Задачи
- формировать представления о научной картине мира;
- воспитать любовь и уважение к родной природе;
- формировать элементарную эрудицию ребёнка, его общую культуру.
Оборудование:
- ноутбук,
- проектор,
- экран,
- учебник,
- тетрадь под редакцией Плешакова А.А. «Мир вокруг нас» 1 класс.
Этап урока | Описание хода урока | Деятельность при использовании ЦОР | |
Учитель: | Ученик | ||
1.Организационный момент. | Ребята, Муравьишка-Вопросик
приглашает нас сегодня на прогулку. А
куда мы пойдём, узнаете, отгадав загадку:
Правильно, сегодня мы с Муравьишкой отправимся в лес. |
Демонстрирует слайд | Рассматривают иллюстрацию, читают слово. |
2.Постановка темы, целеполагание, мотивация. |
А зачем мы туда отправляемся, вы скажете, прослушав рассказ, который написал Н.Сладков: «Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки, загадки ещё интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберёшь, успокоишься. А как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашёл загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новых загадки найдёшь. И пошло – поехало – конца не видно!» Итак, зачем мы отправляемся в лес? (ответы детей) Но, прежде, чем отправляться в лес, вспомните правила поведения в лесу. |
||
Мы отправляемся разгадывать
загадки, т.е. узнаем много нового и
ответим на вопрос:
Это тема нашего урока. Зачем нам нужно это знать? (ответы детей) |
Демонстрирует слайд | Смотрят, читают, делают вывод, о теме, целях сегодняшнего урока. | |
3.Работа над новой темой урока. | А вот и первая загадка:
Почему его так назвали? |
Демонстрирует слайд
(сначала появляется одуванчик, слово, иллюстрация с девочкой), фиксирует внимание на слове, помогает проанализировать, сделать вывод – «от слова дуть». |
Рассматривают 1ю иллюстрацию, читают слово, анализируют, при появлении 2ой иллюстрации делают вывод о правильности рассуждений. |
Следующая загадка:
|
Демонстрирует слайд, помогает сделать выводы. | Рассматривают иллюстрации, читают слово, анализируют, делают вывод. | |
Что вы знаете об этих растениях? |
Демонстрирует слайд, обращает внимание учащихся на 2ю иллюстрацию для того, чтобы ученики, с помощью эрудиции сделали правильные выводы. | Рассматривают слайд, соотносят иллюстрации со словом, анализируют, делают вывод. | |
Муравьишка хочет рассказать вам
сказку про одуванчик.
(учитель читает «Сказку про одуванчик») Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось тёплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: хороша земля! И леса, и луга – всё в зелёном наряде, каждая травинка бисером переливается. А всё-таки чего-то не хватает. - Что бы ещё такое придумать? – спросило само себя Солнышко, - чем людей порадовать? Взмахнуло оно золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки и засветились на лугах, на тропинках весёлые жёлтые огоньки – одуванчики. - На меня похожи! – обрадовалось Солнышко. А сердитая Зима неподалёку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеётся, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышек светится. Ох, и разозлилась Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила весёлые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют: сначала в жёлтом платье, а потом в белой пушистой шубке. |
|||
Работа в группах. | Муравьишка нашёл в лесу ягоды.
Помогите найти ответ – почему их так
назвали?
1 ряд 2 ряд 3 ряд |
Демонстрирует слайды (3 подряд), обращает внимание на особенности растений, на названия, направляет рассуждения. | Работают в группах. Рассматривают иллюстрации, обсуждают в группах названия, делают выводы, делятся с классом своими соображениями. |
А вот и про деревья и кустарники
загадки:
Почему её так назвали? |
Демонстрирует слайд, актуализирует опорные знания учащихся («хвойные деревья») | Рассматривают иллюстрации, опираясь на знания, дают ответ. | |
Дикая роза с ярко-красными
ягодами.
Почему его так назвали? |
Демонстрирует слайд, помогает детям сделать выводы, сконцентрировав внимание именно на слове. | Рассматривают иллюстрацию, проанализировав слово, делают вывод. | |
Физкультминутка. |
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. Смотрите, Муравьишка что-то нашёл под берёзой: |
||
Почему его так назвали? (растёт под берёзой) Что за гриб нашёл Муравьишка под осиной? Почему вы так думаете? У Муравьишки есть загадка:
Почему его так назвали, кто знает? (настоем этого гриба раньше морили мух) Ребята, а какое правило должны знать люди, которые собирают грибы? (не вырывать их вместе с грибницей, не нарушать моховой ковёр под деревьями, грибы аккуратно срезать ножиком) |
Демонстрирует слайды о грибах,
направляет ход рассуждений, помогает сделать выводы. |
Рассматривают иллюстрации, анализируют слова, делают выводы.. | |
Работа в рабочих тетрадях (с.39). | Муравьишка спешит рассказать ещё о грибах. Прочитайте загадку, соедините с рисунком – отгадкой. Почему их так назвали? | ||
Что за птичка так красиво поёт?
Он соло пел среди ветвей, Почему его так назвали? |
Демонстрирует слайд, помогает детям сделать вывод. | Рассматривают иллюстрацию, читают слово, сравнивают, анализируют, делают вывод. | |
А это кто ходит по лесу:
Хозяин лесной просыпается весной, Почему его так назвали? (он «ведает» - знает, где мёд) |
Демонстрирует слайд, направляет ход рассуждений. | Рассматривают иллюстрацию, читают слово, делают вывод на основе ранее изученного материала. | |
Работа с учебником (с.98) | Посмотрите, что ещё нам показывает Муравьишка? | ||
4.Итог урока. Рефлексия. | Ну, вот и подошла наша прогулка
по лесу к концу. Скажем Муравьишке – до
свидания, спасибо за прогулку по лесу.
Мы отгадали много загадок. Что мы ещё учились делать во время прогулки? (объяснять названия) Названия каких растений, грибов, животных вы запомнили? Почему их так назвали? |
Демонстрирует слайд, если возникли трудности, задаёт наводящие вопросы. | Читают вопрос, отвечают. |
Используемая литература
- http//nova.rambler.ru/pictures
- http//nova.rambler.ru/wiki
- Фефилова Е.П., Поторочина Е.А. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс, «ВАКО», Москва, 2003.
- Шевченко Г.Н. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс, Волгоград, 2003.
- Обучающие программы для учёбы: серия «Умница с пелёнок», Россия, 2007.