Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).
Тип: интегрированный, комбинированный.
Технология: личностно-ориентированная.
Время проведения: в конце изучения тем «Графический процессор» и «Гладьевые швы».
Методы работы: словесный, наглядно-иллюстрированный, практический.
Организационная форма работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Цели и задачи: - закрепить навыки работы в среде графического редактора;
- научить составлять рисунок для вышивки гладью в данной среде;
- закрепить технику выполнения гладьевых швов;
- показать применение вышивки в оформлении одежды;
- составить с помощью ИКТ орнаментальный рисунок для оформления изделия;
- воспитывать трудолюбие, аккуратность и взаимопомощь;
- развитие познавательного интереса учащихся.
Оборудование: инструкционные карты, копировальная бумага, калька, ткань, печатная бумага формата А4, компьютер.
ХОД УРОКА.
1. Организация класса.
2. Сообщение нового материала.
1) Историческая справка - народные промыслы Владимирского края.
На Владимирской земле издавна существовали разнообразные кустарные промыслы. Изделия златокузнецов, ювелиров, оружейников. История развития художественных промыслов Влади-мирской области занимает не маловажное место в истории развития русского народного искусства.
В первой половине 19 века в Суздале появились такие ремесла как чеканка, золотошвейное искусство и вышивка холстов. После революции во Мстере открывают ПТУ имени Ф. А. Модорова, где обучают искусству лаковой живописи. Во второй половине 19 века наиболее крупные вышивальные районы были Мстерский и Холуйский. Во Мстере занимались вышивкой и к концу 19 века около 400 мастериц, т.е. практически в каждом доме этого небольшого поселка мать, жена, сестра вышивали или расписывали шкатулки.
Большое развитие получили:
- Мстерская белая гладь;
- Александровская цветная гладь;
- Владимирский верхошов.
Мстерской белой гладью украшают блузки, воротнички, сорочки, носовые платки, покрывала. Основной прием вышивки: двусторонняя гладь. Ее выполняют тесно прилега-ющими друг к другу стежками. Выполняют гладь нитками мулине в 1-3 нити. Чтобы гладь была выпуклой необходимо делать настил, который располагается в направлении, противо-положном направлению гладьевых швов.
Александровская цветная гладь.
Узоры переработанные в условные формы, ветки, полевые цветы, ягоды рябины, малины,
крыжовника. Условно как правило и цветовое решение – красные ягоды, коричневые листья, синие цветы, желтые листья. При этом природная форма листьев сохраняеться. Отличительная черта – могут быть узоры составлены из веток где и цветы распустились и ягоды созрели. Ниток на этот рисунок берут от 2-4 в зависимости от рисунка.
Здесь используется 4 основных приема вышивки:
- стебельчатый шов;
- петельки с прикрепом;
- козлик;
- гладь двусторонняя (колючая).
2) Знакомство с цветом, композицией, ритмом, орнаментом.
а) Цвет- это одно из главных средств в художественной выразительности произведения.
Цветовое решение должно быть подчинено общему замыслу художника.
Все цвета делятся на ахроматические – это светлые, бесцветные цвета (белый, серые, черный), хроматические – по цветовому тону (красный, желтый, синий).Они могут быть холодные (синий, голубой, зеленый); теплые (красный, оранжевый, желтый).
В природе бывают
-длинные волны – красные, желтые,
-короткие волны – синие, фиолетовые.
Вместе эти цвета дают белый цвет.
б) Композиция, ритм, орнамент – эти понятия необходимо знать, т.к. это поможет при составлении рисунка.
Композиция это соединение различных элементов изображения в одно целое, единое по форме и содержанию. Это художественное решение в целом. Основными средствами являются :
-симметрия (это сохранение элементов);
-раппорт (это участок рисунка);
-пропорции (больше, меньше).
Для составления композиции рекомендуется 3 основных приема:
-рисунок с одной осью симметрии,
-рисунок построенный на принципе равновесия,
-ряд повторяющихся элементов.
в) Ритм это чередование цветовых пятен – главных и второстепенных, насыщенных и ослабленных.
г) Орнамент это ритмическое чередование элементов. В нем могут быть геометрические фигуры, растительные и животные мотивы. Обязательным условием построения орнамента является, соразмерность его частей, плавность и ритмичность линий.
3. Ответить на вопрос тестового типа (см. приложение №1)
4. Повторение по теме «Графический редактор».
Ответить на вопросы:
- Что такое графический редактор? Каковы его возможности?
- Основные инструменты графического редактора?
- Как распечатать изображение, созданное в редакторе Paint?
5. Практическая работа.
- Создать на компьютере рисунок для вышивки гладью выбранного изделия (скатерть, салфетки, воротнички, варежки и т. д.) используя инструкционные карты (см. приложение №3).
- Указать с помощью каких швов можно выполнить элементы рисунка.
- Распечатать рисунок и перенести его на ткань, используя кальку и копировальную бумагу.
6. Закрепление пройденного материала.
Ответить на вопросы теста №2 (см. приложение №2) на компьютере.
7. Оценка знаний (итоги тестирования, построение рисунка).
Домашнее задание: принести шкатулку, нитки, пяльца, ткань.