ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о городах X-XI века Киеве и Новгороде, Муроме.
ЗАДАЧИ:
Обучающая: показать процесс возникновения городов на Руси.
Коррекционная:
- коррекция психических процессов (воображение, памяти);
- развитие устной речи;
- корректировать работу по группам.
Воспитательная: воспитывать любовь к истории, к Отечеству.
ОБОРУДОВАНИЕ: схемы-карты, аншлаги со словами (вече, ладья, посадники, ремесленники, купцы, кремль, собор, Москва, Киев, Новгород, Муром, 862г., 1147г., 859г., 860г., Ока, Волхов, Днепр, городить, огораживать), лента времени (VII - 700-799 , IX - 800-899, X - 900-999, XI - 1000-1099, XII - 1100-1199), кроссворды, иллюстрации, кинофильм "Древний Муром", карта Древней Руси IX-XI в., выставка книг о богатырях.
ЛИТЕРАТУРА: О.И.Дмитриева, О.А.Мокрушина. Поурочные разработки по курсу окружающий мир; Е.М.Тихомирова Поурочные разработки по предмету "Окружающий мир"; О.Д.Ушакова Правители России. Великие князья, былины "Илья Муромец и Святогор" и др.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Сообщение целей урока.
- Сегодня совершим путешествие в города Древней Руси. А чтобы узнать, в какие города мы сегодня отправимся, вам надо разгадать кроссворды.
Класс разделен на 3 группы (дифференцированно - по уровню усвоению материала).
II. Проверка домашнего задания
- Проверка домашнего задания будет проходить по группам. Напоминаю правила работы в группе:
- не говорить всем вместе;
- всем смотреть на говорящего (учителя или ученика);
- реагировать жестами или знаками на каждую реплику говорящего (согласен, не согласен, не понял);
- возражая или соглашаясь с другим, обращаться к говорящему лично: "Саша, ты не сказал, что:"
Кроссворд 1
1 | |||||||||||||
2 | |||||||||||||
3 | |||||||||||||
4 | |||||||||||||
5 | |||||||||||||
6 | |||||||||||||
7 | |||||||||||||
8 |
Вопросы к кроссворду: 1. Какое важное событие произошло в 998 году? 2. Какой русский князь прославился своими военными подвигами? 3. Как звали князя Красно Солнышко? 4. Как назывался город, к воротам которого князь Олег прибил свой щит? 5. Кто были советники и помощники князя? 6. Как стали называть добрых молодцев на древней Руси? 7. Какие здания для молитв стали сооружаться на Руси после крещения? 8. Как назывались дороги, связывающие между собой жителей Древней Руси?
(Ответы: 1. Крещение. 2. Олег. 3. Владимир. 4. Царьград. 5. Бояре. 6. Богатыри. 7. Собор. 8. Водные. Ключевое слово - Новгород.)
Кроссворд 2
1 | ||||||||||||||
2 | ||||||||||||||
3 | ||||||||||||||
4 |
Вопросы к кроссворду: 1. Кто совершал набеги на Древнюю Русь? 2. Назовите имя русского богатыря. 3. На какой реке происходило крещение Руси? 4. Как люди прозвали князя Олега?
(Ответы: 1. Кочевники. 2. Илья. 3. Днепр. 4. Вещий. Ключевое слово - Киев.)
Кроссворд 3
1 | ||||||||||
2 | ||||||||||
3 | ||||||||||
4 | ||||||||||
5 | ||||||||||
6 |
Вопросы к кроссворду: 1. Как величали киевляне своего князя Ярослава? 2. Какое прозвище получил князь Юрий, правящий во Владимире - Суздальской земле? 3. Как называли знатных бояр, правящих Новгородом? 4. Укрепленный центр древнего русского города? 5. Собрание всех горожан. 6. Парусное военное судно Древней Руси.
(Ответы: 1. Мудрый. 2. Долгорукий. 3. Посадские. 4. Кремль. 5. Вече. 6. Ладья. Ключевое слово - Москва.)
- Молодцы, вы, верно, разгадали кроссворды. Сегодня на уроке речь пойдет о городах Древней Руси.
Вывешиваются аншлаги - Киев, Новгород, Москва.
- Повторим по ленте времени века. К какому веку относятся годы 800-899?
Вывешивается лента времени.
- Кто правил в это время на Руси?
Выступление, подготовленное заранее учеником о правителях X-XI веков.
III. Новая тема.
Слово учителя:
- Чтобы начать наш разговор о городах, надо узнать, как появились города. Мы уже знаем, как жили древние славяне, как выглядели их жилища, какими были поселки славян-землепашцев. У славян по-прежнему было много врагов, и для защиты от них они стали строить крепости.
Прежде всего, нужно было выбрать подходящее место для крепости, где сама природа помогала бы защищаться от врагов. Таким место обычно был высокий берег у крутого изгиба реки: если нагрянут враги, их можно будет увидеть издалека. Кроме того, река с трех сторон надежно защищала крепость. Со стороны, не защищенной рекой, выкапывали ров (широкую и глубокую канаву), заполняли его водой. Получался рукотворный остров. На нем и строили славяне свои дома. Вокруг поселения насыпали высокий земляной вал, а на валу ставили крепкую ограду из плотно прилегающих друг к другy заостренных дубовых бревен.
