Урок природоведения с элементами психокоррекции по теме "В зоне лесов" (4-й класс), для детей со сложной структурой дефекта

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • Сформировать знания о разнообразии лесов (хвойные, смешанные, широколиственные леса, тайга).
  • Коррекция эмоциональной сферы учащихся в создании положительного эмоционального фона, снятие психического напряжения.
  • Углубить знания детей о роли леса в жизни людей, о важности профессии лесника.

Оборудование:

  • Магнитофон, запись “Голоса птиц”.
  • Иллюстрации лесов: смешанного, хвойного, тайги; иллюстрация лесника, иллюстрация листьев.
  • Карта природных зон.
  • Карта настроений.
  • Учебник природоведения А.Плешаков 4 класс.

Ход урока

I. Организационный момент.

Игра “Моё настроение”

Цель:

1. Определить эмоционнальное состояние каждого ребёнка и класса в целом (по восьмицветовой гамме теста Люшера).

2. Работа над сплочением классного коллектива (дать почувствовать, что они единое целое - коллектив).

II. Закрепление пройденного.

Упражнение на развитие внимания

Карта природных зон.

Фронтальная проверка пройденного материала.

Развитие устной речи.

Коллективная работа с опорой на иллюстрации.

III. Сообщение темы урока и работа над новым материалом.

Упражнение на развитие слухового восприятия.

Физминутка.

Работа по карте природных зон.

Коррекция памяти.

Упражнение на коррекцию мышления на основе упражнений в классификации.

Демонстрация веток хвойных деревьев

  • Иллюстрация тайги.
  • Словарная работа.
  • Работа по учебнику.

Физминутка.

Карта природных зон.

Упражнение на зрительное восприятие.

Смешанный лес.

Широколиственный лес.

Физминутка для снятия мышечного напряжения (упражнение на релаксацию).

IV. Продолжение работы над новым материалом.

Развитие устной речи.

Иллюстрация лесника.

Лесник.

Словарная работа.

V. Подведение итогов урока.

Цель: обобщить полученные знания.

VI. Домашнее задание. (на карточках индивидуально каждому ребёнку).

VII. Оценивание.

Прозвенел звонок. Урок начинается.

Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспойство. Забудьте о них. И вдохните в себя свежесть зимнего утра; тепло солнечных лучей; чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

У всех ли сегодня хорошее настроение?

Давайте определим, какое у вас настроение, на какой цвет оно больше всего похоже.

(Дети выбирают тот цвет, который сегодня наиболее отражает их настроение. Выбранный ребёнком лепесток закрепляется на видном месте. При выборе цвета выясняется, почему именно этот цвет выбрал ребёнок. В конце определяется настроение класса).

- Я вижу, настроение у вас радостное, рабочее, перейдём к работе.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке.

- Ребята, на доске было написано то, о чём вы мне должны рассказать, но все буквы слетели с магнитиков.

Помогите прочитать слово.

т

у

н

д

р

а

т

Одна буква лишняя.

Верно. Молодцы!

Вспомните, что означает это слово в переводе с финского?

(“бесплодная”или “враждебная”).

- Отправимся ещё раз в тундру, снежную да безлесную?

(Нет).

Почему? Какие природные условия? (Зима в тундре долгая и очень суровая,t – 500 С. Лето короткое и прохладное. Холодная беслесная равнина.

Большая часть года тундра покрыта снегом, а под ним вечная мерзлота, уходит на глубину до 50 м.

Какая растительность?

(Здесь растут, приспосабливаются к этим суровым условиям: карликовая берёза, олений лишайник(или ягель), морошка, брусника).

Какие животные?

(Летом очень много комаров и мошек, т.к. для них достаточно пищи. Растениями и насекомыми кормятся утки, кулики, которые прилетают на лето. Постоянно живут белая сова, белая куропатка. Замечательный обитатель тундры – северный олень. У него густой мех и широкие копыта).

Чем занимаются коренные жители тундры?

