Виды упражнений, способствующие формированию навыков чтения в начальной школе

Разделы: Общепедагогические технологии


Цель: представить систему упражнений направленных на формирование осознанного и выразительного видов чтения.

Комплект «Школа России» представляет собой целостную модель начальной школы, построенную на единых для всех предметов концептуальных основах и имеющую полное программно-методическое обеспечение. Комплект реализует федеральный компонент содержания образования и охватывает все образовательные области и учебные предметы. Представленная концепция учебно-методического комплекса «Школа России» строится на основе признанных традиций отечественной школы. В концепции изложены идеи, как общепедагогического, так и конкретно-методического характера, что гарантирует достижение положительных результатов и обеспечивает слияния обучения, развития и воспитания младших школьников в единый органичный процесс образования.

Главным средством реализации основных положений концепции являются учебно-методические комплекты по разным образовательным областям.

Учебные программы и учебники построены таким образом, что ребенок с первых лет обучения в школе шаг за шагом открывает свою планету, получая представления о ее природе, странах и народах. Поэтому в состав комплекта «Школа России» включены учебники для начальных классов по английскому, немецкому, французскому, испанскому языкам.

Рассмотрим образовательный курс «Литературное чтение».

  1. На каких ведущих принципах строится программа?
  2. Какими учебниками для учащихся обеспечивается курс литературного чтения?
  3. На решение, каких задач нацелен курс литературного чтения?

Курс литературного чтения призван продолжать обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы. Пробудить интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений. Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов.

Художественный эстетический принцип.

Определяет отбор произведений для чтения, поэтому в круг чтения младших

Школьников вошли преимущественно художественные тексты, раскрывающие перед читателем богатство окружающего мира, человеческих отношений, красоту, формируют у ребенка собственное отношение к действительности.

Литературоведческий принцип.

Реализует анализ литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Программа охватывает все литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни. При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников нравственно-эстетической идеей.

Коммуникативно-речевой принцип.

Нацелен на развитие культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения предполагает на первом году обучения -формирование приемов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), на втором году обучения - постепенное введение в чтение про себя; на третьем и четвертом годах обучения - наращивания скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков общения читателей с писателем и героями его произведений.

Курс литературное чтение обеспечивается учебниками:

  • «Родная речь» для учащихся 1-4классов авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой.
  • Учебное пособие «Читалочка» для уч-ся 1 класса автор Л.Ф.Климанов
  • Книга для учителя «Уроки литературного чтения» по учебникам «Родная речь».

Таким образом, курс литературного чтения нацелен на решение основных задач:

  • развивать у детей способность воспринимать художественное произведение, сопереживать героям;
  • учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;
  • развивать поэтический слух детей;
  • формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
  • расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике;
  • обеспечить развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
  • работать с различными типами текстов;
  • создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Вырастить грамотного читателя - совсем не простая задача для начальной школы. Среди общеучебных умений и навыков важное место для дальнейшего обучения занимает умение беглого чтения, которое формируется в начальной школе. Задача учителя – развить технику чтения у детей младшего школьного возраста. Жизнь показывает, если ученик научился читать в период обучения грамоте, то он занимает в коллективе заметное место, верит в свои силы, и наоборот, если ребенок не овладел чтением, он чувствует ущербность теряет веру в свои силы, способность успешно учиться и в коллективе класса находится в тени. Морально такой ребенок будет переживать свой недостаток. Интерес к чтению возникает в том случае, когда юный читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.

Как учить чтению, чтобы дети полюбили книги ведь книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее их развитие. Как научить ребенка осознанно правильно читать, сформировать навык работы с разными видами текстов, определять уровень понимания прочитанного? Каждый учитель задумывается над этим вопросом и старается решить эту проблему, совершенствуя навык чтения. Как показывает опыт, обычно быстро читают те учащиеся, которые читают много. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. Известный ученый педагог В.Н.Зайцев в своих исследованиях пришел к выводу, что только техника чтения не ниже 120 слов в минуту дает возможность ребенку успешно учиться в 5 классе. Тогда возникает вопрос, как выйти на этот уровень? Прежде всего, надо выявить факторы, мешающие быстрому чтению.

