, говядина и говяжья печень, зеленый горошек.
Витамины.
Вопрос 1. Что обозначает слово «витамины» и кем они были открыты?
Ответ. Витамины – это органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма, а также препараты, содержащие такие вещества. В первые в 1881 году русским учёным Луниным Н.И. была доказана необходимость витаминов для нормального роста организма. Польский учёный Функ дал название этим веществам, составив в одном слове латинское «вита», что означает «жизнь» и греческое «амин», указывающее их отношение к аминокислотам.
Вопрос 2. Почему маленьким детям надо чаще находится на свежем воздухе (на солнце) или употреблять в пищу яичные желтки.
Ответ. В яичных желтках и на солнце в организме образуется витамин «Д», от его недостатка образуется рахит.
Белки.
Вопрос 1. Роль белков в организме, и в каких продуктах их больше всего?
Ответ. Из белков строятся клетки, ткани, органы, они входят в состав ферментов, гормонов, гемоглобина крови, способствуют формированию соединений, обеспечивающих иммунитет организма. Белки участвуют в процессе усвоения жиров, углеводов, минеральных веществ, витамина «С». Продукты: животного происхождения мясные, молочные и рыбные; растительного происхождения: фасоль, бобы, соя, чечевица, гречневая крупа, орехи.
Вопрос 2. Перед вами потребление белка в суточном рационе от 4 до 11 лет, до 3 лет на 1 кг массы тела соотнесите и объясните, почему?
- 4,0 – 3,5г.
- 3,5 – 3г.
- 2,5г.
Ответ. До 3 лет: 4,0-3,5г; 4-11 лет: 3,5-3г; 11-16 лет: 2,5г.
Из белков строятся клетки, ткани, органы, поэтому больше всего белков нужно ребёнку до 3 лет.
Углеводы.
Вопрос 1. Какую роль играют углеводы в организме человека?
Ответ. Важный источник образования энергии, обмена веществ.
Вопрос 2. В каких продуктах содержится большое количество углеводов?
Ответ. Растения: овощи, фрукты, злаки, бобовые, картофель.
Жиры.
Вопрос 1. Роль жиров в организме человека, и в каких продуктах большое содержание жиров?
Ответ. Это важный источник энергии, они дают 30% суточной нормы. Жиры участвуют в обмене веществ, помогают сопротивлению болезни. Продукты мясо, молочные продукты и молоко.
Вопрос 2. Выберите правильный ответ. Содержание жиров в рационе старшеклассника.
- Голубой – жиры.
- Сиреневый – белки.
Ответ. 1:1 диаграмма 2.
Диета.
Вопрос 1. «Диета». Объясните это слово.
Ответ. Перевод с греческого «режим», «образ жизни». Это специально подобранный режим питания по количеству питательности и количеству кулинарной обработке, по составу и так далее, соответствующей возрасту, телосложению, времени года, профессии, для больных и здоровых.
Вопрос 2. Существуют ли детские и юношеские диеты, и в каких случаях их применяют?
Ответ: Только по назначению врача, например, нарушение пищеварительного процесса, гипертония, после операции.
Рост и вес.
Вопрос 1. Как вы считаете, юноши и девушки тратят одинаковое количество энергии.
Ответ. Юноши больше. Юноши – 2900ккал, девушки – 2600ккал.
Вопрос 2. Влияет ли лишний вес на физическое состояние человека?
Ответ. Люди с избыточным весом чаще страдают гипертонией, заболеванием почек и желчного пузыря, болезнями сердца, нарушением менструального цикла, диабетом, раком.
После каждого хода команд ведущий обращается за помощью к членам жюри и определяет право следующего хода. После окончания игры организуется поздравление команды-победителя.
Список используемой литературы.
- Л.П. Морозова. «Классные часы». Волгоград, 2005г.
- Л.А. Побединская. «Классный час, играючи». Москва 2004г.
- «Энциклопедия современной женщины. Формула молодости и здоровья». ООО ТД Издательство Мир Книги, 2006г.
- Н.М. Шанский. «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов». Москва, «Дрофа», 2005г.
- С.И. Ожегов. «Толковый словарь русского языка». Москва, «Азбуковник», 1999г.
- Л.И. Скворцов. «Большой толковый словарь русского языка». Москва, «Юнвест», 2005г.
- М.М. Безруких. «Две недели в лагери здоровья» ООО «Нестле Фуд».
- М.М. Безруких. «Разговор о правильном питании» ООО «Нестле Фуд».
- А.Г. Алексин. Энциклопедия «Что такое кто такой?». Издательство «Педагогика – Пресс», 1992г.