Открытый урок по МХК "Развитие древнерусской живописи: от Феофана Грека до Симона Ушакова"

Разделы: МХК и ИЗО


Задачи урока:

  1. Обработка информации о творчестве древнерусских иконописцев.

  2. Раскрытие особенностей древнерусской живописи через анализ одного из произведений древнерусских иконописцев.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок—исследование.

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, презентация, карточки.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Постановка целей урока.
  3. Сообщение о Феофане Греке.
  4. Выявление особенностей творчества Феофана Грека. Запись в тетрадь.
  5. Сообщение об Андрее Рублеве.
  6. Выявление особенностей творчества Андрея Рублева. Запись в тетрадь.
  7. Сообщения о Дионисии.
  8. Выявление особенностей творчества Дионисия. Запись в тетрадь.
  9. Сообщение о Симоне Ушакове.
  10. Выявление особенностей творчества С.Ушакова. Записи в тетрадь.
  11. Творческая работа.
  12. Подведение итогов.
  13. Домашнее задание.

Ход урока

1. Лекция с элементами исследования.

Учитель. Древнерусские изографы не называли себя художниками и, как правило, не ставили своих имен на созданных ими иконах. Они трудились в тишине монастырских келий, перед началом работы творили молитву, освобождая себя от всего мирского, суетного, чтобы ничто не смущало душу и не отвлекало от внутренней сосредоточенности. Иконописец духовным взором вникал в невидимое, делая его зримым и явленным на своих досках. Не имя художника делало икону знаменитой, а несказанная красота её и чудеса, ею сотворенные, прославляли его имя. Поэтому-то и хранит церковь имена живописцев в своей памяти, окружая при жизни легендами, а после смерти причисляя к лику святых.

Цель нашего сегодняшнего урока состоит в том, чтобы выявить основные особенности мастерства великих иконописцев Древней Руси: Феофана Грека, Андрея Рублёва, Дионисия и Симона Ушакова. (слайд 1)

Конец 15 –начало 16 века называют золотым веком Древней Руси. Это было время торжества Москвы, вобравшей духовную и художественную культуру Киева и Владимира, Новгорода и Пскова. Теперь в нее съезжались книжники, духовные деятели, живописцы. В это благоприятное время и прибыл из Византии живописец Феофан Грек, прозванный так за свое происхождение.

В русских летописях имя Феофана упоминается четыре раза. В Новгороде он расписал церковь Спаса на Ильине (слайд 2), в Москве – церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. Манера письма его резка и лаконична. Темный фон, чистые белые блики, вытянутые угловатые фигуры, жесткие складки одежд. Каждому образу свойственна мощная внутренняя энергия и – что совершенно не вписывалось в канон – индивидуальная характеристика, точная и неповторимая. Поэтому Феофана называли –неистовым. (слайд 3)

Сообщение ученика о картине --«Богоматерь Донская». (слайд4)

«Богоматерь Донская» входила в местный ряд Благовещенского собора, куда по некоторым данным, принесена была из Успенского собора в Коломне. Свое имя икона получила благодаря князю Дмитрию Донскому, который брал её с собой на Куликово поле. В иконе нет ничего воинственного, нет в ней и пророческой скорби. Она принадлежит к типу «Умиление» -- и мы видим на ней мать и дитя нежно ласкающих друг друга. Плавность линий, изысканный, немного сумрачный колорит, основанный на синих, вишневых, золотистых тонах, лики полные доброты и покоя, -- все это придает иконе неповторимое очарование.

Учитель. Итак, какие особенности живописи Феофана Грека можно выделить?

Выявление особенностей творчества. Запись в тетрадь.

