Урок русского языка в 1-м классе по теме "Звуки [м], [м'], буква М, м"

Разделы: Начальная школа


Тема: Звуки [м], [м’], буква «М», «м».

Цели:

1. Познакомить учащихся с правописанием прописной буквы М.
2. Отрабатывать навык правильного, слогового чтения.
3. Развивать память, устную речь и кругозор учащихся, фонематический слух.

План урока

1. Актуализация знаний. Сообщение темы, целей урока.

2. Речевая разминка.

3. Работа над чтением:

а) выделение звуков [м], [м’];
б) чтение слогов, слов с доски;
в) игра «Кто больше?»;
г) антонимы.

4. Физкультминутка.

5. Работа в прописях: письмо строчной буквы «м» (с. 6), прописной буквы «М»

6. Минутка поэзии (игра «Собери слово»).

7. Итог урока.

Ход урока

1. Актуализация знаний «Долгожданный дан звонок, начинается урок»

Сообщение темы, целей урока

Учитель: Сегодня мы знакомимся с письмом буквы м (строчной), учимся читать, вспомним стихи и скороговорки, развиваем речь и кругозор. Вспомним стихи – настрой на учебу:

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться;
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

2. Речевая разминка

1) Лена искала булавку, а булавка упала под лавку,
Под лавку залезть было лень, искала булавку весь день.

2) Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.

3) Леня лез по лесенке, срывал Леня персики,
С песенками, с персиками, скатился Леня с лесенки.

4) Говорит попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю»,
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!»

5) Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

6) Чистоговорка:

Ма-ма-ма – за окном зима.
Ме-ме-ме – много песен о зиме.
Мы-мы-мы – не боимся мы зимы.

7) Мед медведь в лесу нашел, мало меду, много пчел.

3. Работа над чтением

1) Звук [м], [м’] - ? (Согласный, звонкий, твердый или мягкий.)

2) Чтение слогов с доски: МА МЕ МУ МЫ МО.

мама мера Мила Римма

лама умна Рома Марина

мир рама Мария Ралина

3) Игра «Кто больше?» (Из 10 букв составить слова.)

Р Н У О К С Т И Е Л (Ток, сок, кот, кит, лес, урок, кости, рост, куст, стук, село, лист, листок, рисунок.)

4) Игра «Антонимы»:

война - … (мир)
быстро - ... (медленно)
твердый - … (мягкий)
ссориться - … (мириться)
глупый - … (умный)
большой - … (маленький)

5) Назвать:

- цветы, в названиях которых есть звуки: [м], [м’] (мак, мимоза, мальва, ромашка, маргаритки);

- продукты: (мясо, молоко, мед, масло, маргарин, манка, сметана, макароны, мармелад, мука, мандарины).

4. Физкультминутка

а) Бьют часы Кремлевской башни
Тик-так, тик-так.
Вправо шаг, влево шаг.
Тик-так, тик-так».

б) А мальчишки, девчонки
Головы подняли вверх!
Выше, все выше, вверх-вверх!
Опустили их обратно
И расслабились приятно!
Шея не напряжена,
И расслаблена спина.

в) Раз, два - выше голова,
Три, четыре - руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть,
Семь, восемь - лень отбросим.

5. Работа в прописях (С. 6.)

Дети хором читают стихи-настрой:

1)

Я тетрадь свою открою
И наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою:
Ручку я вот так держу!
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

2) Памятки на столах учащихся. Гимнастика для пальчиков.

3) Дети обводят элементы и узоры.

4) Буква м: показ учителем, письмо учащимися. Письмо слогов: ма ме мы, слов мир, мама. Письмо прописной буквы «М».

5) Работа со схемами.

6) Списывание предложения.

7) Превращение слов: метро – метр, марка – мак.

8) Зрительный диктант: Мама варит суп. Лене купили куклу.

6. Минутка поэзии

1) Стихи «Вчера, сегодня, завтра».

- Подскажи словечко, найди рифму.

Вчера я с мамой в парке… (был),
За хлебом в магазин… (ходил).
А с папой в шахматы… (играл),
С сестренкой домик… (рисовал).
Сегодня в зоопарк… (идем),
С Наташей песенку… (поём).

Из снега лепим… (бабу),
Коту бинтуем… (лапу).
Завтра в детский сад… (пойдем),
Орехов белке… (занесем),
С собакой будем мы… (гулять),
Поедем бабушку… (встречать).

2) Дети читают стихи:

а) Бантик мама завязала,
Но ведь это очень мало!
Я хочу еще штук пять!
Где бы ленточек мне взять?

б) Маму очень я люблю.
Ей цветочки подарю!
Принесу скорей корзинку -
Мне погладит мама спинку!

в) Мама, так тебя люблю!
Что не знаю прямо!
Я большому кораблю,
Дам названье «Мама!»

7. Итог урока

Организованное окончание урока.

- Чем запомнился урок?

- Что было интересного?

Перемену ждут ребята,
Поиграть попрыгать надо!