Цели: 1. Закрепить знания о парных согласных [ ф' – в'], [ ф -в] ,
научить различать их на слух и обозначать буквами Ф и В.
Формировать умение читать слова, предложения, тексты с
этими буквами. Упражняться в определении «опасных» для
письма мест. Уметь объяснять выбор букв Ф, В.
2.Развивать речь, память, логическое мышление,
фонетический слух.
3.Воспитывать бережное отношение к окружающему миру и
любовь к природе.
Оборудование: Рисунки цветов и сердечек разного цвета для определения эмоционального комфорта детей на уроке: в начале и в конце; 3 «кареты»; модель схемы слов, магнитная доска и буквы, открытки- приглашения, рисунки букета с цветами фиалок, «каравая», статуэтка «филина», комнатный цветок фиалок, учебник «Азбука».
Ход урока.
I. Мобилизующая часть урока.
Прозвенел звонок и смолк.
Начинается урок.
Вы за парты дружно сели,
На гостей все посмотрели.
Улыбнулись мне, друг другу,
Ведь друзья у нас повсюду.
А вот цветочки хороши!
А ты, один лишь, для души
Перед собою положи.
Приложение1
(Дети выбирают цветок, который им больше понравился и кладут на уголок парты. Из этого учитель узнает, с каким настроением каждый из детей пришел на урок.)
II. Создание проблемной ситуации.
Учитель: Вчера мы получили открытки-приглашения для «Человечков». В них написано:
«Дорогой друг! Приглашаем тебя на День рождения» (Указан адрес, но вместо подписи нарисованы два «Человечка».) Приложение2
Цель нашего урока: помочь «Человечкам» выяснить, что это за таинственные незнакомцы и постараться узнать про них как можно больше.
III. Актуализация знаний.
1.Подготовка к открытию нового. Приложение3
Учитель: Ребята, все «Человечки» приглашены на день рождения. Помогите им одеться, нарядиться. (У всех на парте разложен раздаточный материал: в пакетиках подвижные модели «Человечков», башмачки разного цвета: синие – твердые согласные, зеленые – мягкие согласные, красные для гласных букв; шляпы: цилиндр – для глухих согласных, в виде звоночка – для звонких, красный бантик – для гласных, буквы: гласные и парные согласные).
(Дети быстро одевают «Человечков».)
Учитель: Молодцы! Всем «Человечкам» помогли нарядиться.
- Вы сидите все парами, посмотрите на свои буквы, (ребята первого и второго ряда) скажите, что это за буквы? (Дети называют буквы парами.)
Ученики: б - п, г- к, д - т, з - с, ж - ш.
Таня: Они могут быть мягкими и твердыми
Настя: Это согласные буквы, они произносятся с препятствием
Учитель: Что можно про них сказать?
Саша: Среди них есть звонкие и глухие
Ксения: Буквы Ж и Ш всегда твердые
Таня: Это парные по глухости – звонкости согласные.
Учитель: А почему их так назвали?
Вика: У них одинаковая артикуляция звуков при произношении, только отличаются «включением» голоса для звонких и «выключением» голоса для глухих.
Учитель: Давайте дадим им общую характеристику.
Дети: Это парные по глухости-звонкости согласные, они могут быть и мягкими и твердыми. Только звуки [ш -ж] всегда твердые.
Учитель: А что может сказать 3-ий ряд про свои буквы?
Дети: Это гласные буквы. Они могут быть ударными и безударными.
Учитель: Молодцы!
IV. Открытие детьми новых знаний.
1. Выделение звуков [ ф'- ф ] и обозначение их буквами.
Учитель: Нарядные гости уже собрались. Столы празднично накрыты. Если вы будете внимательными, то скоро узнаете, как зовут «именинницу» и ее подружку. А подсказку вы найдете у меня на столе. Это подарки для именинницы. (На столе лежат: фотоаппарат, ваза с фруктами, комнатный цветок – фиалка, статуэтка филина)
Учитель: Что общего вы заметили в названиях этих предметов?
Дети: Все слова начинаются со звуков [ф '– ф ].
2. Поиск решения проблемы.
Учитель: Какой буквой обозначаются эти звуки?
Дети: Эти звуки обозначаются буквой Ф.
Учитель: Кто уже догадался, кто же у нас сегодня именинник?
Дети: Буква Ф.
Учитель: Найдите в кассе эту букву и покажите.
3. Характеристика звуков.
Учитель: Давайте представим себе, как она будет одета?
Таня: Я думаю, что на голову нужно надеть шапочку-цилиндр, потому что она глухая.
Саша: Башмачки у неё будут разного цвета: один зеленый , другой синий, так как звук бывает и твердый, и мягкий.
Учитель: Выберите из нарядных «Человечков», которые лежат на моем столе того, как может быть одета буква Ф.
(Дети находят «Человечка» и прикрепляют на доску) Приложение4
Учитель: Что можно сказать про эту букву?
Настя: Это глухая согласная, может быть и мягкая и твердая.
