Экология как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к объектам окружающего мира

Разделы: Работа с дошкольниками


Первый воспитатель детей -
природа и ее благодатные впечатления:,
шум листьев и колебание волн говорят нам каким-то живым языком,
которого значение мы уже забыли и тщетно стараемся вспомнить:.
В.Г.Белинский

Взаимоотношение человека с окружающей средой одна из современных важнейших проблем. Решена она, может быть, только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической грамотности и культуры. Первым звеном в экологическом обучении является дошкольное образование. В настоящее время велико влияние компьютеров, виртуальный мир привлекает больше, чем реальный. Мы должны отвлечь детей от компьютерных игр и научить видеть всю красоту и разнообразие окружающего мира.

Период становления основ будущей личности - дошкольный возраст. Воспитание бережного и заботливого отношения к природе, окружающему миру возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о природе, овладеют несложными способами выращивания растений, ухода за животными, научатся наблюдать природу, видеть ее красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю. Экологическое образование - одно из эффективных условий интеллектуально-творческого, эмоционально-эстетического, физического развития. Дети как юные ученые, изучают различные природные явления и объекты. Перед воспитателем стоит задача помочь ребенку дошкольнику раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Вместе с этим мы должны объяснить ребенку, что человек - это часть природы, а не ее "царь", необходимо согласовывать свои потребности с экологическими требованиями, а также воспитать уважение ко всем формам жизни.

Природа - неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, птицы, звери, подающие хлопья снега. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, побуждает их к игре, художественно - речевой деятельности. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношения человека к природе, к Родине. Именно в этом я вижу актуальность своей темы.

"Экология - как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к объектам окружающего мира".

Наш детский сад работает в рамках концепции целостного развития ребенка дошкольного возраста, его социально-психологической реабилитации, важнейшим элементом которой является формирование основ экологической культуры.

Основная цель в работе с детьми дошкольного возраста - воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним. Эта цель реализуется с помощью следующих задач:

  • формирование экологических знаний, доступных пониманию дошкольника;
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • воспитание гуманного, бережного отношения к природе и окружающему миру;
  • развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами;
  • формирование желания сохранять природу;
  • использование социального партнерства как одного из факторов развития гармоничной личности дошкольника.

Особенности создания развивающей среды.

Каждый ребенок - маленький исследователь, который с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления. Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация предметно-развивающей среды. В нашей группе мы постарались создать среду таким образом, чтобы она способствовала развитию ребенка, формировала его как личность, а также создали условия для формирования у ребенка элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения.

Как доказано психологами у детей дошкольного возраста ведущим является наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Поэтому мы строим процесс обучения таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью мы создали в нашей группе экологическую лабораторию, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения, которые фиксируются в специальном журнале "Наши наблюдения". Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, трубочки, микроскоп, лупы, весы, песочные часы и т. д.), размещены ящики с почвой, растениями, за которыми ведутся наблюдения. Уголок природы в группе мы назвали с детьми центром науки. Он служит не только украшением группы, но и местом для саморазвития детей. В центре науки на удобном стеллаже находятся энциклопедии, иллюстрации животных, растений, различные коллекции перьев птиц, коры деревьев, камней, птичьих гнезд, шишек хвойных деревьев и многое другое.

Формы организации работы с детьми.

Наш детский сад находится в уникальной природной зоне, сама природа создала разные виды ландшафтов. Рядом с детским садом расположен лесной массив, березовая роща, родник, пруд, а также созданы две экологические тропы. Малая тропа - по территории детского сада, большая - к березовой роще.

Основной и ведущей деятельностью дошкольника является игра. Она вносит неоценимый вклад в формирование его экологического сознания. Играя, малыш познает многоликий мир природы, учится общаться с животными и растениями, взаимодействовать с предметами неживой природы. Игра - это способ осмысления окружающего мира и своего места в нем. Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияния на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира. Мы с ребятами совершаем игровые путешествия по лесу, морю, в театр и т. д.

