Нетрадиционные уроки окружающего мира и психологии общения в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Тема урока. Мы теперь школьники. Знакомство с одноклассниками.

Цели: познакомить учащихся с правилами поведения в школе, продолжить знакомство детей с одноклассниками.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» О.Т.Поглазовой, р/т к учебнику, листочки с именами детей, плакат с изображением дерева (без листьев), презентация (см.приложение).

Ход урока.

1.Упражнение "ВНИМАНИЕ"

Ребята, сигналом к началу урока будут такие слова, послушайте:

  • Раз, два, три – слушай и смотри!
  • Три, два, раз – мы начнем сейчас!

Ребята, для того, чтобы наше занятие началось, давайте скажем эти слова вместе. Встаньте, пожалуйста, возле своих столов. Смотрите на меня и повторяйте движения, которые я буду показывать.
Учитель еще раз произносит слова, служащие сигналом к началу занятия. Сопровождая их следующими движениями:
Раз, два, три (хлопает в ладоши 3 раза) – слушай (показывает руками на уши) и смотри (показывает руками на глаза)!
Три, два, раз (хлопает в ладоши 3 раза) – мы начнем сейчас (протягивает навстречу классу руки ладонями вверх)!

2. Работа с учебником.
- А теперь откройте учебники на с.6. Посмотрите на верхние рисунки (слайд1).
- Что происходит с мальчиком? (Он растет. Когда он родился – мама носила его на руках, он не умел ходить. Затем он подрос, сам стал ходить. Потом старшая сестра научила его кататься на велосипеде. А когда он стал ещё старше, то пошёл в школу.)
- Вы также подросли и пришли в первый класс. А у нас выросло вот такое дерево (плакат с нарисованным деревом без листьев).

3. Упражнение «Дерево знакомств»
На доску прикрепляется плакат с изображением дерева, детям раздаются вырезанные из бумаги листочки деревьев с именами. Если ученики умеют читать, то психолог просит каждого ребёнка прочитать своё имя, имя его соседа справа, слева, имя того, кто сидит впереди и позади ребёнка. Затем психолог предлагает детям поднять листочки тех, у кого в имени есть буква «а», «и», «с» и т.д., тех, кто родился в определённое время года, любит ту или иную сказку.
После этого психолог просит подойти со своими листочками к доске, на которой уже находится изображение дерева, тех ребят, кто, например, сегодня помог кому-то из своих одноклассников, сказал вежливое слово и т.д. Все листочки прикрепляются к дереву. Этот плакат мы рекомендуем оставить в классе, чтобы дети могли свободно подойти к нему и показать друг другу свои листочки, тем самым, запоминая имена одноклассников.

4. Выполнение заданий в рабочей тетради.
- У нас получилось очень красивое дерево.
-  Откройте рабочие тетради на с.3, найдите задание 1. Для выполнения этого задания нам понадобятся зеленый и красный карандаши.
(Если в классе есть читающие дети, то один читает вслух задание – остальные слушают)
- Что же нужно сделать в этом задании? (Дети ещё раз проговаривают задание). Выполните сами.
- Давайте проверим, что у вас получилось.
- Чем же отличается дошкольник от школьника? (ответы детей)
Необходимо подвести детей к тому, что в школе другие правила.
- С некоторыми правилами поведения в школе вы уже знакомы.

5. Беседа «Правила школьной жизни»
Дети знакомятся с правилами школьной жизни «Звенит звонок – начинается урок», «Ответить хочешь, не кричи, а только руку подними», «Парта – это не кровать и на ней нельзя лежать, ты сиди за партой стройно и веди себя достойно».

6. Работа с учебником.
- Откройте учебник на с.6. посмотрите на рисунок внизу. Кто из ребят в какую школу идёт? Как догадались? (слайд 2)
- А куда едет мальчик на велосипеде? (в детский сад или в парк с дедушкой). Как вы догадались?
- А теперь давайте поиграем. Нам нужно разделиться на группы.

7. Упражнение "Нарисуй предмет".
Дети объединяются в группы (например, по рядам) и получают задание нарисовать предмет, который чаще использует школьник или дошкольник в своей деятельности. На доске заранее прикреплены листы с надписями «школьник» и «дошкольник». Дети по сигналу ведущего (звонку колокольчика) по очереди подходят к листам и рисуют предмет. Конечно, перед началом этого упражнения рекомендуется  проговорить с ребятами о различиях жизни школьника и дошкольника. Кроме того, очень интересно наблюдать, что дети с низким уровнем учебной мотивации рисуют, как правило, предметы, относящиеся больше к жизни дошкольника (чаще всего игрушки).

8. Итог урока.
- Чем же отличается дошкольник от школьника?
- А вы кто – дошкольники или школьники?

