Урок обучения грамоте по УМК "Гармония" в 1-м классе по теме "Звуки [Ф'–Ф], [В'–В], и их обозначение буквами Ф и В"

Разделы: Начальная школа


Цели: 1. Закрепить знания о парных согласных [ ф' – в'], [ ф -в] , научить различать их на слух и обозначать буквами Ф и В.
Формировать умение читать слова, предложения, тексты с этими буквами. Упражняться в определении «опасных» для письма мест. Уметь объяснять выбор букв Ф, В.
2.Развивать речь, память, логическое мышление, фонетический слух.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и любовь к природе.

Оборудование: Рисунки цветов и сердечек разного цвета для определения эмоционального комфорта детей на уроке: в начале и в конце; 3 «кареты»; модель схемы слов, магнитная доска и буквы, открытки- приглашения, рисунки букета с цветами фиалок, «каравая», статуэтка «филина», комнатный цветок фиалок, учебник «Азбука».

Ход урока.

I. Мобилизующая часть урока.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На гостей все посмотрели.
Улыбнулись мне, друг другу,
Ведь друзья у нас повсюду.
А вот цветочки хороши!
А ты, один лишь, для души 
Перед собою положи.

Приложение1
(Дети выбирают цветок, который им больше понравился и кладут на уголок парты. Из этого учитель узнает, с каким настроением каждый из детей пришел на урок.)

II. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Вчера мы получили открытки-приглашения для «Человечков». В них написано:
«Дорогой друг! Приглашаем тебя на День рождения» (Указан адрес, но вместо подписи нарисованы два «Человечка».) Приложение2
Цель нашего урока: помочь «Человечкам» выяснить, что это за таинственные незнакомцы и постараться узнать про них как можно больше.

III. Актуализация знаний.
1.Подготовка к открытию нового. Приложение3
Учитель: Ребята, все «Человечки» приглашены на день рождения. Помогите им одеться, нарядиться. (У всех на парте разложен раздаточный материал: в пакетиках подвижные модели «Человечков», башмачки разного цвета: синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные, красные для гласных букв; шляпы: цилиндр – для глухих согласных, в виде звоночка – для звонких, красный бантик – для гласных, буквы: гласные и парные согласные).
(Дети быстро одевают «Человечков».)
Учитель: Молодцы! Всем «Человечкам» помогли нарядиться.
- Вы сидите все парами, посмотрите на свои буквы, (ребята первого и второго ряда) скажите, что это за буквы? (Дети называют буквы парами.)
Ученики: б - п, г- к, д - т, з - с, ж - ш.
Таня: Они могут быть мягкими и твердыми
Настя: Это согласные буквы, они произносятся с препятствием
Учитель: Что можно про них сказать?
Саша: Среди них есть звонкие и глухие
Ксения: Буквы Ж и Ш всегда твердые
Таня: Это парные по глухости – звонкости согласные.
Учитель: А почему их так назвали?
Вика: У них одинаковая артикуляция звуков при произношении, только отличаются «включением» голоса для звонких и «выключением» голоса для глухих.
Учитель: Давайте дадим им общую характеристику.
Дети: Это парные по глухости-звонкости согласные, они могут быть и мягкими и твердыми. Только звуки [ш -ж] всегда твердые.
Учитель: А что может сказать 3-ий ряд про свои буквы?
Дети: Это гласные буквы. Они могут быть ударными и безударными.
Учитель: Молодцы!

IV. Открытие детьми новых знаний.
1. Выделение звуков [ ф'- ф ] и обозначение их буквами.
Учитель: Нарядные гости уже собрались. Столы празднично накрыты. Если вы будете внимательными, то скоро узнаете, как зовут «именинницу» и ее подружку. А подсказку вы найдете у меня на столе. Это подарки для именинницы. (На столе лежат: фотоаппарат, ваза с фруктами, комнатный цветок – фиалка, статуэтка филина)

Учитель: Что общего вы заметили в названиях этих предметов?
Дети: Все слова начинаются со звуков [ф '– ф ].

2. Поиск решения проблемы.
Учитель: Какой буквой обозначаются эти звуки?
Дети: Эти звуки обозначаются буквой Ф.
Учитель: Кто уже догадался, кто же у нас сегодня именинник?
Дети: Буква Ф.
Учитель: Найдите в кассе эту букву и покажите.

