Методика проведения занятий оздоровительной аэробики в образовательном учреждении в условиях Среднего Приобья

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Введение

Условия сурового Северного климата не благоприятны для жизни и деятельности человека. Климат округа характеризуется продолжительной холодной зимой и коротким летом. Поэтому от нехватки солнечных лучей плохо усваивается кальций в организме, который является основным структурным компонентом мышц и костей. Отсюда такой высокий процент заболеваний опорно-двигательного аппарата. Кроме того, северные условия отличаются большим разнообразием микро-климатических особенностей. Во все сезоны года, при резких сменах типов воздушных масс амплитуда суточных колебаний температуры воздуха может быть очень резкой и превышать 16-20 гр., что отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей [1].

Наряду с климатическими условиями на здоровье детей отрицательно влияют недостаточная двигательная активность и большой уровень учебных нагрузок.

Двигательная активность – в значительной степени управляемый фактор внешней среды, влияние которого можно направить на оздоровление и функциональное совершенствование систем детского организма и способствовать адаптации детей к существующему уровню учебных нагрузок и сопротивляемости организма к негативным факторам окружающей среды [5]. Поэтому необходимо удовлетворять естественную потребность организма в движении и обеспечить оптимальную двигательную активность детей в школе и дома.

Недостаточное количество уроков физического воспитания в общеобразовательных учреждениях, не всегда правильное использование этих уроков, недостаточное финансирование и слабое техническое оснащение – это проблемы, которые мешают решению задач физического воспитания: сохранение, укрепление здоровья обучающихся и формирование потребности в здоровом образе жизни и физическом совершенствовании на последующие периоды жизни [7].

В связи с тем, что в учебных учреждениях низкая материальная база, требуются доступные занятия физической деятельностью. Таким направлением может быть оздоровительная аэробика как внеурочная форма занятий. Занятия танцевального характера, проводимые под музыкальное сопровождение, повышают мотивацию активной физической деятельности у детей [2,6].

Особенности методики проведения занятий оздоровительной аэробикой в школе

Отсутствие оздоравливающего эффекта при занятиях физическими упражнениями чаще всего связано с ошибками в методике этих занятий и наиболее распространенной из них является или недостаточная, или чрезмерная доза физической нагрузки. Нагрузка должна быть оптимальной. Это положение можно выделить в качестве основного принципа оздоровительной направленности занятий физическими упражнениями.

Отклонения от методических норм проведения занятий оздоровительной аэробикой ведут к нарушению восприятия упражнений, расплывчивости содержания занятий. Чтобы избежать ошибок в обучении, необходимо проводить учебно-тренировочный процесс по определенной методике.

Методы:

1. Метод сходства. При подборе нескольких упражнений за основу берется какая-то одна тема, направление перемещений или стиль движений.

2. Метод усложнения. Определенная логическая последовательность обучения упражнениям, постепенное усложнение упражнений за счет новых деталей: изменение темпа движения, изменение ритма, ввод новых деталей, изменение техники выполнения движения, предварительное выполнение движения каждой частью тела отдельно, а затем их объединение в одном упражнении.

3. Метод повторений.

4. Метод музыкальной интерпретации. 1) Конструирование упражнений с учетом основ музыкальной грамоты. Сильные и слабые доли могут отражаться движениями (хлопками, прыжками, притопами и т.п. – на акцентированные сильные доли такта). 2) Вариации движений в соответствии с изменениями в содержании музыки. При повторении музыкальной темы повторяются ранее выполненные упражнения, в которые вводятся дополнения (акценты, другой темп или ритм, амплитуда или др.).

5. Метод «Бейс-хореографии». Нацелена на развитие координации. Она строится обычно на одну восьмерку. Основная восьмерка состоит из простых базовых движений. Затем сложность постепенно увеличивается при использовании методов изменения координационной сложности движения. Время выполнения восьмерки остается неизменным, т.е. возрастает только сложность. В использовании этого метода отмечаются только положительные черты: отсутствие отстающих в классе, каждый может остановиться на подходящем для него уровне сложности не мешая другим; так как связки движений короткие, инструктор имеет возможность исправлять ошибки.

