Учебно-методическое обеспечение: УМК Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. «Русский язык. Теория» Учебник для 5-9 классов. М., Просвещение, 2006, Купалова А.Ю. «Русский язык. Практика» Пособие для 5 класса. М. Дрофа, 2006.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: Мультимедийный проектор, интерактивная доска, программа SMART Board, презентация из 13 слайдов.
Время реализации занятия: 45 минут.
Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме «Алфавит. Звуки речи и буквы», способствовать развитию логического мышления обучающихся, проявлению интереса к предмету, творческого потенциала учащихся.
Ход занятия.
Учитель: Ребята! А ну-ка признавайтесь, кто из вас любит сказки? ( Заслушиваются ответы детей). А почему любите? Сегодня на урок к нам пришла сказка. Сказку эту раньше ушки ваши не слышали и глазки ваши не видели. А называется она «Сказка про Алфавит». (Слайд 1.)
- В некотором царстве, в расчудесном Государстве Русского Языка жили-были буквы. Были их 33. Жили они вольно, гуляли, где хотели. Но не было у них пристанища, не было крыши над головой. Не было порядка в их семействе. Не было у них названия, не было работы. Слонялись они без дела, надоела им такая жизнь. Загрустили несчастные буквы, заплакали.
(Слайд 2.)
Услышал их плач добрый волшебник Алфавит да и молвит волшебные слова:
«Милые буквы, объединиться вам надо, жильё построить, а там и работа найдётся».
Послушались буквы мудрого чародея да и построили себе город. А имя ему дали в честь своего спасителя Алфавит.
Учитель: Давайте-ка мы с вами расставим буквы по алфавиту, поможем каждой найти своё место.
(Работа на интерактивной доске и в тетрадях. Дети расставляют буквы по алфавиту.
Затем следует проверка – шторка отодвигается вниз.)
(Слайд 3.) В Алфавите у каждой буквы есть своё имя, своё место и своя работа.
Все они стоят красиво,
По порядку, посмотри!
Ну а ты теперь сумеешь
Повторить все 33?
Учитель: Кто сможет повторить алфавит, правильно называя все буквы?
(Дети называют буквы).
Учитель: А зачем людям знать алфавит? Где он применяется?
У каждой буквы появилась своя работа. Стали они трудиться не покладая рук.
- Говорят буквы, обозначающие гласные звуки: « Без нас ни одно знаменательное слово не молвится, ни одна песенка не поётся. Мы поселимся на главной площади!» На этой площади теперь стоят их домики. (Слайд 4.)
(Дети рисуют домики в тетрадях и «заселяют» ихбуквами. Один ребёнок работает у доски.)
Этих домиков два. В первом живут буквы, которые всегда обозначают только один звук. Заселим эти буквы в домик. (Дети располагают буквы в домике, затем следует проверка – шторка отодвигается вниз.) А во втором домике поселились удивительные буквы, зто буквы-актёры. В зависимости от позиции они могут выполнять разную работу. (Слайд 5.) Поможем им занять свои места. (Проверка выполняется аналогично.) Ох, и хитрые эти буквы, очень трудно их роли определить: то они подсказывают мягкость согласных и обозначают гласные звуки, то они прячут звук [Й,]. (Слайд 6).
Давайте попробуем разоблачить эти хитрые буквы. Найдём в словах буквы, которые обозначают два звука, прячут [Й,]. (Дети работают на доске (отмечают слова маркером, либо выносят их в столбик) и в тетрадях (выписывают слова с «Йотированными гласными»). (Слайд 7). (Содержание слайда: бьёт, тюль, рьяный, прялка, ёлка, юла, пошёл, яд, ружьё, дела, семья, лёд, шью, ярость, ряд, заехал, маяк, съел.)