3. Характеристика звуков.
Учитель: Давайте представим себе, как она будет одета?
Таня: Я думаю, что на голову нужно надеть шапочку-цилиндр, потому что она глухая.
Саша: Башмачки у неё будут разного цвета: один зеленый , другой синий, так как звук бывает и твердый, и мягкий.
Учитель: Выберите из нарядных «Человечков», которые лежат на моем столе того, как может быть одета буква Ф.
(Дети находят «Человечка» и прикрепляют на доску) Приложение4
Учитель: Что можно сказать про эту букву?
Настя: Это глухая согласная, может быть и мягкая и твердая.
Учитель: Молодцы! А кто назовет подружку буквы Ф?
Дети: Это буква В.
Учитель: Почему так думаете?
Дети: У них одинаковая артикуляция при произношении.
Учитель: Произносим оба звука все вместе.
А чем они отличаются?
Дети: Отличаются наличием голоса и шума.
Учитель: Давайте найдем и подружку. (Дети находят).
Учитель: Что про нее можно сказать?
Дети: Буква В обозначает звонкий согласный звук, она может быть мягкой и твердой.
Учитель: А что можно сказать про эту пару?
Дети: Это парные по глухости-звонкости согласные.
Учитель: Давайте порадуем нашу именинницу. Какие же подарки мы ей подарим?

Учитель: Отгадайте загадку:
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.
Дети: Филин.
Учитель: А как назвать одним словом то, что лежит в вазе?
Дети: Фрукты.
Учитель: Отгадайте и эту загадку
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнул раз – и помнят нас.
Дети: Фотоаппарат
Учитель: Ну, а этот цветок вы знаете.
Дети: Фиалка.
Учитель: Все эти подарки для буквы Ф.

 4.Составление схем слов и печатание.
Учитель: Нужно составить схемы слов: филин и фрукты и напечатать слова.( Дети печатают и составляют схемы на местах, четверо у доски)
Учитель: Молодцы! Порадовали «Волшебницу Речь». Она очень довольна вами. Именинница ждет гостей. Только некрасиво ехать в гости без подарка. Давайте соберем для нее букет.
Учитель: Как вы думаете, какие цветы любит буква Ф?
Дети: Фиалки.
(На доске прикреплена ваза с веточками листьев фиалки, но нет цветов)
Учитель: Ваза уже стоит, не хватает только цветов. Вот цветы, но они волшебные. Чтобы ими украсить букет, нужно выполнить такое задание: прочитать скороговорку, изменяя темп и интонацию. Приложение5

 5. Работа над скороговоркой.
У Феди фуфайка, а у Фани туфли.
( Хоровое чтение скороговорки детьми. Один из детей украшает букет.)
Учитель: Очень красивый букет для именинницы. Можно спеть для нее песенку «Каравай»

 V. Физминутка.

Как на «Буквены» именины испекли мы каравай.
Вот такой вышины, вот такой нижины
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай кого любишь, выбирай!
Я люблю, конечно, всех, но, а гласных больше всех!
Учитель: Почему она любит больше гласные буквы?
Дети: Без них не образуются слова.
Учитель: Какие вы умницы! Чтение слогов с буквой Ф
ФА ФО ФУ ФЫ ФЕ ФИ

VI. Работа над поиском «опасных» мест для письма.
Учитель: А какое день рождение без каравая. ( На доске рисунок «каравая» на нем буквы Ф и В.) Приложение6
-Вы любите каравай?
Дети: ДА!

Учитель: Давайте разрежем каравай. А он оказывается волшебный! Какие-то буквы на нем! (Разрезаем, берем одну часть и читаем задание.)
Чтобы съесть кусочек этот, нужно выполнить мое задание.
1. Задание. Работа по странице 132. Чтение «цепочкой» слов-пар и нахождение опасных мест для письма.
Шкафы – шкаф Травы – травка
Шарфы – шарф Буква –буковка

( Дети читают и находят опасные места, выделяя сигналами. Текст напечатан на доске).
Учитель: Молодцы! Справились. Давайте отрежем еще кусочек.

 2 Задание. Работа на слух.
Учитель: Определите на слух, какой слышится звук на конце слов: жираф и удав.
Приложение7

 Дети: На конце слов слышится звук [ф]- глухой твердый согласный.
Учитель: Давайте проверим. ( На доске записаны эти слова, но последние буквы закрыты. Один из учеников открывает буквы и удивляется.)
Дети: Слышим один звук, а написаны разные буквы.

Учитель: Какой же можно сделать вывод?
Дети: Один и тот же глухой звук может обозначаться разными буквами. Значит, это опасное место для письма. Выделяем сигналами.
Учитель: Как проверить опасные места?
Дети: Нужно «пригласить» гласные буквы.
Жираф – жирафы, удав – удавы.

3 Задание. Вставить нужную букву. (В слове БУЛАВКА закрыта буква перед буквой К. Нужно узнать, какую букву надо написать в этом слове.)
Учитель: Проговорим слово БУЛАВКА. Какой звук вы слышите перед буквой К ?
Дети: Перед буквой К слышится звук [ф] – глухой твердый. Учитель: Давайте посмотрим. (Открываем букву.) А там буква В. Интересно, какая у нас Волшебница Речь! Одно волшебство! Какой вывод можно сделать?
Дети: Это опасное место. Этому звуку нельзя доверять. Для проверки приглашаем гласную букву: булавка – булавочка. Учитель: Какой вывод можно сделать? Таня: Когда парный по глухости-звонкости согласный звук [ф], стоит на конце слова ему нельзя доверять – это опасное место.
Саша: Когда парный по глухости- звонкости стоит перед парным согласным, ему тоже нельзя доверять – это опасное место.
Настя: Звуку [ф] на конце слова и перед парным согласным нельзя доверять, так как один и тот же звук [ф] может обозначать разные буквы: букву Ф и букву В.