6. Метод блоков. Объединение между собой разных, ранее разученных упражнений в хореографическое соединение.

 7. «Калифорнийский стиль». Комплексное проявление требований к изложенным выше методам. Перед выполнением блоков, каждое упражнение разучивается постепенно (метод усложнения), и затем основные упражнения объединяются в блоки и выполняются с перемещением в разных направлениях.

Приемы:

1. Размещение занимающихся должно быть таким, чтобы они могли сравнивать свои действия с действиями педагога. Стоя в «шахматном» порядке, дети могут видеть инструктора и себя в зеркало.

2. Обучение:

а) оперативный комментарий и пояснение, что на какой счет делать, название движения, основные моменты техники, направление и т.д.;
б) показ – на занятиях используется преимущественный показ (повышается моторная плотность урока), простые по координации движения показывают фронтально (зеркально), а сложные по координации – педагог выполняет спиной к занимающимся;
в) совместные показ и объяснение – показ движения, одновременно называя его, комментируя.

3. Непосредственное проведение упражнений:

а) симметричное выполнение упражнений (движения должны выполняться в ту и в другую сторону;
б) для управления группой используют символы принятые в аэробике.

4. Активизация внимания занимающихся: использование функциональной музыки, которая активизирует внимание за счет изменения ритма и темпа; включение хлопков, щелчков; чередование упражнений.

Принципы:

Общепедагогические:

1. Сознательность и активность. Назначение этого принципа состоит в том, чтобы сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-оздоровительной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности (постановка цели и задач занятия и осознание их занимающимися; сознательное изучение и освоение двигательных действий в учебно-тренировочном процессе; осознание способов и возможностей применения приобретенных знаний, умений и навыков в практике жизни; воспитание инициативы, самостоятельности и творческого активного отношения к процессу физического совершенствования).

2. Доступность. Этот принцип означает требование оптимального соответствия задач, средств и методов обучения возможностям занимающихся.

3. Наглядность. Этот принцип обязывает строить процесс физического воспитания с широким использованием наглядности при обучении и воспитании. Наглядность означает привлечение органов чувств человека в процессе познания. Практическая наглядность в учебно-тренировочном процессе осуществляется в таких формах, как зрительная, звуковая и двигательная.

4. Систематичность. Этот принцип предполагает непрерывный учебно-тренировочный процесс, который является целостной системой (при построении системы занятий педагог должен обеспечить постоянную преемственность эффекта, устранить большие перерывы между занятиями с целью исключения разрушающего воздействия того, что было приобретено ранее в процессе занятий оздоровительной аэробикой). Занятия оздоровительной аэробикой следует проводить не реже трех раз в неделю.

Специфические:

1. Соответствие педагогических воздействий. Этот принцип требует соблюдения направленности педагогических воздействий на опережающее в своем развитии органы, структуры и осуществления индивидуального подхода в развитии физических способностей.

2. Развивающий эффект. Этот принцип требует соблюдения повторяемости и постепенности педагогических воздействий (многократное выполнение нагрузки как в рамках одного занятия, так и системы занятий; постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий – планомерное увеличение и обновление заданий в сторону их усложнения, увеличения объема и интенсивности нагрузки по мере роста функциональных возможностей организма).

3. Вариативность. Необходимость выполнения двух основных методических требований:

  • содержание двигательных задач должно постоянно видоизменяться;
  • условия решения двигательных задач обязаны стимулировать школьников на достижение максимального результата.

Указанная методика проведения занятий оздоровительной аэробикой лежит в основе физического воспитания школьников.

Структура занятий и регулирование нагрузки

Нагрузка, получаемая на занятиях оздоровительной аэробикой, зависит не только от содержания упражнений, но и от регулирования следующих показателей: количество повторений каждого упражнения, темп выполнения, амплитуду движений, характер движений, продолжительность интервалов отдыха между упражнениями, исходные положения [3].

Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возрастных особенностей (табл.1).

Таблица 1

№ п/п

Части занятия

Длительность

Темп

Количество муз. акц/мин.