Тема урока. Моя школа. Правила школьной жизни.
Цели: познакомить учащихся со школой, учиться собирать и анализировать информацию, наблюдая окружающее, продолжить знакомство детей с одноклассниками, правилами поведения в школе.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» О.Т.Поглазовой, р/т к учебнику, цветочки с именами детей.

Ход урока.

1. Игра "Доброе утро!"
Психолог: "Мне очень хочется пожелать доброго утра всем-всем-всем, каждому из вас! Давайте поиграем в игру "Доброе утро". Я скажу слова "Доброе утро…" и назову кого – то из нашего класса. Те, кого я назову, скажут "доброе утро" и мне. Доброе утро тем, кто любит кататься на велосипеде! (Дети отвечают) Доброе утро тем,  у кого есть домашнее животное! (Приветствия детей) и т.д.»

2. Игра "Кто больше?"
Ведущий: "Давайте с вами вспомним, кого как зовут. Один человек с места начинает называть и показывать, кого он уже знает. Чем больше, тем лучше. Кого называет, тот встает рядом со своей партой. Выиграл тот, кто больше всех правильно назвал имен и показал кто это". Для этой игры берется 2-3 человека.

3. Работа с учебником.
- Первого сентября мы познакомились со школой. Вы узнали, какие помещения есть в школе и где они находятся. А сегодня мы отправимся в другую школу. Откройте учебник на стр. 8.
- Рассмотрите на верхний рисунок. Опишите, что находиться перед школой (ответы детей)
- Что находится за школой? Слева от школы? Справа от школы?
- Посмотрите на следующий рисунок (1). Что на нём изображено?
- А что изображено на этом 2 рисунке? А где вы переобуваетесь? (ответы детей)
- В каком классе учатся ребята, изображенные на рис 3? Как догадались? Какая табличка висит на нашем классе?
- Посмотрите на рис. 4. Что делают дети?  Где мы моем руки?
- На рис. 5 ребята парами отправились…(в столовую). Как попасть в нашу школьную столовую?
- Откройте рабочую тетрадь на стр. 4 № 3. Где в нашей школе могут находиться такие таблички? (ответы детей)
- Почему последняя табличка пустая? (надо нарисовать табличку, которая висит на двери нашего класса).

4. Физминутка.

5.- Чем занимаются ребята на рис.6 стр.9? (они поют)
- Где они поют? (на уроке музыки)
Давайте вспомним правила, которые нужно соблюдать на уроках.

6. Беседа «Правила школьной жизни»
Дети знакомятся с правилами школьной жизни «На уроке не болтай, как говорящий попугай!», «Вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс», «Готов к уроку».

7. Работа с учебником.
- А на каком уроке можно бегать и прыгать? (на уроке физкультуры)
- На каком рисунке учебника дети занимаются спортом? (на стр.9 № 6)
- Как вы думаете, чего ждёт мальчик на рис.8? (возможно ему нужно сделать прививку)
- А какой знак помог отыскать медицинский кабинет? (ответы детей) Где в нашей школе вы видели такой знак?
- А теперь мы вместе с девочкой отправляемся в …(библиотеку). Что мы там увидим? (ответы детей)
- Скажите ребята, а как лучше обратиться к нашей спутнице: девочка или назвать её имя? (лучше по имени).
- А кто из вас запомнил имена всех своих одноклассников? Давайте поиграем.

8. Упражнение "Цветочки".
Каждому ребёнку выдаётся цветочек, вырезанный из цветной бумаги, с напечатанным именем ребёнка. Ведущий: «У каждого из вас есть цветочки с вашими именами. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга и попробуйте запомнить, как кого зовут. Прошу объединиться в группы и встать в круг» Цветки с именами собираются, а затем каждый из группы вытягивает, не глядя, цветок с именем и отдаёт его владельцу.
Более сложный вариант задания заключается в том, что выбираются несколько детей (2-3 ребёнка), остальные поворачиваются к ним спиной. Дети раскладывают цветочки с именами, узнавая своих одноклассников только со спины.

 9.Итог урока.
- Сегодня на уроке вы хорошо поработали. Мы научились читать условные знаки, которые помогут нам не потеряться в школе. А ещё мы запомнили кого как зовут.

Использованная литература:

1. Пилипко Н.В., Громова Т.В., Чибисова М.Ю. Здравствуй, школа! Адаптационные занятия с первоклассниками. М.: УЦ «Перспектива». 2002г., 64с.
2. Учебник О.Т.Поглазовой  «Окружающий мир» + рабочая тетрадь
3.Методические рекомендации к учебнику  О.Т.Поглазовой  «Окружающий мир»

Презентация