Цель: Формировать представления младших школьников о безопасности перехода улиц при регулировании дорожного движения светофором.
Задачи:
- Объяснить учащимся значение светофоров.
- Научить детей переходить улицу по зелёному сигналу светофора.
- Расширять кругозор учащихся о правилах дорожного движения, об обеспечении безопасности жизни.
Оборудование: мультимедийное оборудование, модель светофора, плакат «Улица» с моделями автомобилей, перекрёстков, дорожных знаков, видеофрагмент «Правила перехода через дорогу» (Пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ в начальной школе «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы». Видеостудия МЧС России).
Подготовительная работа:
- Экскурсия по улицам города: перекрёсток, пешеходный переход, виды светофоров.
- Домашнее задание – выбрать безопасный путь при подходе к школе с регулируемыми перекрестками.
- Родители, находясь на улице с детьми, ведут себя правильно – переходят только на зелёный сигнал светофора.
Содержание:
- Организационный момент. Вступительное слово.
- Игра на знание правил дорожного движения.
- Первоклассники о сигналах светофора.
- Показ слайдов «Верные друзья».
- Видеофрагмент «Правила перехода через дорогу».
- Игра «Светофор».
- Первоклассники о видах светофора.
- Составление схемы безопасного подхода к школе с регулируемыми перекрестками.
- Интерактивная викторина.
- Составление модели безопасной дороги.
- Заключительное слово.
Ход занятия
Ученики входят в зал. 1 «а» и 1 «б» классы рассаживаются на места напротив друг друга.
1. Организационный момент. Вступительное слово.
Психологическая поддержка.
Учитель произносит слова шепотом, дети повторяют хором.
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!
– Сегодня мы продолжаем изучать правила безопасного поведения на дороге. На этом занятии вы будете не просто учениками, а настоящими знатоками правил дорожного движения. Каждый класс готовился к игре и готов показать свои знания.
2. Игра на знание правил дорожного движения.
Ученик 1:
Первоклассники сидели
и на улицу глядели,
«а» класс пел, «б» не молчал,
что-то дружно обсуждал.
Игра «Это я, это я, это все мои друзья».
Ученик 2:
Кто из вас идет вперед,
Только там, где переход?...
Ученик 3:
Кто из вас в трамвае тесном
Уступает взрослым место?...
Ученик 4:
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?...
Ученик 5:
Кто из вас летит так скоро,
Что не видит светофора?...
Учитель: Изучать и знать правила дорожного движения необходимо для того, чтобы не подвергать свою жизнь опасности и не мешать движению транспорта.
3. Первоклассники о сигналах светофора.
Учитель1 «а»: Сегодня к нам в гости пришли ученики 1 «а» класса. Они тоже хотят поделиться с вами своими знаниями о правилах дорожного движения. Послушайте, где они были и что узнали.
Ученик 1:
Мы гуляли по Садовой,
Заходили на базар,
Там купили жёлтый-жёлтый,
Презелёный красный шар.
Ученик 2:
Мы подумали немножко –
Смастерили светофор.
Ребята демонстрируют ученикам модель светофора и рассказывают о сигналах светофора.
4. Показ слайдов «Верные друзья».
Ученик 1:
Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день, и ночь
Зелёный, жёлтый, красный.
Ученик 2:
Самый строгий – красный свет.
Если он горит: «Стой!
Дороги дальше нет.
Путь для всех закрыт».
Ученик 3:
Жёлтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для движенья.
Ученик 4:
Зеленый свет вспыхнет впереди,
Скажет он: «Препятствий нет.
Смело в путь иди!»
Ученик 5:
Коли выполнишь без спора
Все сигналы светофора,
На остановку попадешь,
Конечно, очень скоро.
5. Видеофрагмент «Правила перехода через дорогу».
(Пособие для проведения занятий по курсу ОБЖ в начальной школе «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы». Видеостудия МЧС России).
Просмотр видеофрагмента и дальнейшее обсуждение.
Учитель 1 «б»: Ребята, помогите героям найти выход из сложившейся ситуации. Как бы вы поступили на их месте?
Ученики 1 «а» и «б» классов обсуждают задание по командам. Отвечают представители от каждого класса.
Учитель: Правильно, ребята!
Красный сигнал светофора запрещает пешеходам движение.
Жёлтый сигнал – предупредительный. При жёлтом сигнале начинать переход нельзя.
Пересекать дорогу можно лишь при зелёном сигнале светофора.
6. Игра «Светофор».
Игру проводят ученики и учитель 1 «а» класса.
Когда ведущие показывают жёлтый свет, то все ученики выстраиваются в шеренгу и готовятся к движению. Когда «зажигается» зелёный свет - можно ходить, бегать, прыгать по всему залу. При красном свете – все замирают на месте. Ошибившийся – выбывает из игры.
7. Первоклассники о видах светофора.
Ученик 1 «б»:
Первый «б» ответил вскоре:
– Цвета три у светофора. Что ж такого?
Ученик 2:
А из нашего окна
Мы увидели – их два.
Учитель 1 «б»: Вы, конечно, видели на дорогах светофоры, у которых нет жёлтого сигнала. Это светофоры пешеходные, их сигналы обязательны только для пешеходов.
Ученик 3: В современных городах на перекрестках устанавливают световые табло для пешеходов. Следует всегда подчиняться их сигналам.
Ученик 4: На нерегулируемых перекрестках, а также на переходах, где установлен желтый светофор-мигалка, пешеходы обязаны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт и, убедившись в полной безопасности, начинать переход. Особенно надо следить, не приближается ли автомобиль с улиц, которые ведут к перекрестку.
8. Составление схемы безопасного подхода к школе с регулируемыми перекрестками.
Учитель 1 «б»: - При подходе к нашей школе тоже есть регулируемые светофорами перекрестки. Вы должны показать, как пройти к школе безопасным путем, какой маршрут выбрать.
Ученик предлагают разные варианты. Объясняют и показывают самый безопасный путь к школе.
9. Интерактивная викторина.
– А теперь конкурс знатоков правил дорожного движения.
На экране вам будут предложены вопросы, на которые вы должны дать правильный ответ. Приложение
Викторина.
- Какое движение на нашей улице – одностороннее или двустороннее?
- Кого называют пешеходом?
- Где должны ходить пешеходы?
- Для чего служит проезжая часть улицы? Почему?
- Как регулируется движение на улице?
- Где можно перейти улицу?
- Как обозначен пешеходный переход?
- Когда надо начинать переход улицы?
- Зачем надо знать и выполнять правила дорожного движения?
10. Составление модели безопасной дороги.
Ученики по командам составляют модель безопасной дороги и объясняют свой выбор.
11. Заключительное слово.
Учитель 1 «а»: Учитель 1 «б»:
Правил дорожных
На свете немало.
Все бы их выучить
Нам не мешало.
На улице будьте внимательны, дети!
Твердо запомните правила эти.
Правила эти помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда!