Цели:
- Развитие творческого воображения и мышления.
- Формирование навыков общения и совместной деятельности.
- Способствовать развитию навыков самостоятельности и активности детей.
- Активизировать проявление творческих и артистических способностей.
- Вызвать эмоциональный отклик и чувство радости.
Действующие лица:
- Скрипичный ключ.
- До-ми-соль-ка.
- Дирижёр.
- Царица Музыки.
- Пауза.
- Король Шуршунчик Шорохович.
Материалы и оборудование:
Костюмы дирижера, царицы Музыки, До-ми-соль-ки, Пауза, Король Шуршунчик Шорохович.
Деревянные палочки, маракасы, бумага, шляпки из стаканчиков из-под йогурта, "шуршунчики" из пластиковых бутылок, колокольчики, бубны, погремушки и др. шумовые инструменты.
Репертуар | Задачи |
1. Приветствие со шляпками - импровизационная двигательно-коммуникативная игра на взаимодействие. | Ритмичный шаг под музыку по всему залу, остановка с концом фразы музыки перед партнером, поклон шляпкой (шляпка снимается с головы, стучат ею по колену, приседают, снимая шляпу и т.д.) |
2. Моделирование ритма в
движении (сыграть ритмический рисунок, используя
"звучащие жесты"). "Не люблю винегрет, дайте суп из конфет". |
Различные варианты использования "звучащих жестов". (1 фраза -проговаривание текста, пауза- хлопки, 2 фраза -проговаривание текста, пауза- шлепки и т.д.) |
3. Речевая модель "Палочки - стукалочки" - предназначена для ритмического декламирования текста и сопровождения его различными движениями палочек, маракасов. | Отстукивание ритмического
рисунка текста палочками. Палочки стучат друг о
друга, о пол и т.д. Передача ритма маракасами, с использованием ритмического двухголосия (палочки выстукивают четвертями, а маракасы-шестнадцатыми и др.) |
4. Игра в импровизационный оркестр - спонтанная импровизация на инструментах аккомпанемента к звучащей музыке. | Каждое музыкальное предложение озвучивается определенной группой инструментов, а в конце произведения - звучат все инструменты одновременно) |
5. "Зарядка" В. Данько | Речевая ритмическая игра со звучащими жестами и шумовыми инструментами. |
6. Двигательно - импровизационное задание. Танец "Человек - леденец". | Исполнение простейших танцевальных движений по показу взрослых) |
7. "Шуточка" В. Селиванов - музыкальный диалог между аметричным шуршанием разной бумаги с ритмичным встряхиванием инструментов (ударных, шумовых) | Характерное звучание музыки подчеркивается звучанием маракасов, либо шуршанием бумаги |
8. Импровизационный танец "бумажных бабочек". | Импровизируется танец с использованием бумажных бабочек, изготовленных детьми. |
Организация и методика проведения:
Выход ведущей, читает стихи:
Начнём скорее нашу встречу,
Встречу с музыкой, сказкой, добром
И пусть вам дарит музыка
Ласку и тепло.
Любите дети музыку
Она прогонит зло.
Любите дети музыку
Иначе не может быть
Она как, добрая фея,
Она вам поможет жить!
Выходит под музыку Скрипичный ключ:
- Здравствуйте, ребятишки!
Умницы и шалунишки!
Я - скрипичный ключ. Сегодня мы с вами отправимся в необыкновенную волшебную музыкальную страну. Но сначала мы с вами поприветствуем друг друга. "Бемоль" и "Диез" спешите мне на помощь.
1. "Приветствие со шляпками" (показ с привлечением зала).
- Как здорово и интересно мы поприветствовали друг друга! А сейчас - в путь.
Появляется До-ми-соль-ка.
- Здравствуйте, ребята!
Я - до-ми-соль-ка.
& - А что ты умеешь делать?
До-ми-соль-ка: Я не могу молчать, мне надо всё время звучать! А ещё я люблю всё делать наоборот. Вот!
& - Покажи ребятам, что ты умеешь.
2. Моделирование ритма в движении.
До-ми-соль-ка: Не хочу винегрет, дайте суп из конфет (использует звучащие жесты, зал повторяет).
& - До-ми-соль-ка ты такая весёлая и забавная, ты пойдёшь с нами?
До-ми-соль-ка: Куда же вы идёте?
& - Мы идём в волшебную страну музыки.
До-ми-соль-ка: Как интересно, конечно я пойду с вами .
Выходит дирижёр, размахивает руками.
До-ми-соль-ка: Посмотри ключик, какой странный человек и он всё время машет руками. Он, наверное, разозлился, бежим отсюда!
& - Подожди, мы сейчас у него спросим, что же с ним происходит? Здравствуйте!
Дирижёр: Здравствуйте!
Я - дирижер. У меня беда - мои инструменты разбежались кто куда!
Их надо помирить, в один оркестр соединить!
& - Ребята, давайте поможем дирижёру.
До-ми-соль-ка: А как нам это сделать?