1. Малое поле зрения т.е поле видения в строке без передвижения зрачков. У не тренированного чтеца число фиксаций это несколько букв или отдельное слово. Он делает 12-16 фиксаций. А при тренировке число фиксаций сокращается до2-3.

2. Плохое развитие памяти у детей 7 лет. Это отражается на технике чтения. Если предложение большое ребенок забывает, о чем прочитал в самом начале.

3. Недостаточное использование смысловой догадки. У начинающего читателя понимание прочитанного идет не вместе с чтением, а после него. А у читающего ученика глаз постепенно получает возможность забегать вперед, и понимание осуществляется вместе с чтение. Поэтому работу над скорочтением надо начинать с развития зрительной памяти, внимания.

Память человека устроена таким образом, что запоминает не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Вывод значит надо через определенные промежутки времени проводить упражнения, направленные на развития скороччтения. Прежде чем перейти к упражнениям я распределила их на группы. Итак, получилось 3 основные группы на 1 и 2 класс.

Упражнения, направленные на развитие скорочтения.

1. Упражнения, связанные со зрительным восприятием. Они направлены на выработку правильности чтения, внимания к зрительному образу слова, на совершенствование способа чтения вслух и про себя.

1 класс

Кто самый внимательный? Развивает зоркость внимание к слову.

  • Слова, написание которых отличаются одной буквой:
    козы - коса   друг-враг   ветер-вечер
    травы - травка   след-следы   дедушка-девушка
    • Чтение слов, написание которых включает несколько одинаковых букв:

    город-горох-грохочет
    вьют - вьюн- вьюга
    жалеть-желтеть, жилет, желать.

    • Чтение слов с твердой и мягкой согласной:
    ест-есть   угол-уголь   мел-мель
    полка-полька   крыло - крылья   галка-галька
    мел-мель   лист - листья
    • Чтение разных слов с одинаковой приставкой:
    развел-развесил   прогибать - пробегают
    побежал-полежал   прихлопнуть - притопывать
    (для слабо читающих)   (для быстро читающих)
    • Чтение слов с одинаковым окончанием:
    салазках   колючий   соседи   небесами   простые   лесок
    сказках   случай   медведи   коврами   золотые   голосок
    веселый   олени   лебедями   смешные   снежок
    лиловый   тюлени   тополями   зеленые   лужок

    Слова желательно печатать на доске или на плакатах и выбирать из разбираемых на уроках произведениях.

    Читай быстро целыми словами. Направлено на развитие «поля» и способа чтения. Начинать надо с простых слов, с малого «поля» чтения. Слоговые трудности надо наращивать постепенно.

    • Чтение односложных слов:
    ус   крот   брат   вдруг   хруст
    уж   глаз   волк   гвоздь   взять
    душ   двор   внук   дрозд   брат
    нос   круг   полк   класс   хвост
    рот   порт   гость   гром   взгляд
    рог   стул   крот   треск   дрожь
    день   квас   пень   слон   блеск
    петь   двор   день   кран   ткач
    • Чтение двусложных и трехсложных слов:
    зима   доктор   деревья
    поле   валенки   травинки
    кусты   пестрый   подумал
    земля   снежок   навстречу
    сучок   стряхнул   бабушки
    каждый   прикрыл   кормушка
    страна   трактор   настала
    • Чтение однокоренных слов (эту группу слов надо включать в урок, когда «поле» чтения будет не менее 5-7 букв):
    бег – бежать – бегство   море – моряк - морской
    вода - водный – водяной   чисто - чистить – чистильщик
    • Чтение слов – синонимов:

    ключ-родник
    забор - изгородь-плетень
    стеречь - охранять - караулить- сторожить
    храбрый – смелый - отважный.

