Оборудование и ресурсы:
Компьютер, проектор, плакаты, модель кристаллической решётки, вещества: соли, основания.
Перечень цифровых ресурсов и программных средств, используемых на уроке:
При подготовке и проведении урока используются информационные и иллюстративные материалы Интернет-ресурсов.
Для проведения урока используются также материалы компакт-дисков: “Химия: базовый курс. 8-9 класс” (Лаборатории систем мультимедиа, МарГТУ).
Программные средства Microsoft Power Point, Microsoft Word используются для подготовки материалов к уроку.
Отличительные особенности данного урока:
- демонстрация учащимся материалов, анимированных средствами Microsoft Power Point:презентация к уроку;
- учёт гендерных отличий (девочек спрашивать в начале и в конце урока, сообщение делает девочка, мальчиков спросить в середине урока, задания выполнять будут мальчики и девочки отдельно, алгоритм составлять для девочек)
- учёт всех каналов восприятия ( зрительного, слухового, телесного).
Работа учителя на уроке:
- активизация познавательной деятельности учащихся.
- объяснение необходимости образования связей между атомами.
- организация самостоятельной работы учащихся в парах.
- подготовка и организация обсуждения изученной темы.
- домашнее задание.
Описание деятельности учащихся:
- участие в беседе.
- изучение с помощью подготовленных учителем материалов темы.
- самостоятельная работа в парах.
- участие в обсуждении пройденной темы.
- рефлексия.
Вид классной доски:
Таблица типов химических связей
Таблица «Кристаллы».
Что должно появиться в тетрадях учащихся:
- характеристика инертных газов.
- план изучения типа связи.
- формулировки понятий химическая связь, ионная связь, алгоритм составления схемы образования ионной связи.
- упражнение на составление схем образования ионной связи.
Межпредметные связи на уроке:
География: распространение химических элементов на Земле
Физика: строение атома, ионы.
Домашнее задание.
Прочесть параграф учебника 6, упр. 4.
Некоторые итоги урока:
учащиеся знают характеристику ионной связи.
учащиеся умеют определять тип связи по формуле вещества.
учащиеся понимают взаимосвязь состав – строение – свойства.
Ход урока.
I. Организационный момент. | |
Слайд 1 | II. Проверка изученного материала. |
Слайд 2 | Свойства веществ зависят от их состава (из каких элементов состоит), |
Слайд 3 | Чем инертные газы по строению отличаются от других элементов? (сообщение). |
Слайд 4 | Задание №1. |
Слайд 5 | Допишите схемы образования ионов |
Слайд 6 | III. Объяснение нового материала. |
Слайд 7 | Механизм образования связи (анимация). Ионная химическая связь -это связь, образующаяся между катионами и анионами за счёт их электростатического притяжения. |
Слайд 8 | 1. Вопрос: Что происходит с элементом, когда для достижения завершенного слоя он отдает 1ẽ. Рассмотрим атом натрия: 2. Вопрос: Что происходит с элементом, когда для Таким образом: Атомы элементов, лишенные внешних электронов приобретают положительный заряд. У иона натрия на внешнем энергетическом уровне – 8 электронов, у иона хлора на внешнем энергетическом уровне – 8 электронов. Они получили завершенный внешний слой, но прибрели заряд: Na – положительный, Cl – отрицательный. Na+ + Cl- = [Na Cl ]0 |
Слайды 9 | Ионная связь возникает между сильными металлами и сильными неметаллами. |
Слайд 10 | 1. Кальций, находится во второй группе . +20Ca 2ē 8ē 8ē 2ē. |
Слайд 11 | |
Слайд 12 Слайд 13 |
Если разность электроотрицательностей атомов велика, то электроны переходят к одному из атомов, и оба атома превращаются в ионы. |
Слайд 14 | Ионная связь образуется только между атомами таких элементов, которые значительно отличаются по электроотрицательности (разность >2). Однако полного перехода электронов от одних атомов к другим не происходит. |
Слайд 15 | План изучения типа связи.
|
Слайд 16 | IV. Закрепление.
Mg и Cl Ca и F |
Слайд 17 | V. Задание на дом. § 6 Упр. 4. |
VI. Итоги урока. Оценки. |