1

Разминка

10

умеренный

60-90

2

Аэробная часть

25

выше среднего
высокий

120-130
130-160

3

«Заминка»

3

умеренный
средний

60-90
90-120

4

Партерные упражнения или упражнения с эспандером

15

средний

90-120

5

Заключительная «заминка»

7

медленный

40-60

 

Длительность занятия

 60

Особое внимание следует уделить регулированию нагрузки упражнений силового характера с использованием эспандера (табл.2).

Таблица 2

 

Начальная тренировка

Основная тренировка

Этап совершенствования

Количество упражнений

8-10

8-10

12-13

Количество серий

2

2-3

3

Количество повторений

8-10

12-15

12-15

Паузы отдыха (сек.)

60-120

60-120

60-90

Темп

Медленный

Медленный

Медленный

Количество тренировок в неделю

2-3

2-3

2-3

Классификация средств оздоровительной аэробики

Средства оздоровительной аэробики необходимо классифицировать (распределить их на группы согласно наиболее существенным признакам) для облегчения поиска направлений и упражнений, которые отвечают поставленным педагогическим задачам.

Средства оздоровительной аэробики для детей младшего школьного возраста

  1. Классификация средств по направлениям: Детская танцевальная аэробика, Аэробика со скакалкой (рис.1).
  2. Классификация средств по признаку преимущественного влияния на развитие физических качеств: упражнения для развития силы, подвижности в суставах, координации движений, комплексное проявление физических качеств (рис. 2).
  3. Релаксационные средства: упражнения на постановку дыхания, на расслабление (рис. 3).

Рис.1. Средства оздоровительной аэробики по направлениям

Рис.2. Средства оздоровительной аэробики по признаку преимущественного влияния на развитие физических качеств

Рис.3. Релаксационные средства оздоровительной аэробики

Рис.4. Средства оздоровительной аэробики по направлениям

Рис.5. Средства оздоровительной аэробики по признаку преимущественного влияния на развитие физических качеств

Рис.6. Релаксационные средства оздоровительной аэробики

Характеристика средств оздоровительной аэробики

 Детская танцевальная аэробика. Занятия проводятся под веселую детскую музыку с «кряконьем» и смехом. Педагог по ходу занятия увлекает детей словами: «У слона большие уши – показали какие они большие!» или «У муровьеда длинный нос – пошли вперед «носом»!» и пр.

Комплексы проводятся преимущественно поточным методом и методом музыкальной интерпритации.

Аэробика со скакалкой. Это различного рода скачки, подскоки, прыжки, выполняемые со скакалкой индивидуально.

При обучении следует соблюдать следующие правила:

  • Разучивать подскоки, скачки и прочие элементы без скакалки и без музыки;
  • Выполнять разученные элементы под музыку постепенно ускоряя темп;
  • Осваивать навыки синхронного исполнения.

Классическая аэробика. Это некий синтез общеразвивающих и гимнастических упражнений, бега, подскоков, скачков, выполняемых без пауз отдыха (поточным методом) под музыкальное сопровождение 120-160 ударов в минуту. Эти упражнения выполняются на месте, с продвижением вперед, назад, в сторону.

Танцевальная аэробика. Типичным для данного вида аэробики является использование различных танцевальных движений под музыку, соответствующую тому или иному танцу. В основе большинства этих танцев лежит своеобразная джазовая техника движений. В джазовом танце используется принцип полицентрики (движения как бы выходят из разных центров, различные части тела двигаются как бы независимо друг от друга).

Кикбоксинг аэробика. Заниматься этим видом аэробики можно только не раньше второго года обучения, когда дети физически подготовлены (выносливость, гибкость). Начинать обучение следует с изучения основ техники ударов руками и ногами. Когда удары будут хорошо отработаны, их нужно соединять в комбинации – это привносит в занятия разнообразие, усложняется координация движений.

Упражнения для развития силы с использованием резинового амортизатора (в школе вместо амортизатора можно использовать медицинский жгут). При применении эспандера необходимо соблюдать следующие правила: а) комплекс проводить в конце аэробной части, когда мышцы разогреты; б) обращать внимание на ритмы движения и дыхания; в) начинать следует с крупных групп мышц; г) каждое упражнение выполнять 8-12 раз (одна серия); д) упражнения выполняются с учетом принципа симметрии; е) начинать тренировку следует с посильной нагрузки, чтобы не вызывать чрезмерную боль в мышцах; ж) нагрузка увеличивается постепенно за счет количества повторений, количества серий, усложнения исходного положения и т.д.

