Программное содержание: Закрепление и расширение знаний детей о городе Москве, её достопримечательностях; активизация словаря детей: экскурсовод, водитель, кондуктор; обогащение словаря: Красная площадь, Кремль, Останкинская телебашня, Третьяковская галерея, журналист, парикмахер, стилист одежды; познакомить детей с картинами знаменитых художников: Пластова, Брюллова, Кипренского; развитие навыка правильного произнесения считалок; развитие пространственного ориентирования а так же развитие художественно творческих способностей детей.
Материал: Руль, билеты, фотоаппарат; плакаты с изображением Красной площади, Спасской башни, Останкинской телебашни, Третьяковской галереи.; репродукции картин Кипренского «А.С.Пушкин», Брюллова «Всадница», Пластова «Сенокос».
Ход занятия
1. Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в город Москву.
- Что вы знаете о Москве?
-…(свободные высказывания детей) Столица России. Москва очень большой город, в нем много достопримечательностей…
- Одеваемся (дети имитируют одевание), садимся в вагоны поезда (дети встают друг за другом), и едем (дети имитируют стук колёс, движение поезда).
Проходим в игровую комнату группы, встаём в круг.
2. – Вот мы и приехали в Москву. Как вы думаете, на чём нам будет удобно совершать экскурсию по Москве?
- …(ответы детей) На автобусе.
- А кто работает в автобусе?
- …(ответы детей) Водитель, кондуктор.
- Что они делают, в чём заключается их работа?
- …(ответы детей) Водитель везёт пассажиров, кондуктор обилечивает.
- Посмотрите вперёд, перед нами стоит автобус. Но не хватает водителя и кондуктора. Что нам поможет их выбрать?
- …(ответы детей) Считалка…
Двое человек, по очереди рассчитывают остальных. Считалку выбирают сами. После того как водитель и кондуктор выбраны, воспитатель даёт руль водителю, а билеты кондуктору. В автобус сначала заходит персонал, затем пассажиры.
- Ребята, проезд в этом автобусе стоит один рубль (один удар по ладони кондуктора. Дети рассчитываются).
- А как же называют того человека, который проводит экскурсии?
- …(ответы детей) Экскурсовод.
- Вот сегодня, я буду вашим экскурсоводом. Рабочий персонал для проведения экскурсии набран, можно отправляться в путь. Поехали.
3. – Первая остановка «Красная площадь». Выходим из автобуса вперёд. Посмотрите налево перед вами открывается вид на Красную площадь. Ребята, а кто знает почему она так названа?
-….(ответы детей)
- В русском языке слово «красный» означает не только цвет, но и является синонимом слова «красивый».
На Красной площади находится Кремль в котором работает правительство нашей страны и президент. Стены кремля выложены красным кирпичом.
Теперь посмотрите направо, вы видите башню. Как её название?
-…(ответы детей) Спасская.
- Что на ней находится?
-…(ответы детей) Часы (куранты).
- Высота этой башни 71 метр, это как 20-ти этажный дом.
Посмотрите налево, вы видите собор. Кто-нибудь знает название этого собора?
-…(ответы детей) Собор Василия Блаженного.
- Он был построен в 15 веке по велению царя Ивана Грозного. Строили его два ремесленника Барма и Постник.
По ходу занятия экскурсовод фотографирует детей возле достопримечательностей Москвы.
4. -Следующая остановка «Останкинская телебашня». Выходим из автобуса и смотрим вперёд. Кто из вас знает что это за башня?
-…(ответы детей)
- Это главная телебашня России. Она передаёт во все уголки нашей страны телевизионные передачи центрального телевидения (ОРТ, «Россия», «Культура», НТВ). Как вы думаете, люди каких профессий работают в Останкинской телебашне?
-…(ответы детей)
- Верно, журналисты, операторы, стилисты.
- А чем они занимаются?
- …(ответы детей)
- Ребята, Останкинская телебашня самая большая телебашня в нашей стране. Её высота достигает 533 метра. В башне располагаются не только радио и теле студии, а есть ещё и рестораны, столовые, несколько этажей даже отведено для посетителей. В башне люди перемещаются с одного этажа на другой при помощи скоростных лифтов.
5.- Остановка «Третьяковская галерея». Проходим вперёд, поворачиваемся направо и заходим в Третьяковскую галерею. Ребята, а что находится в Третьяковской галерее?
-…(ответы детей)
- Верно, в ней находятся картины знаменитых художников. Давайте же рассмотрим некоторые из полотен.
Педагог сообщает детям фамилии художников, вместе с детьми рассматривает картины, предлагает дать название картинам опираясь на нарисованные образы и смысл полотен.
- Какое название вы бы дали этой картине? Почему?
6. Вот и закончилась наша с вами экскурсия по Москве. Мои волшебные часы подсказывают мне, что нам пора возвращаться в нашу группу. Водитель сейчас отвезёт нас на железнодорожный вокзал. А пока мы едем, давайте поделимся впечатлениями об экскурсии, расскажите, что нового вы узнали о Москве?
Дети прощаются с Москвой, садятся в вагоны и имитируют движение поезда. Поезд увозит детей в их родной город.
7. После занятия можно организовать рисование с детьми «Я сегодня был в Москве».