Учитель. Создание икон требовало огромного мастерства, духовного совершенства, внутренней красоты. Всем этим в полной мере обладал великий древнерусский художник Андрей Рублев (слайд 5). Он жил в очень тяжкое для Руси время. О его жизни мы знаем не много. Родился около 1370 года, умер между 1427 и 1430. Был монахом Троицкого и Андроникова монастырей. Его работы объединяет неповторимая манера мастерства: легкость, совершенство композиции, теплота и открытость авторского взгляда на мир и необыкновенный подбор цветов, который рождает ощущение звучащей музыки. Колорит его икон – светлый, холодноватый, в сочетаниях и оттенках голубого, розового, вишневого,-- создает настроение тихого покоя и самоуглубленной мудрости. (слайд 6, 7)

Сообщение ученика об иконе «Троица». (слайд 8)

«Троица» является вершиной творчества Андрея Рублева. Она была написана «в память и похвалу» основателю Троицкого монастыря преподобному Сергию Радонежскому. Рассказывать о ней излишне: на нее надо просто смотреть. Это чистая совершенная гармония завораживает мгновенно. Три ангела, воплощающие три лица Троицы, объединены не только беседой о предстоящей жертве Бога Сына, которую они ведут. Их единство изначально, они—абсолютное целое. И вместе с тем каждый обособлен, отрешенно-созерцателен, погружен в себя. Нераздельность и неслиянность! В этом сакральный смысл учения о Троице. Тайна, недоступная разуму, но с такой изумительной глубиной и точностью угаданная кистью гениального иконописца.

Учитель. Назовите характерные черты живописной манеры Андрея Рублева.

Выявление особенностей творчества Андрея Рублева. Запись в тетрадь.

Учитель. После Андрея Рублева наиболее крупным явлением московской школы стало творчество Дионисия. Его имя было третьем в ряду великих. Родился Дионисий около 1400, умер после 1503 года. Он был прославленный иконописец, но не состоял в монашестве. Это был широко образованный мирянин. Иконы Дионисия нарядны, изящны и праздничны. Но они сильнее подчинены канону, который стал в его время для иконописцев куда более обязательным, чем при жизни Феофана и Андрея Рублева. В результате—ослабление индивидуальных черт, стандартизация приемов, повторение одинаковых типов лиц. Творчество Дионисия носит переходный характер. В иконах более позднего периода нарядная декоративность будет усиливаться, тонкая эмоциональность и глубина смысла—уменьшаться. (слайд 9)

Сообщение ученика об иконе «Богоматерь Одигитрия». (слайд 10)

«Богоматерь Одигитрия» является самой ранней из работ Дионисия. Она написана в 1482 году и хранится в Вознесенском монастыре в Кремле. В середине 11 века царевна Анна, выданная замуж за сына Ярослава Мудрого, привезла на Русь византийскую икону с изображением Одигитрии. Но икона не уцелела. При пожаре ее красочный слой был уничтожен, но сохранилась доска. Дионисии должен был воссоздать на священной поверхности «Смоленскую Одигитрию» согласно классической византийской иконографии. Но он привнес в облик иконы и свое—в оттенках света, в планных, текучих линиях. И строгая византийская Богоматерь, оставшись величавой и торжественной, обрела мягкость и радостное, светлое умиротворение.

Учитель. Итак, перечислите основные особенности мастерства Дионисия.(слайд 11)

Выявление особенностей. Запись в тетрадь.

Учитель. Творчество трех крупнейших мастеров Древней Руси показывает, как глубоко и духовно было их искусство. До таких высот русская живопись уже не поднималась никогда. (слайд 12)

С именем Симона Ушакова в истории древнерусской живописи принято связывать представление о последнем периоде искусства Московской Руси.И его творчество и его личность типичны для эпохи коренных изменений, происходивших во второй половине 17 века.

Внимательно рассмотрите икону Симона Ушакова «Ветхозаветная Троица».(слайд 13)

Выявите особенности его творчества. Запишите в тетрадь.

Творческая работа. (слайд14)

Перед вами на экране три изображения Пресвятой Богородицы из деисусного чина. Определите, какой из образцов принадлежит:

1 группа—Феофану Греку;

2 группа—прп. Андрею Рублеву;

3 группа—Дионисию.

Докажите с помощью карточек. (приложение) ( Ответы на задание – слайд 15)

Итог урока.

Найдите карточку (приложение), которая содержит описание манеры иконотворчества, покажите её:

  1. Дионисия;
  2. Прп. Андрея Рублева

Домашнее задание.

Написать эссе об одном из иконописцев.