Воспитание осознанного отношения к объектам окружающего мира - процесс непрерывный, и не ограничивается только рамками занятий. Первое знакомство с объектами неживой природы дети получили еще в младшей группе. На прогулке во время игр с песком и водой дети усваивали приемы строительства из песка. Они узнали, как меняются свойства песка и воды, как сделать, чтобы песок не рассыпался, чем отличаются сухой и мокрый песок. Уже на этом этапе дети пытались высказывать свои первые предположения. Во время зимних прогулок также наблюдали с детьми за состоянием снега в разную погоду. Заносили снег в ведерке в помещение и наблюдали, что же с ним происходит и наоборот, выносили ведёрко с водой на мороз. Дети сами пытались предполагать, что же произойдет со снегом в тепле и с водой на морозе. Предположения были самые разнообразные. Какова же была радость детей, когда их гипотезы получали подтверждение. Все это обогащает представление детей о разнообразных качествах и свойствах предметов окружающего мира, пробуждают познавательную активность и интерес к экспериментированию.

В уголке науки мы с детьми в зимний период выращивали лук. Каждый ребенок приносил из дома свою луковицу и вел за ней наблюдение. Результат урожая дети с удовольствием съедали за обедом. Также мы с детьми вели наблюдения за посаженной пшеницей. Причем посадили пшеницу в две разные емкости. Одну из них накрыли пленкой, вторую накрывать не стали. Я попросила детей высказать свои предположения по поводу всходов. В какой емкости быстрее взойдет пшеница? Предположения детей были разные, принимались любые из них. Например: пшеница взойдет одновременно в обеих емкостях, в не накрытой емкости раньше, чем в накрытой и наоборот, не взойдет вообще. Через некоторое время дети смогли убедиться в правильности своих предположений. Совместно с детьми мы сделали вывод, по поводу всходов. Все это время дети рассуждали, делали свои умозаключения, а значит, логически мыслили. Полученные ростки дети бережно пересадили в стаканчики, сделанные своими руками из соленого теста, а затем подарили мамам и сотрудникам детского сада 8 марта.

При решении любых задач, связанных с воспитанием дошкольника необходимо соблюдать главный принцип - принцип постепенности. Решаемые задачи постепенно усложняются. В средней группе перед дошкольниками ставятся задачи: понять взаимосвязь явлений природы. В этом возрасте меняется и качество наблюдений. Мы с ребятами начали вести календарь наблюдений за солнцем. Главная задача этого календаря состояла в том, чтобы наглядно увидеть, как меняется продолжительность светового дня в зависимости от времени года и отметить данные наблюдения соответствующим значком. Наблюдения за солнцем начинались в сентябре. Один раз в месяц одного и того же числа дети наблюдают за продолжительностью светового дня. Каждый час ребенок вклеивает в него кружок определенного цвета. Время, расписанное в календаре, связано со временем пребывания ребенка в детском саду. Когда закончилась осень, мы с ребятами рассмотрели все три календаря и провели беседу "Как меняется световой день". Глядя на календарь, ребята увидели, что в сентябре светлых кружков намного больше, чем в ноябре. Не трудно было сделать вывод о том, что продолжительность светового дня меняется в зависимости от времени года.

Наблюдения за солнцем продолжились и в старшем дошкольном возрасте. Но теперь мы с ребятами выбрали для себя ориентир, высокое дерево, относительно которого один раз в месяц наблюдаем за высотой солнца. Результаты наблюдений фиксируются детьми. По прошествии нескольких месяцев дети установили закономерность между временами года и высотой солнца.

Ведется наблюдение за состоянием погоды "Настроение месяца", результаты также фиксируются самими детьми. Причем, прежде чем заполнять календарь мы с ребятами разработали условные обозначения. В конце каждого месяца проводится обобщающая беседа "Как меняется погода в течение месяца".

