Изучение панели инструментов в графическом редакторе Paint

Разделы: Информатика


Цель:

  • познакомить детей с инструментами редактора Pаint;
  • познакомить учащихся с основателями славянской письменности Кириллом и Мефодием.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Повторить основные понятия и функции графического редактора Paint.
  • Познакомить с панелью инструментов редактора Paint.
  • Закрепить полученные теоретические знания на практике.
  • Дать учащимся представление о влиянии греческого языка на русский язык;

Развивающие:

  • Развивать умение видеть форму, цвет, и посильно передавать единство этих качеств в рисунках;
  • Развивать художественный вкус учащихся - учить видеть красоту старинных букв.

Воспитательные:  Воспитывать художественный вкус учащихся, любовь и уважение к своей стране и гордость за родной язык.

Тип урока: Изучение нового материала.

Место урока в учебном плане: 2 урок по теме "Технология обработки графики. Графический редактор Pаint"

Вид урока: стандартный.

Методы:

  • словесный (беседа);
  • наглядный (демонстрация учебного материала);
  • практический (работа на компьютере).
  • объяснительно-иллюстративный

Формы организации: индивидуальная, фронтальная.

Оборудование:

  • компьютерный класс;
  • проектор с экраном;
  • раздаточный материал - "эскиз букв"

Программное обеспечение:

План урока:

  1. Организационный момент - 2 мин.
  2. Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний - 6 мин.
  3. Объяснение нового материала 7 мин.
  4. Самостоятельная работа за компьютерами (помощь учителя) - 14 мин.
  5. Физкультминутка. 3 мин.
  6. Самостоятельная работа (помощь учителя) - 8 мин.
  7. Подведение итогов урока - 3 мин.
  8. Домашнее задание. - 2. мин.

Подготовка обучающихся к усвоению новых знаний.

Мне бы хотелось прочитать вам слова из самой древней летописи "Повести временных лет" (1037 г.) в похвале Ярославу Мудрому есть такие слова:

"Велика ведь бывает польза от учения книжного; книгами наставляемы и поучаемы на путь покаяния, ибо от слов книжных обретаем мудрость и воздержание. Это ведь - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости; в книгах ведь неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания".

Истоки славянской письменности

Учитель - Что вы можете рассказать о Кирилле и Мефодии?

- Почему они именуются просветителями?

- Знаете ли вы, как возникла русская письменность?

Ответы детей.

Учитель - В 863 г. византийский император Михаил отправил Константина и Мефодия к славянам в Великую Моравию в ответ на просьбу великоморавского князя Ростислава прислать проповедников, которые бы учили о Христе на славянском языке. 

И вот братья Константин и Мефодий приехали к славянам, чтобы создать славянскую азбуку, которая впоследствии стала называться кириллицей. ( В честь Константина, который, приняв монашество, получил имя Кирилл).

Братья были родом из македонского города Солуни. Теперь это город Салоники на берегу Эгейского моря. Мефодий был старшим из семи братьев, а младшим был Константин. Имя Кирилл он получил при пострижении в монашество уже перед самой кончиной. Отец Мефодия и Константина занимал высокий пост помощника управителя города.     Будущие славянские просветители получили прекрасное воспитание и образование. Константин с младенчества обнаружил необычайные умственные дарования. Обучаясь в солунской школе и еще не достигнув пятнадцати лет, он уже читал книги. Слух о даровитости Константина достиг Константинополя, и тогда он был взят ко двору, где учился вместе с сыном императора у лучших учителей столицы Византии. Константин изучал античную литературу. Учился он также философии, риторике (ораторскому искусству), математике, астрономии и музыке.

Учитель - Как же они создали азбуку?

Ответы детей.

Кириллица, одна из двух (вместе с глаголицей) первых славянских азбук. Названа по имени славянского просветителя Кирилла. Создана на основе греческого уставного письма с добавлением нескольких букв. Была распространена у южных, восточных и, вероятно, западных славян. В 1708 в России реформирована. Легла в основу русского алфавита.

Кирилл и Мефодий взяли греческий алфавит и приспособили его для звуков славянского языка. Так что наша азбука - "дочка" греческого алфавита.

Многие наши буквы взяты из греческого, поэтому они и с виду на них похожи.

Учитель - Чем отличается азбука от алфавита?

Ответы детей.

Учитель - Слово "азбука" произошло от названий двух первых букв славянской азбуки:

А (аз) и Б (буки): АЗБУКА: АЗ + БУКИ

а слово "алфавит" происходит из названия двух первых букв греческого алфавита: 

АЛФАВИТ: АЛЬФА + ВИТА

Алфавит гораздо старше азбуки. В IX веке азбуки не было, и славяне не имели собственных букв.  И поэтому не было и письменности. Славяне не могли написать на своем языке ни книг, ни даже писем друг другу.

С течением времени буквы приобретали новые формы, что заметно при сравнении алфавитов разных столетий: Алфавит из книги Иоанна Златоуста, 15 век; алфавит из книги Апостолов, 16 век; алфавит из сборника 17 века.

В старину книги писали от руки. Первая буква в начале главы не просто писалась, её расписывали узорами, и она называлась буквицей. Каждая буквица индивидуальна, неповторима.

Древнерусские рукописные книги отличаются высокой культурой художественного оформления, самобытной каллиграфией, яркие разноцветные буквицы, поэтому каждая книга была как, произведение искусства.

В настоящее время, термином "буквица" называют типографский прием, при котором первая буква абзаца выполняется большим размером, отличным (от основного текста) начертанием или украшением вязью и рисунками, цветом.

