Тема: Путешествие в космос.(2-й класс)
Программа: «Школа России».
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока:
1. Дать ученикам представление о том, что такое «космос»; познакомить детей с биографией первого космонавта – Ю. Гагарина; познакомить с устройством космического корабля.
2. Развивать наблюдательность и интеллектуальные способности учащихся.
3. Воспитывать интерес к истории нашей страны.
Методы: словесные (беседа, обсуждение), наглядные (работа с иллюстрациями).
Средства обучения:
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. для 2-го кл. нач. шк. В 2-я ч. Ч.2 / А.А. Плешаков. – 3-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2002. – 144 с.: ил.
- рисунки созвездий Большая Медведица, Малая Медведица, Лебедь (или других); рисунок солнечной системы;
- портрет Ю. Гагарина;
- рисунки с изображением космического корабля;
- карточки со словами «космической азбуки»;
- «космический кроссворд».
Ход урока
I. Организационный момент (1 минута)
Начинаем мы опять
Думать, рассуждать, смекать!
II. Введение в тему урока (3 минуты)
Учитель: Сегодня мы поговорим о путешествиях в космос. Как вы думаете, что такое космос? (Ответы детей.)
Нашу Землю вместе с воздушной оболочкой окружает бесконечно большое пространство. Это космос. В нем находятся небесные тела: Солнце, звезды. Планеты, Луна.
Звезды светятся сами и освещают планеты. Это очень большие небесные тела. Они занимают в небе определенное положение. Для удобства люди условно делят небо на области-созвездия.
Показ рисунков некоторых созвездий: Большая и Малая Медведица, созвездие Лебедя.
Солнце – это тоже звезда. Оно светит и освещает планеты. Планеты сами не светятся, а освещаются Солнцем. Они постоянно движутся вокруг Солнца. Планеты, как и звезды, имеют форму шара.
Земля – планета. Она освещается Солнцем. Когда на освещенной стороне Земли день, на другой стороне – ночь.
Луна - спутник Земли и движется вокруг нее.
Кроме Земли, вокруг Солнца вращаются и другие планеты.
Посмотрите на рисунок Солнечной системы в учебнике и прочитайте, как называются планеты. (Дети читают названия планет.)
Раньше люди считали, что Земля неподвижна, а Солнце движется вокруг нее. Но шло время, ученые доказали, что земля обращается вокруг Солнца. А затем космонавты увидели это собственными глазами из космоса.
III. Изучение нового материала (20 минут)
1. Рассказ учителя: «Ю. Гагарин – первый космонавт»
- Кто такие космонавты?
- Когда первый человек полетел в космос? (12 апреля 1961 года.)
- Как зовут первого космонавта? (Юрий Алексеевич Гагарин.)
Вывешивается портрет Ю. Гагарина.
- Что вы о нем знаете?
Детство крестьянского паренька Юры Гагарина прошло в селе Клутино на Смоленщине. Был он подвижен и любознателен. Подражая отцу, бывшему мастеру на все руки, мастерил игрушечные самолетики. Но скоро в мирное детство ворвалась Великая Отечественная война. Ужасы ее Юра испытал на себе. Захватчики выгнали Гагариных из дома, и ему вместе с отцом, матерью, братом и сестрой пришлось ютиться в землянке.
После войны семья переехала в старый русский город Гжатск, который в последствии переименовали в Гагарин.
В 15 лет Юрий поступил в ремесленное училище в подмосковных Люберцах. Работал в литейном цехе. А потом были индустриальный техникум в Саратове, аэроклуб, прыжки с парашютом. Увлечение небом привело в Военное Авиационное училище в Оренбурге. После его окончания служил в военной авиации – летал на сверхзвуковых самолетах; оберегая северные рубежи нашей Родины.
Будущий космонавт был смелым, решительным, находчивым. И еще он был заботливым человеком. Редко злился, как вспоминает его мать Анна Тимофеевна, и не любил ссор, наоборот, шуткой и смехом всех мирил.
В 1960 году начал готовиться к полету в космос в центре подготовки космонавтов. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил. Был отлично подготовлен физически, внимателен к товарищам. Помогал им, а те, в свою очередь - ему. Каждый хотел полететь в космос первым. Но выбор пал на Юрия Гагарина. И 12 апреля 1961 года в момент старта прозвучало знаменитое «Поехали!».