Дети дошкольного возраста обладают поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В них природой заложен инстинкт познания и исследования окружающего мира. Я как воспитатель должна помочь детям развить и реализовать свои возможности. Понять ребенку общую связь живого организма с внешней средой помогает экологическая тропа, поскольку решает многочисленные педагогические, психологические и экологические задачи.

В экскурсиях и наблюдениях, проводимых на экологических тропах, прогулочных участках дети получают непосредственное представление о предметах и явлениях, которые его окружают. Детям важно потрогать объект, прикоснуться к нему, чтобы понять. Народная китайская мудрость гласит "покажи мне - я забуду, расскажи мне - я запомню, дай потрогать - я пойму". Свою работу я стараюсь выстраивать в соответствии с этой мудростью.

На территории нашего сада есть участок естественного луга. Летом он привлекает детей своей красотой, высокая трава и "море" одуванчиков. Этот цветок вызывает у детей сильные эмоции, их первое побуждение - сорвать его. Я учу детей воздерживаться от этого желания: ведь сорвать цветок - значит, погубить его! Луг для нас - это место для "научных исследований". Наблюдая за одуванчиком, мы с детьми выяснили, что он реагирует на изменение погоды и времени суток: поворачивает венчик в сторону солнца, закрывается с наступлением сумерек и перед дождем. А также дети воочию наблюдали за образованием и распространением семян одуванчика. Из познавательных бесед дети узнали о назначении отдельных частей одуванчика - стебля, листьев, корней, цветков. Дети убедились в истине, что одуванчик - живой организм: растет, размножается, реагирует на некоторые внешние воздействия. Но наблюдения велись не только за растениями, но и за другими обитателями луга. Вооружившись лупами, мы с ребятами тщательно исследовали каждый его участок.

Целью наших исследований было выяснить место обитания разных видов, изучить насекомых и других животных в данной экосистеме. Дети аккуратно переворачивали каждый листочек, заглядывали под палки и камни. А затем делились друг с другом впечатлениями, описывали увиденное растение и насекомых. Дети с восторгом делали выводы, что на лугу течет своя жизнь. Бабочки и стрекозы наслаждаются красивыми цветами, муравьи тащат травинку в свой муравейник, а паук занят плетением паутины. А чтобы подробно познакомить детей с жизнью в разных экосистемах я показала им художественный фильм - сказку "Приключения Карика и Вали".

Живая природа состоит из двух основных частей: растительного и животного мира. Мы - люди относимся к животному миру. Моя задача состоит в том, чтобы сформировать у ребенка осознания себя частью природного мира. С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки: растут, размножаются, питаются, дышат. Но каждое из живых существ неповторимо и уникально. Человек - это венец творения природы, он наделен разумом, способен мыслить и принимать решения. Поэтому мы в ответе за свои поступки

В экологическом образовании дошкольников значимое место занимают модели. Использование моделей дает возможность демонстрировать процессы, которые нельзя показать в природе. Преимущество данного способа заключается в том, что он позволяет изучать биологические закономерности, не проводя экспериментов на живых организмах, тем самым не нанося им вреда. У себя в группе мы совместно с детьми создали модель Земли и назвали ее "Планета чудес". Основные задачи работы с этой моделью таковы:

  • дать представления о суше и водном пространстве;
  • расширить представления о суше и земном шаре, используя глобус;
  • познакомить с причинами смены дня и ночи, времен года;
  • использовать глобус для решения познавательных задач;
  • расширить знания детей о свойствах предметов (бумага, техника папье-маше).

Также мы сшили плоскостную модель из кусочков ткани "Путешествие к необитаемым островам", которая широко используется в сюжетно-ролевых играх, фланелеграф позволяет использовать динамичные модели. Сейчас мы вместе с детьми готовим модель вулкана. В нашем детском саду оформлен мини-музей, который включает в себя модели обитателей подводного мира, почвы, биоценозов, ландшафтов, уральских камней и минералов.