Разные буквы поселились в алфавит. Для букв, обозначающих согласные звуки, выстроили целую улицу. Были среди них буквы-двойняшки, с ними у детей много хлопот, трудно их различить, особенно перед согласными в середине слов и на конце слов: пруд – прут, тра(ф,в)ка, бе(г,к)? Приходится гласные на помощь звать. Это проказники, обозначающие парные звонкие и глухие согласные звуки. Они поселились в одном доме. (Слайд 8.) На втором этаже живут буквы, обозначающие парные звонкие согласные звуки, а на первом – парные глухие. Расселим эти буквы. (Работа на доске – расселяем буквы, в тетрадях дети рисуют домики и заселяют их буквами. Проверка – отодвигается шторка вниз.)
Есть среди согласных гордячки, одиночки, не хотят они в паре с глухими жить, они всегда только звонкие звуки обозначают. Каждая справляется со своими обязанностями – различает слова. Они поселились в отдельном особняке на втором этаже, а первый никто не заселил, и свет в его окнах не горит. Поможем буквам разместиться. (Слайд 9.) (Работа на доске и в тетрадях проходит аналогично, затем следует проверка. Правильный вариант за шторкой.)
А среди глухих согласных тоже нашлись одиночки, пришлось и им отдельное жильё возводить. (Слайд 10.) Поселим их на первый этаж, а второй этаж пустовать будет, так как нет им звонкой пары. (Шторка открывается в два приёма: сначала проводится проверка, как заселили домик.) Глухие согласные легко запомнить по их странному желанию: «Хочу цветов из чащи!» ( Шторка отодвигается ещё ниже.)
Вот и заканчивается наша сказка. 10 букв обозначают гласные звуки, 12 обозначают парные звонкие - глухие, одиночек 5 да 4... Ой, кто там плачет? Да это же Ь и Ъ. Забыли ещё две буквы! А куда их селить? Зачем они в Алфавите? Никаких звуков не обозначают. Может, они не нужны? (Выслушиваются ответы детей о роли этих букв).
- Действительно, ребята. Буквы эти нужные и очень интересные. Например, Ь – актер. Он играет две роли (Слайд 11.) То он помогает различать слова по смыслу, обозначая мягкость предшествующего звука: кров – кровь, кон – конь, банка – банька. И ещё одна нагрузка есть у Ь . Он занимается подсказками. Он сигналит, что [Й,] прячется в буквах е, ё, ю, я.
Давайте-ка определим роль Ь в следующих словах: письмо, бьёт, пять, борьба, льём, ладья, друзья, боль, вьюн. ( Открывается шторка слайда 10. Нужно расставить, а в тетрадях записать данные слова в два столбика соответственно роли Ь.)
Осталась ещё одна буква. Это Ъ. Какую же работу он выполняет? Оказывается, Ъ тоже подсказками занимается: если в слове есть приставка, которая оканчивается на согласный, то перед буквами е, ё, ю, я ставится Ъ. Он подает сигнал: в этих буквах спрятан [Й,] ! (Слайд 12.) Ъ называется разделительным, он разделяет приставку и корень. Ну вот, наконец-то всем буквам нашлась работа, нашлось дело. Теперь все буквы рады и счастливы, живут в Алфавите и не тужат. И мы с вами там побывали, мёду попивали, сказочку прослушали и на ус намотали.(Слайд 13.) А что же мы на ус намотали? Что вспомнили и что узнали сегодня на уроке?
Итог урока: Оказывается, все буквы нужны, все важны. И мы без них никуда, ни одного слова прочитать и написать не сможем. Так что живут все 33 буквы в Алфавите дружно, недаром их зовут сестрицами. У каждой есть место и имя. (Читается алфавит с листа (Слайд 1 или 2), у каждой есть работа. Кто парами живёт? (Ещё раз проговариваем парные по звонкости-глухости). Кто в одиночку? ( Называем только звонкие и только глухие). А какую работу выполняют Ь и Ъ? ( Дети говорят о роли Ь и Ъ).
Домашнее задание: §31-34, упражнение №398, выучить алфавит.
Литература:
- Граник Г.Г. Секреты орфографии. М., «Просвещение». 1991.
- Купалова А.Ю. Методические рекомендации к учебному комплексу «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Русская речь». 5 класс. М., Дрофа. 2006.