Совершив полный оборот вокруг планеты за 108 минут, Гагарин в тот же день благополучно вернулся на Землю. Космическая эра началась.
Ликованию людей не было конца. Они восприняли это событие как радостный праздник. Родина отметила подвиг космонавта, присвоив ему звание Героя Советского Союза.
После полета Юрий Гагарин оказался в центре мирового внимания. Он посетил многие страны, и повсюду люди были покорены его обаятельной улыбкой, юмором, простотой.
Проложив дорогу в космос другим, первый космонавт радовался успехам своих товарищей, мечтал о новых полетах, готовился к ним. Он окончил Военно-воздушную Академию им. Н.Е. Жуковского. К несчастью, трагическая гибель во время полета на тренировочном реактивном самолете оборвала его короткую яркую жизнь. Но след от нее остался навсегда – и на Земле, и в космосе.
Физкультминутка (2 минуты)
Отдых наш – физкультминутка.
Занимай свои места.
Шаг на месте левой, правой,
Раз и два! Раз и два!
Прямо спину все держите,
Раз и два! Раз и два!
И под ноги не смотрите,
Раз и два! Раз и два!
2. «Как устроен космический корабль»
Учитель: На чем космонавты летают в космос? Что вы знаете о космическом корабле? (Ответы детей.)
Космический корабль – это и дом, и научная лаборатория. В нем живут и работают космонавты.
История полетов человека в космос невелика. Но уже создано несколько типов космических кораблей. Ю.А. Гагарин поднялся в космос на одноместном корабле «Восток». Затем были созданы корабли «Восход» и «Союз».
Американские космонавты поднимались на орбиту на кораблях «Меркурий» и «Джемини». А на Луну и на орбитальную станцию «Скайлэб» летали корабли «Аполлон».
- Как вы думаете, что такое «орбита», «орбитальная станция»? (Ответы детей.)
Уточнение значения слов по учебнику на стр. 135.
- Итак, космический корабль состоит из нескольких отсеков. Главный отсек – это кабина космонавтов. Этот отсек полностью изолирован от космической среды, губительной для жизни людей. Специальные приборы в отсеке следят, чтобы в нем было достаточное количество воздуха, чтобы были нормальные влажность и температура. Например, похолодало в кабине – и приток тепла внутрь корабля увеличивается. Источником тепла служит Солнце. Дело в том, что освещенная Солнцем сторона корабля сильно нагревается, а теневая сторона сильно охлаждается. Снаружи корабль покрывают очень теплой «шубой» - теплоизоляцией, а приборы распределяют тепло и холод. Солнце дает космическому кораблю и электроэнергию для работы приборов.
Воздух, которым дышат космонавты, вентиляторы прокачивают через такие химические вещества, которые поглощают вредные примеси и обогащают его кислородом.
В космическом корабле продукты питания хранятся в тубах. Они похожи на тюбики с зубной пастой, только размером побольше. Из них еду выдавливают. В условиях невесомости крошки хлеба, капельки жидкости могут доставить неприятности космонавтам. В космическом доме есть холодильник и электрическая плита.
В главном отсеке космонавты стартуют с Земли. Отсюда управляют кораблем, связываются с Землей по радио. Кабина космонавтов - единственная часть, которая возвращается на Землю. Космонавты доставляют в ней результаты своей работы: кино- и фотопленку, бортовые журналы с записями, подопытных животных. Все это будут изучать на Земле.
На корабле «Союз» есть и другой жилой отсек. Он называется орбитальным. Из своей кабины космонавты попадают в него через люк-лаз. Здесь космонавты отдыхают, проводят научные эксперименты. Через орбитальный отсек космонавты могут выйти в открытый космос.
- Как вы понимаете слова «открытый космос»? (Ответы детей.)
Уточнение значения по учебнику (стр. 135).
Орбитальный отсек на Землю не возвращается. Есть в космическом корабле и еще один отсек. В нем размещается основное оборудование корабля. Здесь располагаются двигатели и запас топлива.
