Цели урока
-
Обобщение знаний учащихся об именах собственных, закрепление умения классифицировать на нарицательные/собственные имена существительные. Формирование орфографической зоркости.
-
Развитие логического мышления, речи, памяти, творческих способностей, фонематического слуха, обогащение лексического запаса слов учащихся.
-
Формирование интереса учащихся к русскому языку и окружающему миру, истории России и родного края.
Оборудование
Учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык, 2 класс». Карточки с текстовыми заданиями. Поощрительные медали с первыми буквами имен и фамилий учащихся. Фонетический тренажер. Лото «Наш город». Интерактивная доска с иллюстративным материалом (презентация в формате MS PowerPoint).
Ход урока
Организационный момент
- Здравствуйте! Садитесь! Проверьте посадку. Все ли готово к уроку?
Постановка учебной задачи
Буква обычная выросла вдруг.
Выросла выше букв-подруг.
Смотрят с почтеньем на букву подруги,
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.
- Когда и почему мы пишем слова с большой буквы?
Чистописание
- Сколько элементов? Какие? Какое соединение между элементами? Пропишите элементы до конца строки.
Словарная работа
- Итак, мы написали элементы букв. Чем отличаются буквы от звуков?
- Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.
1-й звук — твёрдая пара [р’]
2-й звук — гласный ударный [о]
3-й звук — звонкая пара [т’]
4-й звук — гласный безударный [и]
5-й звук — твёрдая пара [н’]
6-й звук — гласный безударный [а]
— Произнесите это слово ( ). Значение слова?
К уроку учащимся было дано задание посмотреть в словаре значение слова «родина».
Индивидуальная работа
Один ученик выполняет фонетический разбор слова «город».
Работа с классом
- Сколько слогов в слове? Назовите 1-й, 2-й, 3-й слоги. На какой слог падает ударение? Где «опасное» место? Почему? Что можете написать?
- Почему это слово является словарным? Запишите слово «родина» с орфограммой в тетради.
- В знак особого уважения это слово пишут с большой буквы, запишем: «Родина».
Один ученик записывает на интерактивной доске слова «родина», «Родина» с орфограммами, остальные в тетради.
- Русский народ давно отметил любовь человека к Родине в пословицах.
«Нет в мире краше Родины нашей».
«Одна у человека мать, одна у него и Родина».
- Как вы их понимаете?
1-й ученик пишет на доске с комментированием пословицу, вставляя пропущенные буквы, а остальные — в тетради.
Ж...ть — ...од...не служ...т....
Индивидуальная работа
2-й ученик пишет на доске пословицу, вставляя пропущенные буквы.
Не ж...лей ж...зни — служ... ...тчизне.
- Проверим, как написали пословицы. Как вы их понимаете? Почему вторую пословицу можно записать рядом с первой? Каким близким по смыслу словом заменено слово «Родина». Запишем слово «Отчизна» с орфограммами.
- От какого слова оно произошло? Как называются слова «Родина», «Отчизна», «Отечество»?
- Как называется страна, которая является нашей Отчизной, Отечеством?
- Запишем с орфограммами слово «Россия». Один ученик записывает слово «Россия» на интерактивной доске, остальные — в тетрадях.
- Прочитаем, что сказал К.Д.Ушинский о родине:
«Наше Отечество, наша Родина — матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши».
- Существует образное выражение «сердце России». О каком городе можно так сказать?
- Запишем с орфограммами слово «Москва». Один ученик записывает слово «Москва» на интерактивной доске, остальные — в тетрадях.
- Проверим фонетический разбор слова «город».
- Москва — один из городов Золотого кольца России, о других городах мы узнаем из упражнения №154, с.96 учебника (выполняется самостоятельно в тетрадях). Во время проверки задания учащиеся называют города в алфавитном порядке <Приложение1>.
- Почему написали с заглавной буквы?
- Город — малая родина. Дополните предложение, записанное на доске: «Мы живем в ...». (Саратове)
- Сколько слов в предложении? Какое 1-е, 2-е, 3-е, 4-е слово? Орфограммы?
Учитель выделяет орфограммы в предложении по ходу ответов учеников.
- Напишите в тетради предложение с орфограммами по памяти, выделите грамматическую основу.
- Проверим, что получилось <Приложение2>.
- Подведем итог: как пишутся названия стран, городов?
Физминутка
Утром рано поднимаясь, потянитесь, распрямитесь,
Руки шире разведите — Вы весь мир объять хотите!
В школу быстро собирайтесь, побежали, побежали,
До дороги добежали — медленно остановитесь:
Вы налево поглядите, вы направо посмотрите,
Головою повертите, повертите, покрутите
И тогда переходите!
- Что же мы переходили? Мы переходили улицу.
Учитель называет улицы: Валовая, Соколовая, Волжская, Набережная. Ученики записывают их названия с орфограммами на интерактивной доске и в тетрадях.
- Какое слово «лишнее»? Почему одну из улиц назвали «Набережная»?
- Напишите в тетради название вашей улицы.
Работа с классом
- На берегу какой реки расположен Саратов?
- Составьте предложение из слов: Волги, на, город, берегу, стоит, Наш.
Ученики называют слова в правильном порядке: «Наш город стоит на берегу Волги». Один ученик на интерактивной доске записывает получившееся предложение с орфограммами, а остальные пишут в тетрадях.
Индивидуальная работа
3 ученика выполняют у доски задание по карточке: составить предложение из слов, вставить пропущенные буквы.
-
Это, длин..ая, в, р...ка, (Е,е)вропе, самая
-
б...рёт, ...на, н...ч...ло, св...ё, гор...да, (Т,т)в...ри, у
-
вп..дает, в, (В,в)олга, море, (К,к)аспийское
- Проверим, как справились со своим заданием те, кто работал у доски. Что получится, если соединить все предложения? (Текст)
- Как пишутся названия улиц, рек, морей?
Страны, города и реки — посмотри и не спеши, с большой буквы их пиши!
Самостоятельная работа в парах (лото "Наш город")
- Мы с вами, наш класс тоже является частичкой малой родины. А родина сильна дружбой. Запишите фамилию, имя своего соседа по парте и свою, когда соберете картинку.
Учащиеся в паре собирают из фрагментов фотографий виды Саратова. Если картинка собрана правильно, на обратной стороне они прочитают свои имена и фамилии.
- С какой буквы пишутся имена и фамилии?
Никогда не забывайте, имя буквой выделяйте!
- Кого можно назвать нашими друзьями, братьями меньшими?
- Прочитайте предложения на карточках. В них есть слова, которые звучат одинаково, а пишутся по-разному. Определите, какие слова пишутся с заглавной буквы.
Во дворе гулял пёс умник. |
Сложную задачу мне помог решить умник класса |
За иголкой всегда тянется ниточка. |
Кошка ниточка спала на окне. |
Конь по кличке цыган проскакал по полю. |
Веселый цыган пел и плясал. |
Учащиеся работают с заданием на карточках. Один ученик проверяет задание на интерактивной доске.
- Соедините 1-е слоги исправленных слов — имен собственных. Какое получилось слово <Приложение3>?
- Как пишутся клички животных?
Все клички до одной пишут с буквы прописной!
Итог урока
- Запомнили ли вы какие «важные» дела поручают большой букве?
Страны, города и реки — посмотри и не спеши, с большой буквы их пиши!
Никогда не забывайте, имя буквой выделяйте!
Все клички до одной пишут с буквы прописной!
Выставление отметок и поощрение учеников
В течение всего урока работа и ответы учеников оцениваются отметками и поощрительными медальками со своими инициалами.