В своей работе с детьми я использую такую форму работы как проект. Такой подход позволяет обеспечить последовательное освоение детьми экологических знаний, системность, перевод экологических представлений на уровень убеждений, мотивов поведения. В нашей группе разработаны такие проекты как "Дерево", "Волшебница вода", "Хлеб - наш батюшка" Так в рамках проекта "Дерево" мы с детьми наблюдали за березой. Началось наблюдение осенью. Наблюдали за изменением окраски листьев, отмечали, когда дерево сбрасывает листву. Зимой измеряли глубину снега около дерева и любовались "кружевом", сотканным ветвями. Весной с нетерпением ждали появления первых листочков. Проводились познавательные беседы "Почему у березки черные полоски", "Березкины слезы", "Роль березы в жизни человека". Наблюдение заканчивалось летом праздником, который проводился совместно с педагогом по истории и культуре "Именины березки". Дети готовили подарки для березы и торжественно дарили дереву.

В рамках проекта "Хлеб - наш батюшка" дети узнали, как тяжело выращивать хлеб, как он попадает к нам на стол. Мы с детьми утром пекли хлеб, а вечером торжественно хлебом солью встречали родителей. Показали родителям инсценировку украинской народной сказки "Колосок".

Продолжается работа по проектам: "Путь к счастливой белоснежной улыбки", его цель воспитывать у детей желание заботится о своем здоровье; "Мы - коллекционеры", его цель расширить представления детей о многообразии окружающего мира. Реализация проектов способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим миром.

Еще одной из интересных форм работы с детьми является акция. У себя в группе я разработала и провела ряд экологических акций. Акция "Добрая зима" осуществляется в зимнее время года. Главная цель - организация регулярной птичьей столовой, укрытие снегом цветочных клумб, кустарников и корней деревьев на прогулочном участке группы, а так же формирование системы элементарных научных экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста. Готовится к проведению акции, мы начали с осени. Рисовали проекты кормушек, по которым родители совместно с детьми их мастерили, читали познавательную литературу, о том, чем питаются пернатые, готовили корм и т. д. С детьми проводились беседы: "Какие разные птицы", "Как узнать птиц", "Все нужны на Земле", "Верные друзья". Цель акции: формирование системы элементарных научных экологических знаний у детей старшего дошкольного возраста.

Акция "Не проходите мимо" проводится круглый год. Основной целью является воспитание у детей гуманно - ценностного отношения к природе. В поле зрения детей попадает то, мимо чего множество людей проходят, не замечая: неубранная территория дворов, бытовой мусор на улицах, неэкономное использование воды, забота об исчезающих видах растений (ландыши, подснежники). Дети вместе с родителями рисовали плакаты экологического содержания. Рисунки показывали пример положительного отношения к природе.

Еще одна акция "Отходы в доходы" призвана формировать умение и желание сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь. С ребятами я проводила беседы "Волшебные превращения природы", "Почему нельзя оставлять мусор в лесу", "Куда девается мусор?", "Зачем нужно сдавать макулатуру?". В процессе последней беседы я познакомила детей со способами переработки бумаги. На занятии дети учились делать бумагу из макулатуры.

Чтобы сформировать представление детей о времени переработки тех или иных отходов я решила провести с детьми долгосрочный эксперимент "Что происходит с мусором?". С детьми мы взяли по одному предмету из каждой группы мусора (пластиковую бутылку, бумагу, апельсиновая кожура, картофельные очистки), к этому мы добавили опавшие листья. В три разные ямки упаковочные материалы, пищевые отходы, опавшие листья. Эксперимент начался в сентябре. Периодически мы откапывали ямки и смотрели, что же происходит с мусором. В ноябре вывод был таков: апельсиновая кожура исчезла, картофельные очистки нашли с трудом, а с пластиковой бутылкой ничего не произошло. Опавшие листья являются прекрасным удобрением для почвы.

Многим бросовым материалам мы с детьми дали новую жизнь. Смастерили с детьми новогодние игрушки и украсили нашу елочку в группе. Я хотела бы донести до сознания детей народную мудрость "чисто не там где убирают, а там где не мусорят".

