Цели:
- раскрывать творческие возможности каждого учащегося;
- пробуждать интерес к самопознанию, самоутверждению;
- развивать познавательный интерес к наукам;
- развивать логическое мышление;
- воспитывать в детях взаимовыручку, способность уважать мнение команды;
- умение работать в парах, в коллективе;
- выявить учащихся, проявляющих повышенную мотивацию;
- осуществлять межпредметные связи математики с химией и физикой.
Оформление зала: подготовлены два стола, покрытые красной и синей скатертями, на столах лампочки с кнопками для подачи светового сигнала.
Оборудование: плакаты, карточки с заданиями, грамоты, эмблемы, секундомер, оценочные листы, магнитофон с записями песен.
Жюри в составе директора школы, завуча и трёх учителей.
Счётчики следят за временем, помогают учителю, ведущим, заполняют оценочный лист.
Ведущие – учащиеся 9 класса; участники – команды учащихся 8А, 9А и 8Б, 9Б классов.
Эпиграф:
«В науке нет широкой столбовой дороги,
и только тот может достигнуть её сияющих
вершин, кто, не страшась, карабкается по её
каменистым тропам».
Ход мероприятия
Звучит песня.
I. Вступительное слово учителя:
Снова людно в нашем зале,
Свет горит, и шум затих.
Всех зовём на состязанье,
На брэйн-ринг!
Две команды ждут заданий,
Скоро старт им будет дан,
И придумано названье,
Выбран смелый капитан.
Всем желаем мы успехов,
Мыслить чётко, не зевать
И ответы на вопросы
Быстро, точно называть.
Представление команд.
«Кто в жюри сегодня судит?
Все – достойнейшие люди,
Объективны и честны,
Неподкупны и умны.
И они уж, без сомненья,
Примут мудрое решенье.
Пусть сильнейший победит,
Эрудицией сразит!».
Представление жюри.
II. Разминка.
Первый ведущий:
Первым конкурсом – разминка –
Вы представьте нам себя,
Бросьте жребий без заминки,
Монетку в воздухе ловя.
Победитель получает
Право выбрать красный стол.
Пусть же музыка играет,
И успех вас ждёт большой!
Всех болельщиков попросим
Хлопать громче, веселей,
И для вас найдём вопросы,
Отвечайте посмелей!
Жюри показывает оценки конкурса.
III. Игра с болельщиками.
Учитель:
Пока жюри итог подводит,
Болельщик, наступил твой час!
Пусть разум вами верховодит,
И силы не покинут вас!
Примерные вопросы.
- Назови дату. Дедушка Незнайки празднует каждый свой день рождения. В 2002 году он отпраздновал 18-й день своего рождения. Когда родился дедушка? (1930 год. Дедушке не может быть 18 лет, поэтому необходимо заметить, что он родился 29 февраля и празднует свой день рождения раз в 4 года. Поэтому 2002 – 4 * 18 = 1930.)
- Что такое кружало? (Циркуль.)
- Без чего не могут обойтись охотники, математики и барабанщики? (Дробь.)
- Счетный прибор, которым пользовались греки? (Абак.)
- Назовите наименьшее натуральное число. (1)
- Какая цифра в переводе с латинского означает «никакая»? (0)
- Самый легкий металл? (Литий.)
- Первый металл в истории человечества? (Медь.)
- «Лунный» металл. (Серебро.)
- Царь металлов. (Золото и т.п.)
IV. Конкурс на знание математики.
Проводит второй ведущий:
Новый конкурс сможет нам
Показать на практике,
Лучше всех кто знает сам
Законы математики.
Шесть вопросов важных
Нужно вам прослушать.
На раздумье каждого
По одной минуте.
Право первым отвечать
Заключится в том,
Кто быстрей сумеет дать
Мне сигнал огнём.
Примерные задания.
- Женщина-математик Софии Жармен подписывала свои
письма (начало XIX века)
немецкому математику К. Гауссу мужским именем. В письмах она обсуждала
сложные математические проблемы. Почему она подписывалась мужским именем? (3
балла)
Ответ: свои версии. - Любой ребус, расшифровкой которого является фамилия математика или математическое понятие.
- Наиболее известное и единственное сохранившееся до
наших дней чудо света. Как называется чудо и какой высоты достигает самая
большая из них? (3 балла)
Ответ: египетские пирамиды. Пирамида Хеопса или Хуфу – 146 м. - «Величие человека в его способности мыслить». Кому
принадлежат эти слова? (1 балл)
Ответ: Б.Паскаль. - Переложите одну из семи спичек, изображающих число так, чтобы получившаяся дробь равнялась . (4 балла)
- «Соединяя необыкновенную силу воли с
необыкновенною силою понятия, он обнял все отрасли просвещения. Жажда науки
была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор,
математик, химик, минералог, художник и стихотворец, он всё испытал, во все
проник…». Вопрос: о ком говорил А.С. Пушкин?
Ответ: М.В. Ломоносов.
