Проект по работе с родителями в экологическом воспитании дошкольников

Разделы: Работа с родителями


Немалое значение в воспитании детей имеет пример взрослых, родителей, воспитателей. Зачастую, вырастая, дети ведут себя и поступают так же, как когда-то вели себя и поступали их родители. Один малыш, развернув конфету, бросит фантик на тротуар и спокойно пойдет дальше, и мама, идя рядом, никак на это не отреагирует. А другой никогда о таком даже и не подумает, и впоследствии и дальше будет способствовать сохранению чистоты на улицах своего города. Поэтому мы решили начать экологическое воспитание наших малышей с создания проекта по экологической работе с родителями, чтобы своим примером взрослые могли донести важность проблемы защиты природы до своих детей, а мы постараемся им в этом помочь.

Идея проекта возникла в результате участия дошкольного учреждения в муниципальной целевой программе «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в городе Апатиты» на 2009-2011 годы.

В связи с большой загрязнённостью нашего города и довольно низкой экологической культурой населения, мы решили создать проект, направленный на работу с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Мы понимали, что если родители проникнуться данной проблемой, то и у детей будут воспитывать интерес и любовь к природе родного края, бережное отношение к ней.

Метод проекта позволяет сочетать интересы всех участников образовательного процесса: родителей, детей и педагогов.

Цели проекта: формирование экологической компетентности и природоохранной деятельности родителей в улучшении качества окружающей среды и в деле воспитания детей.

Актуальность:

  • сохранность окружающей природы: улиц, леса, парка;
  • экологическое воспитание детей и родителей, создание позитивного образа чистого города.

Задачи проекта:

  1. Подвести к пониманию важности проблемы взаимоотношения человека с природой и последствий деятельности человека в ней.
  2. Расширить представления родителей о том, что в природе ничто не исчезает бесследно и очень важно научить ребенка защищать природу, любить ее и уметь охранять.
  3. Повысить уровень экологической культуры и информированности родителей о проблеме обращения с отходами с помощью информационных сообщений.
  4. Побудить интерес к созданию благоприятной окружающей среды города и микрорайона.
  5. Формировать детско-родительские отношения в духе воспитания интереса и экологически правильного поведения в природе.
  6. Учить родителей на личном примере относиться к природе бережно, охранять и защищать ее.

Ожидаемые результаты:

  • посильное участие родителей в экологическом образовании детей;
  • непосредственное участие родителей и детей в организации различных экологических мероприятий;
  • повышение уровня знаний у родителей и детей об экологии родного города, охране природы.

Участники проекта: родители и дети, педагоги.

Перспективный план проекта.

Октябрь

  1. Провести родительское собрание с целью привлечения родителей к участию в проекте. Провести беседу с родителями с предварительным анкетированием на тему «Берегите природу».
  2. Создать семейные архивы «Отдыхаем, не вредя!» (семейные фотографии – отдых на природе: парк, лес, на даче).
  3. Групповые экскурсии с детьми и родителями по городу «Клуб выходного дня».
  4. Оформить фотостенд в группе «Природа нашего города».
  5. Привлечь родителей к созданию стенгазеты, посвященной охране природы.

Ноябрь

  1. Провести консультацию «Мусор-проблема №1». С помощью этой темы мы хотим донести до родителей, насколько важна эта проблема в нашем городе. Рассказать о способах переработки мусора, о возможностях его вторичного использования. Показать на примерах, какой ущерб наносят отходы городу.
  2. Создать совместно с родителями рекламные листовки для мусорных урн типа: «Пусть город будет чистым!» «Отдай мне мусор!» и т.п.
  3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с детьми и родителями экологические экскурсии по городу.
  4. Привлечь родителей к пополнению уголка природы в группе.
  5. Создать буклет для родителей: «Куда деть мусор?» – информировать взрослых о том, куда можно сдать в нашем городе промышленные отходы для переработки.

Декабрь

  1. Разработать совместно с родителями статью для журнала «Десяточка», выпускаемого в дошкольном учреждении, на тему «Как научить ребенка защищать природу».
  2. «Экологический десант» – провести совместно с родителями и детьми прогулки по городу с целью сбора пластика.
  3. Домашнее задание для родителей «Отходы как ресурс» (привлечение к сбору пластиковых отходов).