Учитель: Молодцы! А кто назовет подружку буквы Ф?
Дети: Это буква В.
Учитель: Почему так думаете?
Дети: У них одинаковая артикуляция при произношении.
Учитель: Произносим оба звука все вместе.
А чем они отличаются?
Дети: Отличаются наличием голоса и шума.
Учитель: Давайте найдем и подружку. (Дети находят).
Учитель: Что про нее можно сказать?
Дети: Буква В обозначает звонкий согласный звук, она может быть мягкой и твердой.
Учитель: А что можно сказать про эту пару?
Дети: Это парные по глухости-звонкости согласные.
Учитель: Давайте порадуем нашу именинницу. Какие же подарки мы ей подарим?
Учитель: Отгадайте загадку:Дети: Филин.
Всю ночь летает-
Мышей добывает.
А станет светло-
Спать летит в дупло.
Учитель: А как назвать одним словом то, что лежит в вазе?
Дети: Фрукты.
Учитель: Отгадайте и эту загадкуДети: Фотоаппарат
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнул раз – и помнят нас.
Учитель: Ну, а этот цветок вы знаете.
Дети: Фиалка.
Учитель: Все эти подарки для буквы Ф.
4.Составление схем слов и печатание.
Учитель: Нужно составить схемы слов: филин и фрукты и напечатать слова.( Дети печатают и составляют схемы на местах, четверо у доски)
Учитель: Молодцы! Порадовали «Волшебницу Речь». Она очень довольна вами. Именинница ждет гостей. Только некрасиво ехать в гости без подарка. Давайте соберем для нее букет.
Учитель: Как вы думаете, какие цветы любит буква Ф?
Дети: Фиалки.
(На доске прикреплена ваза с веточками листьев фиалки, но нет цветов)
Учитель: Ваза уже стоит, не хватает только цветов. Вот цветы, но они волшебные. Чтобы ими украсить букет, нужно выполнить такое задание: прочитать скороговорку, изменяя темп и интонацию. Приложение5
5. Работа над скороговоркой.
У Феди фуфайка, а у Фани туфли.
( Хоровое чтение скороговорки детьми. Один из детей украшает букет.)
Учитель: Очень красивый букет для именинницы. Можно спеть для нее песенку «Каравай»
V. Физминутка.
Как на «Буквены» именины испекли мы каравай.Учитель: Почему она любит больше гласные буквы?
Вот такой вышины, вот такой нижины
Вот такой ужины, вот такой ширины.
Каравай, каравай кого любишь, выбирай!
Я люблю, конечно, всех, но, а гласных больше всех!
Дети: Без них не образуются слова.
Учитель: Какие вы умницы! Чтение слогов с буквой Ф
ФА ФО ФУ ФЫ ФЕ ФИ
VI. Работа над поиском «опасных» мест для письма.
Учитель: А какое день рождение без каравая. ( На доске рисунок «каравая» на нем буквы Ф и В.) Приложение6
-Вы любите каравай?
Дети: ДА!
Учитель: Давайте разрежем каравай. А он оказывается волшебный! Какие-то буквы на нем! (Разрезаем, берем одну часть и читаем задание.)
Чтобы съесть кусочек этот, нужно выполнить мое задание.
1. Задание. Работа по странице 132. Чтение «цепочкой» слов-пар и нахождение опасных мест для письма.
Шкафы – шкаф Травы – травка
Шарфы – шарф Буква –буковка
( Дети читают и находят опасные места, выделяя сигналами. Текст напечатан на доске).
Учитель: Молодцы! Справились. Давайте отрежем еще кусочек.
2 Задание. Работа на слух.
Учитель: Определите на слух, какой слышится звук на конце слов: жираф и удав.
Приложение7
Дети: На конце слов слышится звук [ф]- глухой твердый согласный.
Учитель: Давайте проверим. ( На доске записаны эти слова, но последние буквы закрыты. Один из учеников открывает буквы и удивляется.)
Дети: Слышим один звук, а написаны разные буквы.
Учитель: Какой же можно сделать вывод?
Дети: Один и тот же глухой звук может обозначаться разными буквами. Значит, это опасное место для письма. Выделяем сигналами.
Учитель: Как проверить опасные места?
Дети: Нужно «пригласить» гласные буквы.
Жираф – жирафы, удав – удавы.
3 Задание. Вставить нужную букву. (В слове БУЛАВКА закрыта буква перед буквой К. Нужно узнать, какую букву надо написать в этом слове.)
Учитель: Проговорим слово БУЛАВКА. Какой звук вы слышите перед буквой К ?
Дети: Перед буквой К слышится звук [ф] – глухой твердый. Учитель: Давайте посмотрим. (Открываем букву.) А там буква В. Интересно, какая у нас Волшебница Речь! Одно волшебство! Какой вывод можно сделать?