Музыкально-подвижные игры. Здесь используются приемы имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, соревнования. Такие игры содействуют развитию чувства ритма, быстроты реакции, внимания, развитию силы и гибкости, координации движений и т.д.

Гимнастика «Хатха-йога» для детей. Система «Хаиха-йога» помогает снять усталость, укрепить мышцы, развить гибкость, улучшить осанку, стать спокойнее. Большинство упражнений естественны, физиологичны. Они копируют позы животных, птиц, определенные положения людей, предметы. Многие позы названы их именами. Знакомые образы помогают лучше представить ту или иную позу, будят фантазию и воображение и легче их освоить. Занимаясь гимнастикой «Хатха-йога» дети учатся расслабляться и осваивать навыки правильного дыхания. Эти занятия помогают им стать более внимательными на уроках, т.к. при выполнении каждого упражнения требуется особая сосредоточенность.

Гимнастика «Кранч». «Кранч» - это комплексы упражнений для нагрузки и укрепления групп мышц брюшной стенки и талии. Целью этих упражнений является улучшение формы и укрепление средней части тела. Повышение тонуса этих мышц играет важную роль в приобретении хорошей осанки, в обеспечении правильного положения тела, а также в поддержании спины.

Игровые упражнения на постановку дыхания. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях, упражнения с речитативом: «Гудок парохода», «Упрямый ослик», «Плакса», «Большой и маленький», «Гуси летят», «Часы», «Погреемся», «Веселая пчелка», «Трубач», «Насос», «Покоритель космоса», «Маятник», «Китайский болванчик», «Оглянись», «Волны шипят», «Ныряние» и др.

Влияние предложенной методики на развитие физических качеств школьников

В результате проведенного исследования выявлено положительное влияние занятий оздоровительной аэробикой на развитие физических качеств детей младшего и среднего школьного возраста. (Приложение)

Заключение

У детей, занимающихся оздоровительной аэробикой в условиях Среднего Приобья, повышаются адаптивные возможности организма благодаря регулярной направленной двигательной активности, положительным эмоциям (музыкальное сопровождение, стимул научиться танцевать, сформировать красивую фигуру, быть здоровым и бодрым).

Разработанная методика поможет педагогу строить занятия на основе методов, приемов и принципов специфических для оздоровительной аэробики в условиях образовательного учреждения, выбирать оптимальную нагрузку.

Классификация средств оздоровительной аэробики облегчает выбор направлений и упражнений, которые отвечают педагогическим задачам и интересам занимающихся.

Литература

  1. Коршун О.П. Роль физической культуры учащихся в нейтрализации влияния неблагоприятных экологических условий // Материалы 2 научно-практической конференции. – Сургут: РИО СурГПИ, 2001. - с.42-43.
  2. Крючек Е.С. Аэробика: содержание и методика оздоровительных занятий / Учебно-методическое пособие. М.: Тера-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. – 11-14.
  3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Силовая аэробика. – М.: Федерация аэробики России,1999. – С.5
  4. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика со скакалкой. – М.: Федерация аэробики России,1999. – С.2.
  5. Осипов Н.И. Комплексный контроль за физическим развитием занимающихся / Методические рекомендации. – Ашхабад: МНОТ ССР, 1990.
  6. Смоленский В.М., Ивлев Б.К. Нетрадиционные виды гимнастики, 1992. – с.57-62.
  7. Содержание физической культуры и спорта в учреждениях образования: задачи, проблемы, пути решения // Справочник работника физической культуры и спорта: нормативные, правовые и программно-методические документы, практический опыт, рекомендации Физическая культура. 1-11 классы / Программы для общеобразовательных учреждений / Авт. сост. А.П.Матвеев, Т.В.Петрова. – М.: Дрофа, 2002. – с.14-16, 35-38.