1. Приветствие.
а) упражнение “Снежный ком”
Учащиеся называют свое имя и прилагательное на эту же букву. Следующий повторяет имя первого и добавляет свое и т.д. “Ирина интересная, Сергей серьезный …”
б) упражнение “Имя превратилось”
Участники представляют себе Страну имен, в которой все имена превратились в животных, затем в цветы.
2. “Мир цветов”
Звучит “Вальс цветов” из балета П.И.Чайковского “Щелкунчик”
Цветы – вечные спутники нашей жизни. Они облагораживают нашу жизнь, ласкают взор, приносят успокоение и отдых. Дарить цветы – значить выражать чувство любви, благодарности, расположения или уважения. Цветами встречают новорожденных, с цветами идут впервые в школу. Цветы радуют людей на свадьбе, в праздники. Цветы утешают больных и провожают людей в последний путь. И дома, и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью цветы необходимы человеку: без их красоты беднее становится наша жизнь. Вероятно, поэтому человек стремится сохранить названия цветов в именах.
- Вспомните и назовите как можно больше “цветочных имен” (Роза, Лилия, Азалия, Ландыш, Маргарита, Мальвина, Анюта, Нарцисс…)
Близость к цветам, созерцание их неповторимого совершенства и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого характера. Наверное, поэтому цветы воспеты поэтами-лириками.
- Работа с поэтическими текстами.
- С помощью каких языковых средств поэты передают свое восхищение цветами?
(эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения…)
Цветы полевые просты,
Но мед в них запрятан душистый,
Мы любим простые цветы,
Что выросли в зелени чистой.
Мы лютик сорвем золотой,
И розовый клевер медовый,
Мы в зелени леса густой
Найдем колокольчик лиловый. (В.Донникова)Есть в полях моей родины скромные
Сестры и братья заморских цветов:
Их возрастила весна благовонная
В зелени майских лесов и лугов.
Видят они не теплицы зеркальные,
А небосклона простор голубой,
Видят они не огни, а таинственный
Вечных созведий узор золотой
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные края. (И.Бунин)Колокольчики, ромашки,
Глазки синих васильков,
Златоцвет, горошек, кашка –
Море целое цветов.
Пусть растут, благоухая,
Пусть во всей красе цветут.
Пусть зерно свое роняя,
Жизнь другим цветам дают. (А.Коринсфский)
В народном творчестве тоже отразилась “цветочная тема”.
Загадки о цветах.
- Стоит в саду кудряшка –
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (ромашка)- На воде увидел ты
Белые цветы.
Эти жители реки
На ночь прячут лепестки (водяные лилии)
- Даже ночью муравьишка
Не пропустит свой домишко:
Путь-дорожку до зари
Освещают фонари
На больших столбах подряд
Лампы белые висят (ландыш).- Девочки-невелички,
А сердце золотое,
Пушистые реснички
Сияют белизною,
На ветру качаются
Всем улыбаются (ромашка)- Белые горошки
На зеленой ножке (ландыш)- Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает (подснежник)- Голова на ножке
В голове горошки (мак)- В хлебе родится
А есть не годится (василек).
Если говорить о народном творчестве, то нужно обязательно вспомнить такой жанр, как сказка.
- Какие мы знаем сказки, кто их пишет?
- Какие литературные сказки вы знаете?
(Андерсена, Пушкина, Ершова, Салтыкова-Щедрина …)
- Какие разновидности сказок вы знаете?
(волшебные, бытовые, о животных)
- А сейчас послушайте сказку. Подумайте, какая это сказка и как мы ее назовем?
(Чтение сказки учителем.)
Сказка.
Недалеко от большого города был лес, в лесу – поляна, на которой р..сли цветы. В хорошую погоду, когда солнце ласково пр..гревало, на поляну пр..летели бабочки, а в траве пели кузнечики. Легкий ветерок, прол..тая над лесом, ра..качивал цветы, траву и деревья, пр..нося с собой приятную прохладу. Цветы на этой поляне умели ра..говаривать, поэтому ра..казывали друг другу лесные новости, а еще они играли в мячик из капелек росы. Им было весело и интересно жить на этой лесной поляне. Однажды утром на поляне появился цветок – на тоненьком стебельке с маленьким (не)раскрывшимся зеленым бутоном.
- Ты похож на обыкнове(н,нн)ую траву, - сказали большие красивые цветы Мака, - ведь ты такой зеленый.
- Нет, - ответил новый цветок, - я Незабудка.
- Да какой же ты цветок, если твой бутон (не)раскрылся! – сказали Ромашки, покачиваясь на тонких ножках. – Вот мы, Ромашки, на этой поляне уже давно и цветов по имени Незабудка (не)знаем.
- Таких цветов (не)бывает, - зазвенел Колокольчик, - нас много живет на этой поляне, мы (не)знаем цветов по имени Незабудка.
Все цветы на поляне сказали:
- Нет такого цветка, ты не наш, мы (не)будем с тобой дружить.
Маленькая тоненькая зеленая Незабудка посмотрела на себя: “Да. Я вся зеленая, мой бутон не ра..крылся, никто и говорить со мной (не) хочет, не то чтобы поиграть…”. От этой мысли она почувствовала себя одинокой и всеми покинутой. Ей (с,з)делалось так грус..но, что она стала вянуть: и без того тоненький стебелек стал еще тоньше, листочки опустились, и (не)ра..пустившийся бутон наклонился к земле… Незабудка уже совсем завяла, как вдруг пош..л дождь, который напоил ее спасительной влагой. Незабудка ожила и снова услышала голос Ромашки.
- Смотри, какой у меня большой цветок с желтой серединкой и белыми лепестками. Я похожа на солнце.
- А мы, - звенели Колокольчики, - самые звонкие на всей поляне. Знаем много песен и лесных историй.
А маленькой тонкой Незабудке опять нечего было сказать, да ее никто (не)слушал, ведь она не была похожа на цветок.
- Надо собрать все силы, чтобы мой бутон ра..пустился и они увидели, что я тоже цветок, - подумала Незабудка.
Вдруг на поляну пришли люди, и Незабудка и..пугалась, что на нее наступят, что уже никто ее не увидит, ведь она такая же зеленая и тонкая, как трава. Но этого (не)случилось. И на следующий день у Незабудки из бутона появился цветок – очень красивый, голубой с белым отливом, по форме своей не похожий ни на один цветок на поляне. На радос..ные голоса цветов пр..летели птицы, которые стали щебетать, что никогда не встречали такого пр..красного и необычного цветка. Цветы устроили бал в честь Незабудки. Она танцевала и пела на нем лучше всех, а еще она ра..казала самую интересную лесную историю. Бал продолжался целый месяц. Ее выбрали Королевой бала цветов, и на ее венчике засверкала корона. Незабудка на королевском троне и..пытала большое счастье и радасть, ведь она сама смогла найти в себе силы для того, чтобы ее бутон ра..крылся и все увидели, что Незабудка – пр..красный цветок.
- Интересно было слушать? Почему?
- С каким настроением слушали?
- Чему учит сказка? Какую сказку напоминает?
- Как назовем сказку?
Самостоятельная работа с текстом сказки:
- вставить буквы, разделить текст на части
- прочитать каждую часть и озаглавить.
Домашнее задание спрятано в сказке, найдите его. Верно. Рассказать интересную лесную сказку.