& - Очень просто, у вас под креслами находятся инструменты: палочки и маракасы, но для каждого инструмента будет своё задание.
Дирижёр: Палочки, задание для вас:
3. "Речевая модель".
Мы палочки - стукалочки
Стучим, стучим, стучим.
А если вдруг устанем
Молчим, молчим, молчим.
Задание для маракасов:
Мы любим целый день играть
Веселья звуки издавать.
Мы тарахтим, мы тарахтим,
Мы веселим, мы веселим.
Дирижёр: Будьте очень внимательны (выполняют по очереди команды дирижера, далее вместе - ритмическое двухголосие).
& - Какой замечательный оркестр у нас получился.
До-ми-соль-ка: Ключик, он такой хороший, давай возьмём дирижёра с собой!
& - Давай. Дирижёр, ты пойдёшь с нами в волшебную страну музыки?
Дирижёр: Конечно, пойду!
Выход царицы - Музыки.
Царица Музыки. - Здравствуйте, ребята! Здравствуйте жители музыкальной страны!
Все: Здравствуй Царица Музыки!
Ц.М.: Я вижу у вас есть инструменты, дирижёр, а где же ваш оркестр?
& - Оркестра у нас нет.
Ц.М.: Что же нам делать?
До-ми-соль-ка: Я знаю, мы попросим помощи у зала.
4. Игра в импровизационный оркестр (показ).
& - Сейчас, уважаемые дети, мы просим вас поиграть в нашем оркестре
(играют по показу взрослых в шумовой оркестр под звучание фонограммы).
Вот как весело играли,
Но немного подустали.
Что же делать нам друзья?
До-ми-соль-ка: Знаю, пауза нужна!
Выходит Пауза.
Пауза: Здравствуйте! Я - музыкальная пауза. Я слышала, что вы устали и поэтому приглашаю вас, ребятки, на весёлую зарядку.
5. "Зарядка" В. Данько.
Дили - дили, дили - дили
Колокольчики будили,
Всех жучков, паучков
И веселых мотыльков.
Дили - дили, дили - дили
Колокольчики будили
Всех зайчат, всех ежат,
Всех ленивых медвежат.
И воробушек проснулся,
И галчонок встрепенулся.
Дили - дили, дили - дили
Встали все - кого будили.
Лапки вверх - подтянись,
Лапки вниз - поклонись.
Повернулись, подтянулись,
Кувыркнулись, улыбнулись.
Раз, два, раз, два
Спит, сейчас, одна сова.
1). Исполняют речевую ритмическую игру со звучащими жестами.
2). Исполняют со звучащими жестами и шумовыми инструментами.
& - Царица Музыки! У нас есть для тебя танец в подарок.
6. Двигательно-импровизационное задание. Танец "Человек - леденец".
(танцуют под фонограмму).
& - (проговаривает - зал повторяет вместе с ним)
- Похлопаем - потопаем,
Пошлепаем - похлопаем,
Поцокаем - пощёлкаем.
А теперь мы помолчим
И руками пошуршим.
Мы шуршали, мы шуршали
В королевство мы попали.
(звуковые эффекты),
Появляется король Шуршунчик Шорохович:
- Сколько подданных в моём королевстве и сейчас они друг друга будут приветствовать.
7. "Шуточка" В. Селиванов.
Ш.Ш.:
Шуршунчики - шуршат,
Там где ножки - тарахтят.
А стукунчики стучат -
Там, где нотки встали в ряд.
Ну-ка, шуршунчики - пошуршали (звучит музыка, часть детей шуршат бумагой).
Стукунчики - постучали (звучит музыка, другая часть детей играют на маракасах).
А сейчас, друзья у нас
Будет расчудесный сказ!
- Ну-ка музыка играй,
И веселья добавляй!
(звучит пьеса, дети импровизируют, играя на маракасах и шурша бумагой ).
Дирижер.
Отгадайте-ка, ребятки
Очень трудную загадку.
Шур - Шур - Шур,
Шух - шух - шух,
Что за шорох ночью вдруг? (ответы из зала).
Угадали вы, друзья,
Это бабочек семья!
Ну-ка бабочки скорей,
Вы летайте для гостей! (звучит музыка с разных концов зала "вылетают яркие бумажные бабочки и раздаются всем гостям).
8. Импровизационный танец "бумажных бабочек".
Ш.Ш.: Будут бабочки порхать
Танец дружно исполнять! (участвует весь зал - танцуют с бумажными бабочками под звучание фонограммы).
Выходят все жители музыкальной страны, по очереди читают стихи:
Мы желаем вам, друзья,
Жить в мире музыки всегда!
Музыка нас вдохновляет
И творить нам помогает.
Будьте смелыми, друзья!
Идите, ищите, творите!
Чему научились - дарите!
Литература:
- Авторская программа Т.Э. Тютюнниковой "Элементарное музицирование с дошкольниками", учебно-методическое пособие "Бим! Бам! Бом! Игры звуками ".