Тема урока: Решение творческих задач с анализом типичных ошибок на базе повторения ранее изученного материала “Моделирование формы предмета”.
Цели урока:
Учебно-материальное оснащение урока:
- Таблицы: “Моделирование предмета по чертежу”, “Проецирование”, “Аксонометрические проекции”;
- Демонстрационные модели: каркасы геометрических тел (ребра выделены цветом), цветные пластины (“полоски”) с отверстиями, модели (“пробки”).
- Карточки-задания;
- Калька;
- Демонстрационный материал;
- Справочный материал для практической работы: учебник “Черчение” Степакова В.В., журнал “Школа и производство” Василенко Е.А., “Карточки - задания по черчению”, “Занимательное черчение” Воротников Н.А.
Тип урока: комбинированный.
Формы обучения: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Метод обучения:
- Репродуктивный (отличается неоднократным повторением изучаемого материала, при этом у школьников формируется способность применять знания в разных ситуациях);
- Проблемно-сообщающий;
- Частично-поисковый.
Ход урока
I. Организационная часть (0,5 мин)
II. Сообщение темы и целей урока (1,5 мин)
III. Практическая деятельность учащихся
1. Повторение пройденного материала по теме “Моделирование формы предмета” (10 мин)
На доске для каждого ряда: пластина с отверстиями, к ним прилагается первоначальное построение наглядного изображения.
Задача. Выполнить технический рисунок модели, которая бы плотно закрывала все три отверстия в пластине при повороте её каким-то одним боком (стороной).
Демонстрируется образец данной работы.
Последовательно разбирается с ребятами решение данной задачи:
а) какое геометрическое тело подходит к данной полоске;
б) вы догадались или по умозаключению?
Итак, мы представили себе первоначальную форму геометрического тела.
Следующая наша работа: смоделировать это тело так, чтобы какой стороной мы не приложили к данному отверстию, сторона объекта должна плотно прилегать к отверстию.
Работа индивидуальная на 3 варианта у доски:
а) часть ребят у доски, по уже проведенным осям, рисуют геометрические тела.
б) на смену им приходят другие ребята, которые достраивают данный объект.
Рисунок 1
Эта работа выполняется на скорость. За решение даются цветные геометрические фигуры, в зависимости от решения.
Подведение итога по закономерным ошибкам по окончании выполнения практической деятельности.
2. Новые задачи на развитие образного мышления (13 мин)
Демонстрируется прозрачный куб с выделенными ребрами разного цвета. На чертеже необходимо выделить цветом ребра куба.
Рисунок 2
Ребята выполняют работу на специальной карточке, на кальке, ребра выделяют цветом. Сдают учителю. По ходу определяются типичные ошибки ребят. По завершении работы разбираются на доске закономерные ошибки.
3. Повторение пройденного материала по теме “Порядок построения видов на чертеже” (12 мин)
На доске прикреплены цветные наглядные изображения по одному на каждый ряд – группу, к ним прилагаются габаритные размеры чертежа.
Задача. По наглядному изображению построить чертеж, используя цветные мелки. Ребята, находясь в группах, коллегиально выбирают троих ответственных ребят, остальные учащиеся по окончании работы будут комментировать процесс работы, исправлять на доске допущенные ошибки, анализировать. По ходу работы деятельность ребят поощряется и, в зависимости от значимости работы, выдаются каждому участнику цветные значки (у каждого учащегося их может быть несколько). Цвет значка обозначает, какая будет оценка. Обязательно отмечается групповая работа: оперативность, скорость, организация и результативность.
Рисунок 3
Здесь с самого начала задания идет разбор типичных ошибок, а именно: на доске прикреплены цветные наглядные изображения по одному на каждый ряд, к ним прилагаются габаритные размеры чертежа.
Задача: от каждого ряда по одному, на скорость, достроить чертеж. Здесь и по рядам ребята получают поощрение, и за индивидуальную работу им выдаются цветные карточки, что по цвету их обозначает, какая будет оценка.
По ходу работы выявляем ошибки, анализируем, за активное участие дети поощряются оценками.
V. Итог урока (2,5 мин)
- Обобщение основных моментов урока:
- Осмысление полученных навыков при скоростном режиме работы;
- Умение ребят слаженно работать в группах;
- Анализ типичных ошибок;
- Отмечается и поощряется активная деятельность учащихся.
VI. Домашнее задание (0,5 мин)
По ходу урока учащиеся определили, каждый для себя, над какой темой надо поработать, где ещё есть проблемы. И, соответственно, дома повторить тот материал, где возникают трудности.