 Ксения: Чтобы правильно написать согласную, нужно поставить за ней гласную букву, она укажет какую букву надо написать.
Учитель: Чтобы хорошо запомнить это правило, послушайте стихотворения.

4.Чтение стихотворений.

Если слышишь парный звук,
Будь внимательным, мой друг.
Парный сразу проверяй:
Слово смело изменяй:
Зуб – на зубы, лёд – на льды –
Будешь грамотным и ты.
Глухие звуки – это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.

5.Релаксация.
- Молодцы! Речь вас благодарит, и именинница с подружкой вами довольны и дарят вам воздушные шары. (Шары зеленого цвета прикреплены к потолку, на них написано: «Спасибо!», «Молодцы!», «Умницы!»)

VII. Работа над текстом «Охотник».
1.Чтение цепочкой.
Учитель: А за это вам именинница дарит рассказ «Охотник»
(Работа по учебнику стр. 133.)
Рассказ читают по цепочки. Перед чтением даётся задание: Узнать, что это за охотник и что это за ружьё? (Дети читают)

 2.Беседа по содержанию рассказа.
Учитель: Что за охотник?
Настя: Этот охотник – фотограф
Учитель: А что за ружьё?
Саша: Это фоторужьё.
Учитель: Почему охотник взял такое ружьё, а не настоящее? Как вы думаете?
Вика: Я думаю, он любил животных.
Данил: Я согласен с Викой, охотник не только любил животных, но и хотел о них больше узнать.
Света: Он хотел еще иметь фотографии животных, которых он очень любил.
Учитель: А вы бы какое ружьё взяли?
Коля: Я бы взял фоторужье. Животных надо охранять, а не убивать.
Витя: Я думаю, Коля прав, если все будут убивать животных, то многие из них исчезнут.
Диана: Многие животные записаны в «Красную книгу». Их особенно надо беречь.
Учитель: Вы уже многое знаете. Молодцы!

VIII. Физминутка. (Движение в соответствии с текстом)

Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крылышками махали.
Дружно хлопаем, ножками топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

IX. Игра «Тим и Том» Приложение8 и 9
Учитель: Давайте узнаем, какие подарки принесли Тим и Том для именинницы? Я называю слова, а вы определяйте, кто их принес.
( Дети определяют мягкость и твердость звуков [в'-ф'], [в-ф].
Если звук мягкий, то 2 хлопка, если твердый – то 1 хлопок.
Слова: фонарик, виноград, фиалки, валенки, телефон, конфеты, футбол.

X. Работа по стихотворению «Футбол». Стр 132 учебника «Азбука» Н. М. Бетенькова
Инсценирование стихотворения «Футбол». (Подготовленные дети)
Учитель: Что хотел сказать автор читателям? («Слова-ключики»: фи, фу, ну, во – помогают догадаться, как относятся к футболу члены семьи.)

XI. Классификация букв. Рефлексия.
Учитель: Праздник закончен. «Гости» собираются домой. (Звучит музыка). Хозяева вызвали 3 кареты, чтобы доставить гостей домой. Подумайте и скажите, нельзя ли всех гостей, по каким – то общим признакам рассадить в кареты, чтобы никому не было обидно. (Ответы детей: 1 карета – звонкие согласные, 2 карета – глухие согласные, 3 карета – гласные. Дети «рассаживают» своих «Человечков» в кареты.
Приложение10,11,12,13

XII.Обобщение.
Учитель: «Гости» разъезжаются, праздник заканчивается. Я думаю, что вы, этот праздник запомните надолго.
- Что нового вы узнали о звуке [Ф] и букве Ф?
- Что больше всего вам понравилось?
- Что вы можете рассказать своим друзьям?
- Какие знания, умения и навыки помогали нам сегодня на уроке?
- Какое общее правило для парных согласных вы усвоили?
( Дети отвечают на все вопросы)

4.Чтение стихотворений.Приложение14
Учитель: Урок закончен. Я думаю, что частичка вашего сердца останется вместе с именинницей. Вы очень хорошо работали. Спасибо вам за урок. Положите на цветок сердечко, которое вам по душе. И давайте сделаем снимок на память для именинницы. (Фотографируемся со своими цветочками и сердечками,
«Человечками» - буквами. Включается музыка.)

 XIV. Конец урока. ( Дети идут пить чай ).

Приложение