Аз - причудливый человекообразный зверь напоминает нам изображение знаменитых симургов. Симурги, соединяющие в себе свойства птицы, зверя и человека, представляли соединение трех царств: неба, земли и царства подземного. Такие звери наподобие древнеегипетских сфинксов символизировали собою вечность, мироздание, а также солнце и изначальный свет.

Аз - первая буква алфавита, свет - основа мира. В древнерусской культуре буква Аз имела особое значение. От нее произошло само название - азбука. Кроме того, книжники Древней Руси отождествляли букву Аз с буквой Альфа древнегречекого алфавита, эта буква символизировала собою начало всех начал. "Я есть Альфа и Омега". Омега - последняя буква греческого алфавита.

2. Объяснение нового материала

Сегодня на уроке мы будем рисовать буквицы, для этого я познакомлю вас графическим редактором Paint.

Графический редактор Paint- это программа, позволяющая рисовать и редактировать рисунки.

Учитель - скажите, что необходимо художнику для работы?

Ему необходима палитра с красками, набор кистей, полотно.

В графическом редакторе тоже есть полотно - компьютерное окно, набор инструментов, палитра красок.

ЗНАКОМСТВО С ПАНЕЛЬЮ ИНСТРУМЕНТОВ.

В левом верхнем углу окна находится панель инструментов, первый инструмент с которым мы познакомимся - это карандаш.

Карандаш.Служит для рисования точек (щелчком мыши), произвольных линий (протягиванием мыши с нажатой кнопкой), а также горизонтальных и вертикальных прямых (тем же способом, но при нажатой клавише Shift). Толщина линии равняется одной точке.

Кисть. Предназначен для рисования точек (щелчком мыши) и произвольных линий (протягиванием мыши с нажатой кнопкой). Допускается выбор размера и формы кисти, которые определяют толщину линии и характер изменения толщины на изгибах.

Распылитель. Подобно пульверизатору, позволяет рисовать круги, образуемые точками. Можно щелкать мышью или протаскивать ее (с нажатой кнопкой) по рисунку. Чем медленнее перемещается мышь, тем плотнее закрашивание. Допускается выбирать один из трех радиусов области напыления.

Линия. Служит для рисования прямых линий, для чего мышь протаскивается с нажатой кнопкой от той точки, где линия начинается, до точки, где она заканчивается. Если протаскивать мышь при нажатой клавише Shift, можно получить горизонтальную вертикальную или диагональную линию. Допускается выбирать одно из пяти значений толщины линии.

Прямоугольник. Позволяет рисовать прямоугольник (протягиванием мыши с нажатой кнопкой от точки, где должен располагаться один из углов, до точки, в которой должен находиться противоположный угол) или квадрат (тем же способом, но при нажатой клавише Shift). Допускается выбирать между прозрачной контурной фигурой, контурной фигурой, закрашенной внутри фоновым цветом, и фигурой, полностью закрашенной цветом рисования.

Эллипс. Предназначен для рисования эллипса или круга. Чтобы нарисовать эллипс, установить указатель мыши в точке, где должен находиться один из углов воображаемого |прямоугольника, в который вписывается эллипс, и протащите мышь с нажатой кнопкой до противоположного угла этого прямоугольника. Чтобы получить круг, сделайте то же самое, но при нажатой клавише Shift. Допускается выбирать между прозрачной контурной фигурой, контурной фигурой, закрашенной внутри фоновым цветом, и фигурой, полностью закрашенной цветом рисования.

Изменение масштаба рисунка.

Если не увеличить детали рисунка, будет достаточно сложно его редактировать. После проработки деталей увеличенный рисунок снова приводится к масштабу 1:1.

Для этого:

1. Выбирают инструмент Масштаб, щелкнув по нему мышью.

2. Щелчком мыши выбирается коэффициент увеличения, перечень которых (1х, 2х, 6х и 8х) появляется под набором инструментов.

Если рисунок еще не увеличен, а вы выбрали коэффициент 1х, в зоне рисунка появится прямоугольная рамка, перемещаемая синхронно с мышью. Установите рамку на ту часть рисунка, которую вы хотели бы видеть после увеличения, и щелкните мышью.

Выделение фрагмента рисунка.

Выделить фрагмент рисунка необходимо перед тем, как выполнить с ним некоторую операцию, не связанную с изменением цвета, например: копирование, перемещение или удаление.

1. Выбирают один из двух инструментов, щелкнув по ним мышью:

- Выделение - для выделения прямоугольного фрагмента рисунка;

- Выделение произвольной области - для выделения фрагмента произвольной формы

В результате выбора верхней разновидности инструментов редактор переводится в непрозрачный режим - при выполнении различных операций с фрагментов в нем будет сохранен цвет, совпадающий с текущим фоновым цветом.

Выбор нижней разновидности инструмента приведет к установке прозрачного режима - при выполнении операций с фрагментом те его участки, которые закрашены фоновым цветом, окажутся прозрачными.

Заливка областей рисунка.

Редактор Paint позволяет быстро перекрасить замкнутую одноцветную область открытого рисунка в другой цвет.

Порядок действий:

1. Сделайте цветом рисования тот цвет, в который нужно перекрасить область, щелкнув мышью по этому цвету в палитре.

2. Выберите инструмент Заливка, щелкнув по нему мышью.

3. Щелкните мышью по перекрашиваемой области.

Щелчок правой кнопкой мыши позволяет закрасить замкнутую область фоновым цветом.

Учитель показывает, как можно расписать заготовки букв, используя различные инструменты.

3. Самостоятельная работа детей за компьютерами.

4. Физкультминутка.

5.Продоложение самостоятельной работы.

6. Подведение итогов урока.

7. Домашнее задание.

Дома нарисовать буквицу на компьютере или на альбомном листке.