Цели урока:
- Образовательная
Методы обучения: объяснительно-наглядный, объяснение с практическим закреплением, вводный инструктаж и практическая работа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: бисер, проволока, ножницы, клей, нитки зеленые.
Литература для изучения:
- Азбука бисероплетения 2: Практическое пособие./автор-сост. С.Калмыков-Спб.: Велена,Корона принт,1998.-64с.
- Котова И.Н.,Котова А.С. Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: учебное пособие.-СПб.6ИД «МиМ»,1998.-48с.
- Литвинец Э.Н. Низание бисером и ручное вышивание.-Мн.: «Хэлтон»,1999.-144с.
- Ляукина М .В. Бисер: Техника. Приемы. Изделия.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2001.-288с.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие учащихся
- Проверка отсутствующих
- Проверка готовности к уроку
- Настрой учащихся на работу
- Раздача учащимся технологических карт
- Доведение до учащихся плана урока
2.Изложение нового материала.
- Объявление темы урока, цели занятия
- Сообщение познавательных сведений.
История низания бисером
Низание - самый древний вид рукоделия с использованием бусин. Повсюду, где находят следы древнего человека, присутствуют и пронизи – камни, кости, раковины и другие предметы с отверстиями для нанизывания. Это предки современных бусин, подвесок, бисера. Бусины нанизывали на нити тех времен: волокна, шнуры из кожи и т.п.
Разумеется, древние украшения выполнены простейшим способом – ракушки и камешки просто нанизаны на нить. Но и тогда низание было творческим процессом. Человек десятки тысяч лет назад проявлял фантазию, сочетая в одном изделии пронизи из разных материалов, разного размера, цвета и фактуры.
В России женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты, пояса, украшали головные уборы бахромой и поднизями.
Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают современные украшения из бисера и стекляруса, которые, как и старинные прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя и украшая ее.
Инструменты и материалы
Для низания используют бисер – мелкие шарики из стекла или пластмассы со сквозными отверстиями для низания; стеклярус – трубочки из цветного стекла; рубка – цилиндрики (короткие трубочки) из стекла. Также для работы необходимы тонкие иглы; нитки капроновые и хлопчатобумажные; леска; ножницы; проволока, которая должна быть достаточно тонкой, чтобы ее можно было несколько раз продеть через бисеринки, и одновременно достаточно толстой, чтобы выдерживать вес бисера, не провисая. Проволока должна быть ровная, неперекрученная, без заломов.
Организация рабочего места
Рабочее место должно быть хорошо освещено. Оптимальным освещением является солнечный свет, поскольку электрический свет дает очень много бликов.
На столе не должно быть ничего лишнего, рабочее место желательно застелить грубой ворсистой тканью серого цвета . На такой поверхности легко различимы любые оттенки бисера. Ворс предотвращает отскакивание бисера при падении и просыпании.
Работа с бисером весьма утомительна для глаз, поэтому каждые полчаса необходимо делать небольшие перерывы, давать глазам отдых.
Способы низания на проволоку
Способов нанизывания бисера на проволоку несколько (низание дугами, параллельное низание, низание петельками). Мы рассмотрим параллельное низание бисера на проволоку.
Параллельное низание выполняют двумя концами одной проволоки. Метод состоит в том, что на один конец проволоки нанизывают бусинки для очередного ряда. Затем через них пропускают второй конец проволоки навстречу первому.
3.Практическая работа
3.1 Вводный инструктаж.
- Проверка правил техники безопасности
- Проработка технологической карты: ознакомление с заданием и последовательностью его выполнения.
3.2 Самостоятельная работа учащихся.
Работа выполняется по технологической карте « Изготовление ромашки»
3.3 Текущий инструктаж.
- Обход учителем рабочих мест с целью проверки соблюдения правил техники безопасности, организации рабочего места, правильности выполнения задания.
- Контроль за трудовой дисциплиной.
4. Заключительный инструктаж
4.1 Обобщение материала, выявление типичных ошибок при выполнении задания, причин их возникновения и способов их устранения. Демонстрация работ.
4.2 Вопросы контролирующие степень усвоения материала:
- Какие инструменты и материалы необходимы при низании?
- Как правильно подобрать проволоку для низания?
- Какое освещение является оптимальным при работе с бисером?
5.Подведение итогов
Вставление оценок
Сообщение домашнего задания
6.Уборка рабочих мест