    • Чтение словосочетаний с предлогом и без предлога;
    дед да баба   грачи прилетели
    весна - красна   кататься на санках
    медведь в берлоге   заяц- беляк
    последний снег   жили-были

    2 класс

    Во втором классе в упражнения связанные со зрительным восприятием вводятся слова с наращиванием для быстрого чтения.

    • Слова трехсложные и четырехсложные:

    Наблюдает-соблюдает.
    Срывают-скрывают.

    • Слова с наращиванием, на карточках для быстрого чтения:

    Зелень – зеленело - зазеленело.
    Двигать – двигаются – подвигаются.

    • Более трудные слова, написание которых, включает несколько одинаковых букв:

    Догореть – догорать - догонять.
    Бархат – бархан – бронхит.

    • Словосочетания и предложения:

    Медведица с медвежатами.
    Лисица с лисятами.
    Птицы улетают на юг.
    Огромные лужи воды.
    Пестрый ковер из листьев.

    • Группа слов синонимов для быстрого чтения:

    Родной - родимый, знакомый, близкий.
    Смелый - зрелый, плохой, увядший.
    Готовить-варить, стряпать, есть.

    2. Упражнения, совершенствующие произношения. Они направлены на работу над дикцией и в определенной последовательности орфоэпическим произношением.

    Эта группа упражнений способствует более правильному и выразительному чтению. Речь пришедших детей очень часто страдает недостатками. Дети не замечают своих ошибок, так как привыкают к своей повседневной речи. Упражнения в произношении делает речевой аппарат более подвижным четко произносятся слова, и темп чтения убыстряется.

    1 класс

    • Упражнения, направленные на отработку артикуляции отдельных звуков с разной интонацией:

    и, а, э, у, ы
    и - э, и - а, и - о, и - у, э - о, э - у, э - а, э - и
    а - и, а - ы, о - ы, о - и, а - э, о – у.

    • Упражнения в чтении букв парами:

    э - е, а - я, о - е, у - ю, ы - и;
    А-Я аист, март, сахар, яма, яблоко;
    О-Е нос, нес, мороз, лед, замерз;
    У-Ю пух стул, клюв, уютно, южный;

    • Упражнения, в чтении согласных:

    Ш - школа, шалаш, кувшин, карандаш
    Ж - лыжи, флажок, желудь, жаворонок, ужи, ежи
    Щ - плащи, клещи вещи, щенок
    С - зима, зеленый, звон, язык, здоровье
    Ц - цапля палец, царапина, мельница.

    • Упражнения, в отчетливом произношении согласных в слове:

    З-С Спасибо, мороз, что снегу нанес.
    У Сени и Сани в гостях сом с усами.
    Ч-Ж-Щ-Ш Швец и жнец и на дуде игрец.

    • Произношение скороговорок и чистоговорок:

    Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
    Проворонила ворона вороненка.
    Наш Полкан, попал в капкан.

    Во 2 классе произношение слов произносится с заданием:

    • произноси медленно;
    • произноси чуть быстрее;
    • произноси чуть выше;
    • произносите тихо.

    Упражнения в произношении ряда слов и скороговорок произносятся с понижением и повышением голоса и в различных темпах:

    • упражнения, в произношении сочетаний звуков «чн»: скучно, конечно, скворечник, прачечная;
    • упражнения в произношении звонких, перед глухими согласными: Ст- дрозд, ш -ложка, подружка, ф -вправо.
    • упражнения «говорите правильно»: лягу, ляжешь, случай; носки-носков, чулки- чулок; сапоги-сапог.

    3. Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания. Они направлены на быстрое овладение слов в процессе чтения. Понимание содержания произведения и его смысла раскрывается через понимание значения слов.