Дети: Это опасное место. Этому звуку нельзя доверять. Для проверки приглашаем гласную букву: булавка – булавочка. Учитель: Какой вывод можно сделать? Таня: Когда парный по глухости-звонкости согласный звук [ф], стоит на конце слова ему нельзя доверять – это опасное место.
Саша: Когда парный по глухости- звонкости стоит перед парным согласным, ему тоже нельзя доверять – это опасное место.
Настя: Звуку [ф] на конце слова и перед парным согласным нельзя доверять, так как один и тот же звук [ф] может обозначать разные буквы: букву Ф и букву В.
Ксения: Чтобы правильно написать согласную, нужно поставить за ней гласную букву, она укажет какую букву надо написать.
Учитель: Чтобы хорошо запомнить это правило, послушайте стихотворения.
4.Чтение стихотворений.
Если слышишь парный звук, Будь внимательным, мой друг. Парный сразу проверяй: Слово смело изменяй: Зуб – на зубы, лёд – на льды – Будешь грамотным и ты. |
Глухие звуки – это непоседы, Они спокойно не желают жить, Они стремятся звонкого соседа Во что бы то ни стало оглушить. |
5.Релаксация.
- Молодцы! Речь вас благодарит, и именинница с подружкой вами довольны и дарят вам воздушные шары. (Шары зеленого цвета прикреплены к потолку, на них написано: «Спасибо!», «Молодцы!», «Умницы!»)
VII. Работа над текстом «Охотник».
1.Чтение цепочкой.
Учитель: А за это вам именинница дарит рассказ «Охотник»
(Работа по учебнику стр. 133.)
Рассказ читают по цепочки. Перед чтением даётся задание: Узнать, что это за охотник и что это за ружьё? (Дети читают)
2.Беседа по содержанию рассказа.
Учитель: Что за охотник?
Настя: Этот охотник – фотограф
Учитель: А что за ружьё?
Саша: Это фоторужьё.
Учитель: Почему охотник взял такое ружьё, а не настоящее? Как вы думаете?
Вика: Я думаю, он любил животных.
Данил: Я согласен с Викой, охотник не только любил животных, но и хотел о них больше узнать.
Света: Он хотел еще иметь фотографии животных, которых он очень любил.
Учитель: А вы бы какое ружьё взяли?
Коля: Я бы взял фоторужье. Животных надо охранять, а не убивать.
Витя: Я думаю, Коля прав, если все будут убивать животных, то многие из них исчезнут.
Диана: Многие животные записаны в «Красную книгу». Их особенно надо беречь.
Учитель: Вы уже многое знаете. Молодцы!
VIII. Физминутка. (Движение в соответствии с текстом)
Дети по лесу гуляли
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крылышками махали.
Дружно хлопаем, ножками топаем!
Хорошо мы погуляли и немножечко устали.
IX. Игра «Тим и Том» Приложение8 и 9
Учитель: Давайте узнаем, какие подарки принесли Тим и Том для именинницы? Я называю слова, а вы определяйте, кто их принес.
( Дети определяют мягкость и твердость звуков [в'-ф'], [в-ф].
Если звук мягкий, то 2 хлопка, если твердый – то 1 хлопок.
Слова: фонарик, виноград, фиалки, валенки, телефон, конфеты, футбол.
X. Работа по стихотворению «Футбол». Стр 132 учебника «Азбука» Н. М. Бетенькова
Инсценирование стихотворения «Футбол». (Подготовленные дети)
Учитель: Что хотел сказать автор читателям? («Слова-ключики»: фи, фу, ну, во – помогают догадаться, как относятся к футболу члены семьи.)
XI. Классификация букв. Рефлексия.
Учитель: Праздник закончен. «Гости» собираются домой. (Звучит музыка). Хозяева вызвали 3 кареты, чтобы доставить гостей домой. Подумайте и скажите, нельзя ли всех гостей, по каким – то общим признакам рассадить в кареты, чтобы никому не было обидно. (Ответы детей: 1 карета – звонкие согласные, 2 карета – глухие согласные, 3 карета – гласные. Дети «рассаживают» своих «Человечков» в кареты.
Приложение10,11,12,13
XII.Обобщение.
Учитель: «Гости» разъезжаются, праздник заканчивается. Я думаю, что вы, этот праздник запомните надолго.
- Что нового вы узнали о звуке [Ф] и букве Ф?
- Что больше всего вам понравилось?
- Что вы можете рассказать своим друзьям?
- Какие знания, умения и навыки помогали нам сегодня на уроке?
- Какое общее правило для парных согласных вы усвоили?
( Дети отвечают на все вопросы)
4.Чтение стихотворений.Приложение14
Учитель: Урок закончен. Я думаю, что частичка вашего сердца останется вместе с именинницей. Вы очень хорошо работали. Спасибо вам за урок. Положите на цветок сердечко, которое вам по душе. И давайте сделаем снимок на память для именинницы. (Фотографируемся со своими цветочками и сердечками,
«Человечками» - буквами. Включается музыка.)
XIV. Конец урока. ( Дети идут пить чай ).