Январь

  1. Подготовить информационную страничку для родительского уголка: «Вода – источник жизни!» В сообщении мы хотим напомнить взрослым о том, как важна проблема сбережения наших водных ресурсов. Мало того, что в некоторых населенных пунктах остро стоит проблема с питьевой водой (ее не хватает, либо очень низкое качество), но она еще и является местом обитания множества растений и живых организмов.
  2. Изготовить совместно с детьми памятки для родителей «Долой мусор!», «Не бросайте мусор, где попало!»
  3. «Экологический десант» – привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
  4. Конкурс для родителей на лучшую листовку на тему «Сделаем наш город чище».

Февраль

  1. Провести консультацию для родителей «Играя, познаем природу». Мы хотим рассказать, как с помощью игр экологической направленности учить детей беречь и охранять природу, дать несколько примеров игр.
  2. Провести конкурс для родителей на лучшую экологическую игру для детей.
  3. Оформить передвижную папку для родительского уголка «Люби и охраняй окружающую природу».
  4. Изготовить фотоальбом из семейных архивов «Как мы отдыхаем на природе (даче, в лесу и пр.).

Март

  1. «Клуб выходного дня» – выступление родителей на тему «Дом, в котором мы живем». С помощью этой беседы мы хотели бы выяснить у родителей, как выглядит их придомовая территория, как выглядят их подъезды, что они делают для того, чтобы улучшить их внешний вид, и делают ли вообще? Что могли бы или хотели бы сделать для улучшения придомовых территорий?
  2. «Экологический десант» « привлечь родителей к сбору пластиковых отходов.
  3. «Клуб выходного дня» – провести совместно с родителями экологические прогулки по городу.
  4. Домашнее задание – придумать сказки, частушки, речевки на экологические темы.
  5. Конкурс рисунков для родителей и детей на тему «Мой красивый, чистый город!»

Апрель

  1. Прогулка-наблюдение на тему «Весна пришла. А город чистый?»
  2. Провести беседу с родителями на тему «Животные в городе». У многих из нас есть домашние животные, и весной, на газонах, мы видим остатки их жизнедеятельности. Все это выглядит ужасно. Мы бы хотели поинтересоваться у родителей, как они относятся к этой проблеме, и что, по их мнению, можно было бы сделать.
  3. «Экологический десант» – совместно с родителями провести субботник по уборке территории детского сада.
  4. Подготовка буклета «А знаете ли вы, что...»(Как долго разлагается различный мусор: бумага, стекло, пластик).

Май

  1. «Клуб выходного дня» – провести беседу с родителями на тему «Огонь – беда для леса!» Скоро начнется лето, и все мы поедем отдыхать за город. Но все ли мы знаем, как правильно вести себя в лесу? С помощью этого сообщения мы бы хотим предупредить родителей о том, какой вред может нанести природе случайно забытый костер, брошенная сигарета и т.д.
  2. «Экологический десант» – провести субботник с родителями по озеленению территории детского сада.
  3. Изготовить фотостенд из фотографий о субботнике «Вот как стало зелено!».
  4.  Подготовить и провести экологический праздник для детей с участием родителей.

Формы и методы работы с родителями:

  1. Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка. Беседы с родителями о важности данной проблемы.
  2. Оформление папки «Люби и охраняй окружающую природу».
  3. Изготовление фотоальбома.
  4. Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
  5. Участие родителей в различных конкурсах на экологические темы.
  6. Участие родителей в субботниках.
  7. Сбор пластиковых отходов.
  8. Проведение совместных экологических экскурсий.
  9. Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.

Анкета для родителей «Насколько вы компетентны в вопросах экологии?»

  1. Ф.И.О.
  2. Считаете ли вы необходимым знакомить детей с природой нашего района?
  3. Считаете ли вы, что в нашем городе существуют экологические проблемы? Какие?
  4. На Ваш взгляд, обладаете ли вы достаточной информацией о природе нашего города, чтобы ответить на возникающие у ребенка вопросы?
  5. Как часто вы вместе с ребенком совершаете выезды на природу?
  6. Как вы считаете, ваш ребенок знаком с правилами поведения в природе? А вы?
  7. Какие мероприятия вы могли бы предложить провести на экологические темы в группе или для города?
  8. Как вы считаете, в нашем городе существуют проблемы, связанные с бытовыми отходами? Какие?