    • Упражнения, в подборе обобщающего слова:

    чиж, грач, сова, стриж, ласточка;
    ножницы, клещи, молоток, грабли, пила;
    шарф, варежки, шапка, пальто.

    • Разделение слов на группы:

    коза корова, соловей, овца, сорока;
    заяц, огурец, капуста, ежик, горох;
    апельсин автобус, абрикос, яблоко, трамвай.

    • Найти лишние слова:
    река   муравей   голубь
    ручей   ель   воробей
    лейка   ольха   синица
    озеро   береза   клест
    пруд   осина   верблюд

    Во 2 классе основная масса ребят уже читают целыми словами, понимание значение слова осуществляется в процессе чтения, часто возникает правильная догадка о значении последующего слова и вся работа переносится на содержание текста. На третьем и четвертом годах обучения идет наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения. Для формирования беглости чтения необходимо обеспечить на уроках многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ с текстом:

    • чтение текста про себя;
    • чтение текста ответы на вопросы предложенные учителем;
    • чтение текста подготовка вопросов по его содержанию;
    • выборочное чтение;
    • выборочное чтение слов автора выражающее главную мысль произведения;
    • чтение нахождение выразительных средств языка, употребленных для точности характеристики;
    • нахождение и чтение отрывков, которые могут служить подписями для данных иллюстраций;
    • нахождение и чтение отрывков по ролям.

    На уроках я использую приемы и методы для развития скорочтения. Это чтение в парах, чтение за диктором, групповое чтение, жужжащее чтение и многие другие виды работ

    Не секрет, что современные дети мало читают, предпочитая книгу просмотру телепрограмм, компьютерным играм. Поэтому мы учителя должны открыть детям целостность книги, чтобы ребята полюбили книгу, ведь книга прочитанная в детстве остается в памяти на всю жизнь. В 1 классе для стимулирования я читала детям интересные эпизоды из книг, а дальше ребята с большим интересом шли в библиотеку где их встречала библиотекарь и знакомила с рядом книг на полках красочно оформленных. Дети кто мог сразу продемонстрировать свои способности читать сразу становились читателями библиотеки. Работа с книгой тесно стала продолжаться во 2 классе, когда все ребята уже достаточно хорошо читали целыми словами. Чтобы как-то не ослабить читательский интерес и привлечь ребят, на протяжении всего учебного года я поддерживала тесную связь с городской детской библиотекой. Раз в 2 недели нам приносили книги на каждого ученика. В течении этого времени ребята с большим интересом обменивались каждый день книгами. Это позволило каждому ученику прочитать за 2 недели более 6 книг в течение года. Я наблюдала, как дети читали на переменах, после уроков, в ГПД, Читали в парах, задавали вопросы друг другу. В классе были заведены читательские дневники, где ребята заполняли информацию о прочитанной книге, рисовали рисунки, делали выставки. По субботам подводили итоги, прочитанных книг. Используя свой опыт работы на протяжении многих лет, хочется подчеркнуть, что только целенаправленная работа помогает достичь результатов чтения в начальной школе, когда на уроках вводятся специальные упражнения, направленные на совершенствование процесса чтения зрительного воспроизведения слова и его произношения. В 2006 уч.г. мои выпускники 4 класса читали выше нормы из 25 уч-ся 68% . Ребята в конце годы были награждены грамотой в школе «Самый читающий класс».

    В 2007 уч. г.на конец 2 класса административный контрольный срез показал, что 18 уч-ся читают выше нормы. В 2008уч.г. контрольный срез срез за 1 четверть показал, что из 22 уч-ся читают выше нормы 16 уч-ся.

    Чтение – вот лучшее учение. Наверно нет необходимости объяснять глубокий смысл этой пословицы. От умения детей читать бегло и выразительно, понимать содержание прочитанного, зависит успех на протяжении всех школьных лет. Заканчивая, начальную школу, ребята должны согласно программе владеть навыком сознательного беглого правильного выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту.