Проверка орфограмм слабых позиций в корне слова

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Сконструировать способ проверки орфограмм слабых позиций по сильной позиции.
  2. Развивать внимание, воображение.
  3. Прививать интерес к предмету через задания.

Ход урока

1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Ты на доску посмотри,
И число перепиши!

2. Минутка чистописания.

Учитель: Ребята, посмотрите в окно! Что вы видите? Здорово! Как много интересного вы видите! А я вот вижу за окном парашютики зимы! Догадайтесь, что я имею ввиду? (Снежинка.)

Учитель: Отлично! На что похожа снежинка? (Ответы детей.)

Учитель: А если вспомнить, что у нас русский язык, какую букву напоминает эта снежинка? (Букву Ж.)

Учитель: Давайте украсим вот таким красивым снежным узором нашу тетрадь!

(Звучит музыкальный фон.)

Учитель: Вам понравился узор, написанный в тетради? Вот и замечательно! Наш зимний орнамент состоит из снежинок! Запишем это слово буквами.

Запись на доске: снежинка.

Учитель: Какая орфограмма есть в этом слове? (Правописание жи-ши.)

3. Этап актуализации знаний.

Учитель: Послушайте отрывок из стихотворения Снежинка:

С неба падают снежинки,
Словно белые пушинки.
Покрывая всё кругом,
Мягким бархатным ковром.

Учитель: В каком слове есть такая же орфограмма? (Пушинка.)

Учитель: Давайте запишем это слово рядом со словом снежинка через дефис!

Запись на доске: снежинка – пушинка.

Учитель: Подчеркнем орфограммы. Послушайте снежинка – пушинка. В каком из этих слов есть опасное место? Почему данное слово мы написали с буквой Е? (Снежинка, проверочное слово снег.)

Учитель: Итак, ребята продолжаем нашу работу!

4. Постановка учебной задачи. Проблемная ситуация.

Учитель: представляете, сегодня я шла к вам и нашла диск по дороге, и мне очень хочется узнать, что же там такое записано! Послушаем его вместе?!

(Дети слушаю запись на диске.)

Учитель: Какое загадочное сообщение!? Не правда ли!? Посмотрим, что же это за подсказка!?

Учитель: Что же там такое? (Какие-то слова.)

Учитель: Кто может их прочитать?

  • са.д/т, в.о/а.да, ле..с/з, сне/и..жок, тр.а/о.ва.

5. Решение орфографической задачи.

Учитель: Ребята, я вижу, что в словах потерялась буква, думаю, если мы правильно вставим буквы, у нас получится слово – подсказка. Предлагаю работать вам в парах. Только помните, что работать в паре надо тихо, чтобы не мешать остальным.

Проверка выполнения задания.

Учитель: Пара (…) идет к доске! Остальные работают в тетради!

Учитель: Обведите в кружок букву, которую вы выбираете! (Учащиеся называют букву, которую они выбрали и проверочное слово.)

Учитель: какое же слово у нас получилось? (Доска.)

Учитель: Поднимите руку у кого получилось такое же слово? Поставьте себе плюс ручкой на карточке. Молодцы! Проверим, такое же слово получилось у пары, которая работала у доски.

Учитель: Замечательно! Первую подсказку мы отгадали! Мы хорошо поработали, теперь можно отдохнуть!

6. Физкультурная минутка.

Музыкальный фон Танец снежинок.

Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь (кружатся)
Мы снежные пушинки
Мы танцуем день и ночь (танцуют).

7. Закрепление ранее изученного.

Учитель: Вернемся к слову, которое мы получили. Чтобы оно значило? И где искать разгадку? (Предположения детей.)

Учитель: Может быть здесь!?

(Учитель раскрывает доску. На доске записано предложение.)

смотрят в и видят птиц зимой!

Учитель: Ой! Слова! Картинки! В чем секрет этого задания? Давайте послушаем диск, может быть там есть ответ на вопрос?

(Дети слушают запись голоса на диске.)

Учитель: Ничего не сказал!!! Сможем догадаться сами?

Учитель: Надо записать предложение, заменив иллюстрации словами.

  • Дети смотрят в окно и видят птиц.

Учитель: В каком из этих слов есть опасное место? (Окно.)

Учитель: Как мы запишем слово окно? Почему? (Проверочное слово – окна.)

Учитель: (…), пойдет к доске и запишет это предложение. Остальные работают в тетради.

Учитель: Одно предложение мы расшифровали, а что же дальше? Опять пропажа! Ситуация еще серьезнее, нет слова и картинки тоже нет. Диск не работает. Не представляю, какое слово возможно сюда вставить? Как вы думаете, какое слово может быть здесь?

Учитель: Что является для птиц самым сложным в зимний период? (Ответы детей.)

Учитель: Прочитаем это предложение!

  • Кормите птиц з..е/имой!

Учитель: Как мы напишем слово кормите? С буквой О или А? Почему? (Проверочное слово – корм.)

Учитель: Как мы напишем слово зимой? С буквой И или Е? Почему? (Проверочное слово – зимы, зимний.)

8. Итог урока.

Учитель: Позволю себе предположить, что именно об этом добром деле хотел сказать мудрый Филин! Птицы могут иногда перенести больше холода, но от голода они часто гибнут. Многие из них питаются исключительно насекомыми, а где их взять зимой? Вы знаете, что поздней осенью насекомые прячутся или умирают. А те птицы, которые питаются зерном, семенами, не могут добывать их из-под снега. Вот здесь-то нужна ваша помощь тем птичкам, которые остаются без корма.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть зерна всего нужна!

А я вот уже принесла корм. Я знаю у вас в кабинете есть кормушка, пусть это будет мой подарок птичкам, которые летают возле вашей школы, подарок в копилку добрых дел вашего класса!

Учитель: Я очень благодарна за вашу работу. На память о сегодняшнем уроке, я дарю вам снежинки – парашютики зимы!