Для систематизации полученных знаний я использую чтение художественных произведений, беседы, рассматривание картин и иллюстраций, просмотр фильмов. Все это помогает ребенку вновь испытать и переосмыслить увиденное на природе, расширить свои представления о ней.

Путешествия - один из способов познания окружающего мира. Путешествие по родному краю мы с детьми совершали по карте Урала, начиная с главной реки - Камы. Находили города Пермского края и обсуждали его природные богатства, животный мир. Для того чтобы дети приобрели полезный навык ориентации на местности, я нарисовала план - карту нашего городка, нанося дома, сооружения, улицы. Когда мы с детьми изготовили глобус, то стали путешествовать по нашей планете Земля. Путешествие продолжается и сейчас. Путешествуя по континентам, мы знакомимся не только с растительным и животным миром нашей планеты, но и с народами разных стран и их сказками. Постепенно возникла идея создания тематических альбомов о путешествиях наших детей по России.

Еще одна из форм работы с детьми по воспитанию осознанного отношения дошкольников к объектам окружающего мира - это социальное партнерство, так как это один из важных факторов успеха развития экологически воспитанной, грамотной, творческой личности. Мы стараемся, как можно больше предлагать детям познавательных экскурсий. Мы побывали с детьми в Пермском планетарии, где в увлекательной форме познакомились с обитателями морских глубин и обитателями звездного неба. Побывали на конезаводе, окунулись в мир этих грациозных животных, побывали на хлебопекарне, в библиотеке, пожарной части, на керамической фабрике. В наш детский сад мы приглашаем наших выпускников для совместных мероприятий "Знатоки природы". Я думаю, что все это помогает детям раскрыть перед собой этот удивительный и многообразный мир природы.

Для выявления уровня сформированности у детей осознанного отношения к объектам окружающего мира, мною была использована диагностика А. М. Федотовой "Пермский край - мой родной край". Предложенные в ней диагностические задания позволяют получить информацию о степени развивающего обучения, а также позволяют оценить эффективность различных методов, форм, средств обучения и развития ребенка дошкольника.

Из диаграмм (приложение) виден рост уровня сформированности осознанного отношения дошкольников к окружающему миру. Большинство детей умеют оценивать свои и чужие поступки, проявляют интерес к объектам окружающего мира. С желанием выполняют работу по уходу за животными.

Низкий уровень диагностических срезов у отдельных детей связан с рядом причин, среди которых низкая посещаемость детского сада, индивидуальные особенности в развитии детей и другие причины.

С возрастом диагностические задания усложняются. Пользуясь диагностикой А. М. Федотовой "Пермский край - мой родной край" мы смогли выяснить, как ребенок оценивает свое отношение к природе.

Цель данной диагностики: выявить умение осознанно оценивать свое отношение к природе, приводить адекватные факты бережного или небережного отношения. Из данного диагностического среза видно, есть дети, которые не могут критично отнестись к своему поведению. Вместе с тем видно, что увеличилось количество детей, которые умеют оценивать с позиции осознанно-бережного отношения свои и чужие поступки.

IV. Заключение.

Обобщая работу по теме "Экология как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к объектам окружающего мира" можно сказать, что наша деятельность на данном этапе привела к тому, что у детей вырос познавательный интерес к миру природы, они проявляют желание сохранять природу. Это показывают результаты диагностики. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности. В процессе работы у ребенка развиваются такие важнейшие черты личности как самостоятельность, любознательность, общительность, умение находить компромисс, считаться с мнением других, которые характеризуют уровень воспитанности ребенка как личности. Дети охотно учатся овладевать приемами исследовательской работы, что ведет к развитию интеллекта ребенка, умеют устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, что, безусловно, приводит к развитию личности.

Достижение определенных результатов в работе невозможно без сотрудничества родителей, воспитателей и детей, где ребенок выступает как субъект деятельности.

Вывод: таким образом, данные, полученные в ходе моей работы, говорят о том, что экологические знания, доведенные до уровня самостоятельности, могут выступать средством воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающей действительности.

Приложение.