Радио и телевизионные системы связывают космический корабль с Центром управления полетом.
- Как вы думаете, что такое «Центр управления полетами»? (Ответы детей.)
Читается определение в учебнике (стр. 135).
Чтобы освободить космонавтов от лишней работы, кораблем иногда управляют по радио с Земли. Но космонавты обязательно контролируют это управление и, если необходимо берут управление кораблем на себя.
Выполнив все задания, космонавты готовятся к возвращению на Землю. Космический корабль разворачивается тормозным двигателем вперед, чтобы затормозить свой стремительный полет и начать спуск на Землю. После включения тормозного двигателя корабль разделяется на две части. Ненужный теперь орбитальный отсек и отсек с приборами сгорают в атмосфере. Герметичный отсек с космонавтами продолжает спуск к Земле. На высоте нескольких километров от Земли раскрывается парашют. В самом конце полета двигатели мягкой посадки смягчают удар корабля о земную поверхность. Таким образом, завершается полет в космос.
IV. Закрепление изученного материала (12 минут)
1. Викторина
Учитель:
Предлагаю всем загадки.
Но подумайте, ребятки!
И подайте мне ответ
На космический секрет:Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
(Космонавт)Крыльев нет у этой птицы,
Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост -
И поднимется до звезд.
(Ракета)В голубой станице
Девица краснолица.
Ночью ей не спится –
В зеркало глядится.
(Луна)За бесчисленной отарой
Ночью шел пастух усталый.
А когда пропел петух –
Скрылись овцы и пастух.
(Звезды и месяц)Искры небо прожигают,
А до нас не долетают.
(Метеорит)
- Что такое «метеорит»? (Ответы детей.)
Метеорит – металлическое или каменное тело, падающее на Землю из межпланетного пространства.
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей.
(Солнце)Если ясной ночью выйдешь,
Над собою ты увидишь
Ту дорогу.
Днем она – не видна.
(Млечный Путь)
- Что такое «Млечный Путь»? (Ответы детей.)
Млечный Путь – звездное скопление в виде неяркой полосы, пересекающей звездное небо.
2. Групповая работа
- А теперь проверим, как вы знаете космическую азбуку.
Дети делятся на три группы – по рядам. Каждая группа получает по две карточки со словами:
Первая группа: «космодром», «иллюминатор».
Вторая группа: «ракета-носитель», «скафандр».
Третья группа: «спускаемый аппарат», «невесомость».
В течение нескольких минут дети обсуждают значения этих слов. Затем выходят к доске по два представителя от каждой команды, и выслушиваются ответы. Значения слов можно уточнить в учебнике на стр. 134 – 135.
- А теперь посмотрим, умеете ли вы сочинять космические рассказы?
Продолжается работа в группах. Каждая группа составляет рассказ о путешествии на космическом корабле, используя предложенные слова (карточки вывешены на доске): «космодром», «иллюминатор»; «ракета-носитель»; «скафандр»; «спускаемый аппарат»; «невесомость»; «Центр управления полетами» и другие. Затем рассказы заслушиваются, анализируются: отмечается, что особенно удалось в каждом из рассказов.
3. Кроссворд
- Пришло время разгадать «Космический кроссворд».
Вывешивается на доске кроссворд:
Вопросы к кроссворду:
1. Небесное тело, которое светится.
2. Звезда вокруг которой вращается Земля.
3. Небесное тело, которое вращается вокруг звезды.
4. Планета солнечной системы, следующая после Земли.
5. Самая удаленная от Солнца планета.
6. Естественный спутник, вращающийся вокруг Земли.
7. Пространство, окружающее Землю, звезды. Планеты.
(Ответы: 1. Звезда. 2. Солнце. 3. Планета. 4. Марс. 5. Плутон. 6. Луна. 7. Космос.)
- Какое слово получилось в выделенной строке? (Астроном.)
- Кто такой астроном? (Ответы детей.)
Астроном – это специалист по астрономии, науке о космических телах, образуемых ими системах и о Вселенной в целом.
V. Итог урока (1 минута)
- О чем мы вели сегодня речь на уроке?
VI. Домашнее задание (1 минута)
Нарисовать рисунок по теме: «Космос».