Цель:
- Пробуждение интереса к истории страны, к истории своего города.
- Воспитание уважительного отношения к людям старшего поколения, к ветеранам Великой Отечественной войны.
Оформление и подготовка мероприятия:
- Сцена разделена на две части: одна - обстановка блокадной комнаты, другая - современная комната.
- Для выступления обязательно нужны мальчик, который будет представлять подростка, живущего в блокадном городе, и девочка - современный подросток. Кроме того, должны быть подготовлены дети, которые будут читать тексты, и детский хор.
- Письмо, найденное девочкой в книге, озвучивают и девочка и мальчик, только девочка его читает, а мальчик - пишет.
Ход мероприятия
Чтец: Здравствуйте.
Чтец: Сегодня 27 января 2010 года.
Чтец: 66 лет назад в такие же январские дни наш город праздновал победу. Победу жизни.
Чтец: И сегодня с нами люди, перед мужеством которых мы должны преклонить головы.
Чтец: У нас в гостях те, кто с оружием в руках защищали русскую землю, защищали наш город, защищали нас.
/Идет представление гостей/
/Под музыку Моцарта "Реквием" месса №19 Lacromosa дети начинают читать/
Чтец: Январь - месяц особенный для ленинградцев. Именно для ленинградцев, для тех, кто родился и вырос в Ленинграде, кто сражался с фашистами, чтобы отстоять город, кто пережил все тяготы жесточайшей блокады и дождался светлого часа Победы. Хотя уже много лет город называют Петербургом, для многих людей слова Ленинград и ленинградцы остаются святыми.
Чтец: 254400 ленинградцев и 343000 жителей ближайших пригородов оказались в блокадном кольце. Сколько погибло за время блокады? Точных сведений до сих пор нет и, вероятно, вряд ли будут. В документах на Нюрнбергском процессе фигурировала цифра в 650000 умерших (по примерному количеству захороненных на Пискаревском и Серафимовском кладбищах). Однако с первых же дней войны в Ленинград хлынул поток беженцев из западных районов. Сколько их было, не указывает ни одна сводка. Известно, что во время эвакуации из блокадного города по дороге от истощения и болезней умирал каждый четвертый. Когда полностью была снята блокада, в Ленинграде осталось лишь 560000 жителей.
Чтец:
Память моя блокадная, честная не плакатная,
Не подведи меня. Не потеряй ни дня.
Если не мы, то кто же миру поведать сможет
Новую "Иллиаду" - быль про нашу блокаду.
Ты не жалей меня, память моя блокадная,
Боль миллионократная. Сердце мое храня,
Ты не жалей меня.
Если не мы, то кто же правду вернуть поможет.
Правду невероятную, страшную, непонятную,
Правду, в оковы взятую, и клеветой распятую,
Правду, в гробу сокрытую и глубоко зарытую:
Память моя блокадная, переживи меня.
/А.Молчанов/
/Наши дни. Появляется девочка, что-то напевая/
Девочка: Ну вот, как январь, так в школе начинается "Опять война, опять блокада:": Это когда было? При царе Горохе! Какое нам до этого дело?! 60 с лишним лет прошло. Нет, ну было, ну война, ну блокада, ну трудно конечно людям приходилось. А сейчас-то что? Сейчас-то все хорошо: А стих какой-нибудь учить все равно придется. Пару получать не хочется, а то мама опять гулять неделю не выпустит.
/Раздается телефонный звонок/
Девочка:
Кстати, вот и мама: Да, мамочка. Уроки, конечно же, буду делать, я только пришла:
Мама, ну я поем чего-нибудь. Не хочу я твои макароны, а суп - тем более:
Ой, ладно, мам, холодильник на месте стоит, и еда в нем всегда есть. Разберусь:
Мамочка, ты мне лучше вот что скажи: нам опять задали стих про блокаду выучить. У нас есть что-нибудь? Не хочется самой искать: Хорошо, поняла. Спасибо, мама.