(Основное занятие населения – оленеводство. Оленеводы разводят домашних северных оленей).

Подведение к теме урока.

Молодцы! Сегодня продолжим изучение природных зон.

Но какая следующая и как она называется, вы должны сказать сами.

(Звучит запись “Голоса птиц”).

Ребята, где так птицы поют – заливаются?

Где вы побывали? (В лесу).

А вы бывали в лесу? В какое время года?(Ездили на экскурсию осенью).

- Ребята, давайте представим осенний лес. Какой он?

Покажите, как листья кружатся по ветру и ложатся на землю. (Включить звукозапись).

- Хорошо. Итак, какая же следующая природная зона? (Лесная).

Ледниковая зона

Тундра.

(Вывешивается следующая природная зона).

Лесная зона.

- Отправимся в интереснейшее путешествие в зону лесов.

- Внимание на карту.

К югу от тундры широкой зелёной полосой раскинулась лесная зона. Богатейшая из зон.

- Ребята, как вы думаете, почему “богатейшая”?

(Солнышко поднимается высоко, дождичков хватает. Влаги много – вот и уютнее растениям).

- И наша Республика Татарстан находится в этой зоне. Найдите, покажите столицу нашей Республики.(Казань)

- Но посмотрите, цвет зелёный разный почему–то.

- Ребята, как вы думаете, почему?

- Давайте поразмышляем, подумаем.

- Какие растения растут в лесу?

(Основные - деревья).

- А вот какие деревья, ребята сейчас расскажут. Это было домашним заданием – выбрать дерево леса, выучить небольшое стихотворение об этом дереве.

На кружке “Оригами” дети приготовили маски.

Берёза тонкая и нежная
Надела платье белоснежное.
А солнышко осенний свет
Покрасит косы в жёлтый цвет.
Таким нарядом каждый год
Встречаю осени приход.

Клён встречает самым
Первым
Осени приход.
Кружит в воздухе весёлый
Листьев хоровод,
Землю быстро укрывает
Золотым ковром -
Пусть родная засыпает
Долгим зимним сном.

Я – нарядная рябинка,
На моих плечах - косынка.
Бусы ярки, как огонь,
Только их пока не тронь.
Мои бусы – украшенье
И для птичек - угощенье.
Любят птички зимним днём
Угощение моё

Дуб дождя и ветра
Вовсе не боится
Кто сказал, что дубу
Страшно простудиться?
Ведь до поздней осени
Я стою зелёный.
Значит, я выносливый,
Значит, закалённый.

Её, в лесу всегда найдёшь.
Пойдём гулять и встретим.
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.

- Молодцы, ребята! Вот какие деревья растут в лесу.

- Теперь, ребята, внимательно посмотрите и скажите, к каким двум группам относятся деревья, листья которых изображены здесь.

хвойные деревья, лиственные деревья

(Показ картинки листьев).

- Верно. Сделаем вывод: если деревья в лесу только хвойные, то, как будет называться такой лес? (Хвойный).

- Скажите, какие хвойные деревья вы знаете? (Ель, сосна, пихта, лиственница).

- Посмотрите и скажите, чем отличаются деревья: ель, сосна и чем схожи?

- Хвойные деревья менее требовательны. Они хорошо растут в северной части лесной зоны.

- Хвойные деревья образуют хвойные леса тайгу.

Тайга.

Повторите хором.

- В учебнике на странице 60 прочтите, какие природные условия в тайге. (Найти III абзац).

- Ребята, давайте представим, что мы в тайге. А ведь тайга – густой, труднопроходимый, хвойный лес. Попробуем пройти через тайгу.

- В нашей Республике есть тайга? (В нашей Республике таких лесов нет, но труднопроходимые встречаются).

- К югу от тайги растут уже другие леса.

- Подойдите, ребята, ко мне.

Если сейчас мы с вами встанем рядом, что произойдёт?

- Каким будет лес?

В каких лесах есть и хвойные, и лиственные деревья?