V. Подведение итогов.
Во время подсчёта баллов проводится игра со зрителями:
Вновь, болельщик, помоги
Ты своей команде,
Силу, разум напряги,
Приложи старанье.
VI. Конкурс «Домашнее задание».
Проводит первый ведущий:
На протяжении веков
Во всём своём развитии
Так часто делал человек
Великие открытия.
Ньютон, Паскаль и Торричелли,
И Галилей, и Менделеев,
И Архимед, и Фарадей –
Нет законов их важней!
Новый конкурс состязанья
Из домашнего заданья:
Мы хотим, чтоб вы нам показали,
Как учёные законы открывали.
VII. Игра с болельщиками.
Проводит учитель:
Для болельщиков сейчас
Вновь наступит «звездный час»
На вопросы отвечайте
И очки приобретайте!
VIII. Конкурс на знание физики.
Проводит второй ведущий:
А эту науку ты с детства встречал,
Хоть даже не знал и названья,
Законы природы ты с ней открывал,
Познал красоту мирозданья.
Наш новый конкурс посвятим
Физическим законам,
Ее большие знатоки
Нас с ними познакомят.
Примерные задания.
- Атом или группа атомов, обладающих положительным
или отрицательным зарядом. (1 балл)
Ответ: ионы. - Что видно, когда ничего не видно? (1 балл)
Ответ: туман. - На правые или левые рессоры оседает автомобиль при
левом повороте? Почему? (2 балла)
Ответ: на правые рессоры. Причина –инверсия кузова. - Люстра состоит из лампочек, соединенных параллельно. Нарисуйте схему соединения этих лампочек к двум выключателям так, чтобы от одного выключателя включались две лампочки, а от другого – одна. (3 балла)
- Гусеничный трактор идет со скоростью 3 м/с. С
какой скоростью относительно дороги движутся верхняя и нижняя части гусеницы
трактора? (4 балла)
Ответ: скорость нижней гусеницы равна нулю, скорость верхней равна 6 м/с.
IX. Конкурс капитанов.
Проводит первый ведущий:
Все участники команд,
Наверно, не случайно
Предложили их избрать
На роли капитанов.
Ведь они любой ценой
Смогут доказать,
Что друзей своей игрой
Будут защищать.
Их ответ услышите,
И мы скажем прямо:
Приглашаем зрителей
На конкурс капитанов.
(Капитаны составляют из слова сульфадиметоксин как можно больше слов, связанных с математикой, физикой, химией. Затем по очереди читают свои слова и вычеркивают повторяющиеся. Побеждает тот капитан, у которого останется больше слов.)
Жюри подсчитывает очки и называет результаты конкурса.
X. Конкурс на знание химии.
Проводит второй ведущий:
Где металл, где галоген,
Алюминий с литием
Разобрать помогут нам
Химии открытия.
Вы решили чай попить
Повкуснее, с сахаром,
Акварели разводить,
Постирать, позавтракать –
Вам и здесь не обойтись
Без ее законов.
Конкурс сможет выявит
Новых чемпионов.
Примерные задания.
- Лабораторный прибор для закрепления химической
посуды. (1 балл)
Ответ: штатив. - Из меня состоит все живое,
Графит, антрацит и алмаз,
Я на улице, в школе и в поле,
Я в деревьях и в каждом из вас. (1 балл)
Ответ: углерод. - Все знают сказку «Конек-горбунок», а написал ее
учитель гимназии, в которой учился Д.И. Менделеев. Назовите автора сказки.
(1 балл)
Ответ: П.П. Ершов. - Будут прочитаны некоторые определения, относящиеся
к загадочному веществу. (Если ответ готов после первого прочтения, то
присуждается 5 баллов, после второго – 4 балла и т.д.) О каком веществе идет
речь?
- За 350 лет до н. э. Аристотель в своих трудах вспоминает об этом металле.
- Алхимики часто называли этот элемент меркурием.
- Этот металл хорошо растворяет другие металлы, образуя амальгамы.
- Пары металла ядовиты.
- Находится внутри градусника.
Ответ: ртуть.
- Задание, аналогичное предыдущему.
- Серебристо-белый блестящий металл.
- Средневековые металлурги считали его «пожирателем олова».
- Растворяется в смеси плавиковой и азотной кислот.
- Самый тугоплавкий металл.
- Из него делают спираль лампы накаливания.
Ответ: вольфрам.
- Напишите химические названия следующих веществ, используемых на кухне: соль, сода, вода, уксус. (4 балла)
XI. Подведение общих итогов всех конкурсов.
Определяется команда-чемпион, команда-призёр, лучший игрок и самый активный болельщик. Под музыку вручаются грамоты и призы. Делаются фотографии на память.
Учитель:
Подвело жюри итоги,
И награды вручены,
Вам читаю эти строки
И желаю от души:
Пусть знанья путеводною звездой
Вам светят в море жизни строгой,
А книги – верный рулевой –
Вас встретят с теоремой новой!