/Подходит к книжной полке и начинает искать книгу. Начинает стучать метроном/
Девочка: На полке : с дедушкиной фотографией: серая книжка: Ага, вот она!
/Садится, листает книгу. Из книги выпадает листок/
Девочка: А это еще что такое? Бумажка какая-то:
/Девочка разворачивает письмо и начинает читать. В блокадную комнату проходит мальчик и садится за стол./
"Здравствуй, мама.
Прости, что так долго не писал.
Я и тетя Аня живем в осажденном городе. Враг от нас на расстоянии пушечного выстрела. /тихо звучит Ленинградская симфония Д.Шостаковича, тема Нашествие/ Что означает эта дистанция, мы знаем по разрывам снарядов на улицах. В городе страшно: он пустеет и превращается в призрак. Даже не верится, что это наш город. Люди умирают:, очень много людей умирает от холода и от голода."
Чтец:
А город был в дремучий убран иней.
Уездные сугробы, тишина:
Не отыскать в снегах трамвайных линий,
Одних полозьев жалоба слышна.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья:
На детских санках, узеньких, смешных,
В кастрюльках воду голубую возят,
Дрова и скарб, умерших и больных:
"Радио у всех работает и днем и ночью. Из-за того, что не хватает электричества, оно иногда не говорит, а шепчет. Иногда просто метроном стучит, и этому тоже рады. Значит, город жив.
По радио передают стихи."
Чтец:
А люди слушали стихи
Как никогда - с глубокой верой,
В квартирах, черных, как пещеры,
У репродукторов глухих.
/запись стихотворения А.Ахматовой/
"Это здорово. Иногда идешь и так, шагая, бормочешь строчки Ольги Берггольц:
"Настанет день, и, радуясь, спеша,
Еще печальных не убрав развалин,
Мы будем так наш город украшать,
Как люди никогда не украшали:.
Пускай стоит, всегда зарей объятый:".
Это хорошо. Это отвлекает от думания о еде.
Знаешь, мама, с едой совсем было плохо. В ноябре есть было совсем нечего; тете Ане по рабочей карточке выдавали 250 граммов хлеба, а мне - только 125. Было страшно, берегли каждую крошечку. Потом, когда по Ладоге пошли машины, хлеба стали давать побольше. Но есть хотелось всегда."
Чтец:
Казалось, что конец земли.
Но сквозь остывшую планету
На Ленинград машины шли:
Он жив еще. Он где-то рядом.
На Ленинград! На Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба.
Там матери под темным небом
Толпой у булочных стоят.
И было так: на всем ходу
Машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду,
"Ну, так и есть - мотор заело".
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта - не угроза.
Да рук не разогнуть никак:
Их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь - опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб - две тонны? Он спасет
Шестнадцать тысяч ленинградцев.
И вот в бензине руки он
Смочил, поджег их от мотора -
И быстро двинулся ремонт
В пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
Примерзли к варежкам ладони,
Но он доставит хлеб, пригонит
К хлебопекарне - до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
Сто двадцать пять блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
Детский хор исполняет песню "Мой Петербург боевой"
(муз. и сл. М.В.Сидорова)
"Тетя достала какого-то масла, которое наливали в краску, и мы жарили на нем хлеб. Так его есть плохо. Правда, после этого масла живот немного болел, но это ничего.
Наверное, в декабре, я точно не помню, нам поставили печку, но мы ее топили, когда было что варить. Дров совсем не было, и мы жгли мебель.
А за водой ходили на реку. Далеко, конечно, но ближе воды нет. Пока ее до дома довезешь, она замерзала. Никто не уходил без воды, даже если начинали стрелять."
/Раздаются звуки летящего самолета и обстрела/
Чтец:
Опять налет, опять сирены взвыли,
Опять зенитки начали греметь,
И ангел с Петропавловского шпиля
В который раз пытается взлететь.