- Это ребята, смешанный лес.

- А ещё говорят широколиственные леса. Широколиственные леса образованы теплолюбивыми деревьями с широкими крупными листьями – дубом, клёном и т.д. Здесь зима гораздо мягче, чем в тайге. Вечной мерзлоты нет. Выпадает довольно много осадков. А мы знаем, что для роста и развития растений необходимо не только тепло, но и влага.

Вывод: в юго-западных районах растут смешанные леса.

- Ребята, какие у нас леса? (Смешанные, хвойные, широколиственные).

Итак, теперь ответьте на ранее поставленный вопрос. Почему лесная зона представлена на карте разным цветом?

(Тёмно – зелёным цветом изображена тайга/хвойный лес/, светло – зелёным - смешанные, широколиственные леса).

- Вы, наверное, устали?

Прилягте на коврик. Закройте глаза. (Звучит запись “Голоса птиц”).

- Мы с вами входим в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Зимний лес. Шумят высокие стройные сосны. Дрожат от холода – зимнего мороза веточки осинок. Блестит, сверкает на солнце пушистый, белый снег. Воздух свежий. Как нам хорошо! Мы отдыхаем!

- Отдохнули, ребята. Теперь продолжаем работать.

- Улыбнитесь друг другу и садитесь на места.

Учитель:

Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть ещё природы – храм-
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входя сюда,
Будь сердцем чуток
Не оскверняй его святынь!

- Ребята, почему нужно беречь лес?

- Какую роль играет лес в жизни людей?

(1.С помощью лесов наша планета “дышит”. Растения леса великолепно справляются с этой работой. Они выделяют огромное количество кислорода и поглощают углекислый газ, очищают воздух от пыли.

Из леса “получают” материал для изготовления мебели, бумаги, картона.

Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека).

Кажется, что лес растёт сам по себе и хозяин в лесу каждый, кто хочет в него прийти. Но это не так. У леса есть настоящий хозяин.

- Ребята, как вы думаете, кто это? (Лесник).

- Чем занимается лесник?

Он растит и бережёт лес, ухаживает за ним. У лесника много забот и обязанностей. По едва приметным тропинкам неторопливым шагом он обходит свои лесные кварталы. Замечает, где буря уронила деревья, смотрит, нет ли больных или засохших деревьев и нет ли запаха дыма: лесной пожар – беда! Чем опасен пожар в лесу? Ещё одна забота лесника собрать семена с хвойных деревьев. Это трудное дело.

- Ребята, как вы думаете для чего это?

Весной семена посеют на лесных грядках, а затем крошечные ёлочки рассадят на места, где вырублен старый лес.

Будь в лесу вежливым и уважительным гостем. Соблюдай правила поведения в лесу.

- Ребята, назовите правила поведения в лесу.

- Ребята, а как вы думаете, меняется ли настроение у лесника?

- Что ему сможет поднять настроение?

- Что вам нужно, чтобы настроение у вас всегда было радостным? Что или кто сможет вам поднять настроение?

- Изменилось ли у вас настроение к концу урока?

- Подведём итог.

- Что закрепляли на уроке?

- Что нового узнали?

- Для чего это узнали?

- Что понравилось на уроке?

- Что хотелось бы изменить?

- А что хотелось бы ещё раз выполнить?

Запишите домашнее задание. (Стр. 60 – 62 прочитать).

- На листочках: попробуйте из списка советов выбрать те, которые помогут сохранить природу. Из каждой пары советов один правильный. Обведите только правильные советы.

Если хочешь развести в лесу костёр, найди старое кострище.

Если хочешь развести в лесу костёр, вытопчи для него место.

Гулять в лесу лучше по траве.

Гулять в лесу лучше по тропинкам.

Если хочешь украсить комнату, собери букет из садовых цветов.

Если хочешь украсить комнату, собери букет из лесных цветов.

Медленно подтянитесь. Встаём. На этом урок закончен. Спасибо вам за хорошую работу.