Хорошо защищенную крепость врагам взять было очень трудно. Для друзей же через ров перекидывался мост, который в случае опасности можно было легко и быстро поднять.
Такие поселки-крепости со временем стали называться городами от слов "городить", "огораживать" (аншлаги - городить, огораживать). В городах жили князья со своими дружинниками (воинами) (иллюстрация), купцы, ремесленники (аншлаги - купцы, ремесленники).
Работа в тетради. Словарь - купец - богатый торговец, владелец торгового предприятия; ремесленник - человек, который занимается, владеет профессиональным ремеслом.
Карта Древней Руси IX-XI веков.
- Посмотрите на карту и найдите города Киев и Новгород, что вы можете о них рассказать.
Вывешиваются схемы-карты Киева (приложение).
А теперь рассмотрим схемы этих городов. Древний Киев.
Первое упоминание о Киеве было в 860 г. (аншлаг - 860г.) Летописцы называли Киев времен Ярослава "украшением Востока". Ведь именно в это время на месте последней битвы с печенегами был построен Софийский собор, и каменные стены вокруг Киева, и знаменитые Золотые ворота.
При каком князе "расцвел" Киев? (При князе Ярославе.) (иллюстрация)
IV. Физкультминутка для глаз.
V. Продолжение новой темы
Вывешиваются схемы-карты Новгорода (приложение 2).
-А теперь рассмотрим схему Древнего Новгорода. Что вы можете рассказать об этом городе?
(аншлаг - 859г. - первое упоминание о Новгороде)
Прочитайте текст на стр. 48-50. Где расположен город Новгород?
Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде?
Кто управлял городом?
Что обнаружили археологи во время раскопок одной из древних улиц Новгорода?
Какое открытие для археологов стало выдающимся?
Просмотр видеофильма "Древний Муром".
- О каком городе идет речь в фильме? На какой реке построен этот город? С именем какого богатыря он связан? В каком году впервые летописцы упоминали этот город?
(аншлаги - Муром, 862г.)
Выставка книг о русских богатырях.
- Обратимся к литературе. Назовите былины, в которых идет речь об Илье Муромце?
- Трудно было богатырям, но они всегда стояли на защите своего Отечества.
Чтение отрывка из былины "Илья Муромец и Святогор".
- О каком городе мы не рассказали на уроке? Как вы думаете почему? Дело в том, что первые упоминания о Москве относятся к 1147г.
(аншлаг - 1147г.)
- К какому веку относится этот год? О Москве мы будем вести речь на следующих уроках, так как он впоследствии стал столицей нашей страны.
VI. Закрепление изученного
Работа по группам.
Каждой группе раздаются карточки с заданиями
1 группа - рассмотрите рисунок. Во что можно одеть славянина? Помощь окажут загадки. Отгадав их, вы сможете дорисовать недостающие детали одежды.
Загадки:
Надену - ободом сведет, Сниму - змеей упадет, Тепла не дает, А без него холодно. |
Из липы свито Деревянное корыто, По дороге идет, Клетки кладет. |
Сижу верхом, Не ведаю на ком, Знакомца встречу - Соскочу, привечу. |
2 группа - перед вами рисунки изделий древнерусских ремесленников: 1) гончара, 2) кузнеца, 3) серебряных дел мастера. Кто какие изделия делал? Расставь в квадратики под рисунками изделий цифры, соответствующие профессии ремесленников.
3 группа - прочитав статью учебника, составьте план рассказа о стране городов.
План:
Как появлялись города.
Жители городов и их занятия.
:.
:
Это план вам понадобится для подготовки домашнего задания.
Ответы на вопросы.
Какими были первые города?
Как назывался центр древнего русского города? (аншлаг - кремль, собор)
Что располагалось внутри Кремля?
Кто жил за пределами Кремля?
Назовите сооружения, которые были воздвигнуты при Ярославе.
Какой город расположился на берегах реки Волхов у Ильмень-озера?
Кто жил в Новгороде?
Какие мастера-ремесленники жили в Новгороде?
Кто управлял городом? (аншлаг - вече)
Что стало известно благодаря работе археологов?
Какое еще открытие сделали археологи?
Что такое береста?
Чем писали на бересте? (Буквы выцарапывали специальными заостренными палочками - писалами.)
На каких реках расположены эти города?
3. Работа в тетради.
- Определите и подпишите названия городов.
4. Работа с пословицами.
- Прочитайте пословицы, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку. О чем они? Объясните их смысл.
Сам погибай, а товарища выручай.
Смелость города берет.
VII. Подведение урока.
- О каких городах на уроке мы вели разговор? К какому веку относят первые упоминания о них?
VIII. Рефлексия.
Что вам особенно понравилось?
Что не понравилось?
В чем вы испытывали затруднения, почему?
Дайте словесную оценку своей деятельности
Домашнее задание. Стр. 46-54; прочитать и рассказать о городе по плану.