Но неподвижна очередь людская
У проруби, дымящейся во льду.
Там люди воду медленно таскают
У вражеских пилотов на виду.
Не думайте, что лезут зря под пули.
Остались - просто силы берегут:
Наполненные ведра и кастрюли
Привязаны к саням. Но люди ждут:
/Ю.Воронов/
"В январе, а может быть в феврале, когда стали эвакуировать из города, мне тоже говорили, что надо уезжать. Что там я смогу ходить в школу и быть с вами. Тетя Аня к тому времени ушла на завод работать и говорила, что если я уеду, то ей будет легче, не нужно будет ходить домой. Только я знаю, что я правильно не поехал. Я здесь пользу принесу. Сначала мы с мальчишками дежурили на крышах, гасили "зажигалки". А потом меня на завод взяли. Я теперь с тетей Аней работаю. На заводе сейчас вообще женщины, старики и дети работают. Делаем оружие и снаряды, чтобы поскорее победить немцев. Тогда всем хорошо будет."
Чтец:
Всем, что есть у тебя живого,
Чем страшна и прекрасна жизнь -
Кровью, пламенем, сталью, словом
Опрокинь врага, задержи!
Детский хор исполняет песню "В далеком тревожном году" из кинофильма "Зеленые цепочки"
"Мамочка, ты теперь домой не пиши, мы теперь на заводе - на казарменном положении. На заводе и живем и работаем, потому что до завода ходить далеко. Да и легче всем вместе выживать.
Мама, если от отца письмо получишь, ты нам напиши. От него мы ничего не получали.
Мы теперь чаще писать будем. Поцелуй за меня сестренку. Вам привет от тети Ани. Твой сын Петя. 2марта 1942 года."
/Девочка задумчиво вертит письмо в руках/
- Петя:
/набирает мамин номер телефона/
- Мама, я в книжке про блокаду письмо нашла. Там в конце написано "Твой сын Петя": Что? Это дедушкино, он в городе всю блокаду жил:
/убирает телефон/
- Странно так, казалось, это все давно было и меня это никак не касается. А оказывается вот оно все здесь, в моих руках память, память моей семьи, жизнь дедушки:
Мальчик: 27 января 1944 года Ленинград был освобожден от вражеской блокады.
Чтец:
И в ночи январской беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе.
Детский хор исполняет песню "Неповторимый Петербург" (муз. В.Плешака, сл. Ю.Погорельского)
Чтец: С 4 сентября 1941 года по 22 января 1944 года на город было сброшено 107158 авиабомб, выпущено 148478 снарядов, убито 16744 человек, ранено 33782, умерло от голода 641803.
Чтец:
Мы чашу горя выпили до дна,
Но враг не взял нас никаким измором.
И жизнью смерть была побеждена,
И победили человек и город.
/Людмила Панова/
Чтецы: /зажигают свечи/
У Вечного огня!: Я знаю, что хочу:
Я, голову склоня, гляжу в глаза огня и медленно шепчу:
Всем сбившимся с пути, всем рухнувшим с коня
Дорогу освети, свет Вечного огня.
Свет Вечного огня, свет вечного костра, мы у тебя в долгу,
В долгу за каждый вздох и прежде и теперь:
Свет Вечного огня:
/Звучит финальная музыка. Дети ставят свечи и уходят/
Использованные материалы.
- Адамович А., Гранин Д. Блокадная книга. - Л.: Лениздат, 1989 - 527 с.
- О.Берггольц "Февральский дневник"
- О.Берггольц "Ленинградская поэма"
- Был город - фронт, была блокада:: рассказы, стихи, очерки, документы, хроника/ авторы-составители Д.Колпакова. В.Суслов. - Л.: Детская литература, 1984 - 206 с.
- Маграчев Л.Е. Репортаж из блокады. - Л.: Лениздат, 1989 - 272 с.