Цель: Обеспечить психолого-педагогическую поддержку детей с явной и потенциальной хореографической одаренностью в условиях Дома творчества
Задачи:
- Создание в воспитательном коллективе атмосферы, стимулирующей у воспитанников положительную «Я-концепцию», потребность в саморазвитии, а также проявление потенциальной одаренности, в т.ч. хореографической: демонстрация веры в успех воспитанников, насыщение общением с людьми, реализующими себя в художественно-эстетической деятельности (в т.ч. выпускниками студии) и т.д.
- Развитие хореографических и акробатических знаний, умений и навыков в процессе освоения индивидуальной программы «Танец: путь к себе» в сочетании с образовательной программой дополнительного образования «Движение есть жизнь».
- Профилактика типичных проблем одаренных детей (проблем в общении (конфликтность, «звездная болезнь» и т.д.), проблем заниженной (завышенной) самооценки и др.)
- Психолого-педагогическое информирование и вовлечение в совместную деятельность родителей воспитанников.
- Материально- техническое обеспечение индивидуального образовательного маршрута и эстетическое насыщение воспитательного пространства студии.
- Организация возможности презентации промежуточных результатов.
1. Теоретическое обоснование проекта.
Изучение «Рабочей концепции одаренности» (авт. Богоявленская Д.Б., Шадриков В.Д. Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С и др.), а также работ Айзенка Г., Матюшкина А.М., Мухиной В.С., Савенкова А.И., окончательно убедил нас в том, что потенциальной одаренностью обладает каждый ребенок, но не каждый проявляет ее из-за совокупности воздействий среды и личностных особенностей. Наиболее значимыми в изученных работах для нас оказались следующие положения:
- «Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».
- Одаренность может проявляться и развиваться в связи с деятельностью. К основным видам деятельности относятся: практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, предпочтительнее говорить о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. В художественно-эстетической деятельности выделяют хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.
- Одаренность является качеством психики, которое формируется на протяжении всей жизни, предполагает ее скрытый, потенциальный характер на определенных этапах онтогенеза. Развитие потенциала одаренности может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т.д.). При понимании всей теоретической сложности, неясности природы скрытой формы одаренности доминирующим для нас является стремление не «упустить» ни одного ребенка, требующего внимания педагога.
- Особо яркая одаренность или талант свидетельствует о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных структурой деятельности, и что особенно важно интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу. Системный характер обязывает выявлять хореографическую одаренность не как сумму некоторых компонентов (хореографических навыков, умений, знаний, результатов), а как интегративную личностную характеристику, как интенсивно влияющее на личность стремление к саморазвитию в хореографии. Хореографическую одаренность (как и любую другую) нельзя напрямую связывать с достижениями личности, в силу того, что ярко проявленная одаренность в детские годы не всегда обеспечивает высокие достижения в дальнейшей (в т.ч. профессиональной) деятельности человека. Однако судят о детской одаренности всё же по достижениям.
- Мотивационный аспект поведения ребенка
с хореографической одаренностью может
быть описан следующими признаками:
- Переживание чувства удовольствия от процесса танца, поразительное упорство и трудолюбие проявляется как следствие увлеченности.
- Ненасытная любознательность, готовность по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований.
- Неприятие стандартных, типичных заданий и готовых схем.
- Высокая требовательность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели и настойчивость в их достижении, стремление к совершенству.
Психологические особенности, обязательно сопровождающие хореографическую одаренность детей в изученных нами работах не определены. Быстрое восприятие, хорошая память, экстравертность, ярко выраженное своеобразие сенсорной сферы, воображения, эмоциональных переживаний и т.д. могут служить лишь основанием для предположения о хореографической одаренности, а не для вывода о ее безусловном наличии.
Инструментальный аспект поведения ребенка с хореографической одаренностью может быть описан следующими признаками:
Наличие специфических стратегий деятельности:
- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;
- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях заданной ситуации;
- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения примером, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
1) Для поведения одаренного ребенка характерно новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.
2) Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему»
3) Особый тип организации хореографических и культурологических знаний одаренного ребенка: высокая структурированность; способность видеть изучаемый танец в системе разнообразных связей; склонность отыскивать и формулировать общие алгоритмы построения танца. Ребенок с развитой хореографической одаренностью сразу схватывает и усваивает информацию о танце и отдельных движениях, требует информацию о способах действия и условиях их использования, откликается на метафоры как способ обработки информации.
4) Своеобразный тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений. Факты свидетельствуют, что одаренные дети, как правило, уже с раннего возраста отличаются высоким уровнем способности к самообучению, поэтому они нуждаются не столько в целенаправленных учебных воздействиях, сколько в создании вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды.
- Поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности (инструментальные и особенно мотивационные) вариативны и часто противоречивы в своих проявлениях, во многом зависимы от предметного содержания деятельности и социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание педагога. Определить явную одаренность возможно только в ходе длительного применения комплекса методик, что все равно может привести к неточным выводам, поэтому лучше расширить число включаемых в таковую группу, чем съуживать их круг.
- Ускоренное психофизическое развитие и раннее обнаружение хореографических дарований (феномен «возрастной одаренности») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одаренности в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего развития личности.
- Исходя из системности одаренности вообще, для развития хореографической одаренности нельзя ограничивать свою работу лишь составлением программ обучения (ускорения, усложнения и т.д.). Необходимо создавать условия для формирования внутренней мотивации деятельности, направленности и системы ценностей, которые создают основу становления духовности личности, а также вести профилактику типичных проблем одаренных детей (или помогать их решать). Речь идет об отчуждении сверстниками и иных формах социальной дезадаптации, а также проблемах, связанных с самооценкой. Продуманное сочетание индивидуальной работы одаренного ребенка с коллективной формой данной деятельности, а также общением, досугом в кругу единомышленников (+ активная поддержка родных) - может быть эффективным компонентом психолого-педагогической поддержки.
- Оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки. Иными словами, проблема выявления одаренных детей и подростков должна быть переформулирована как проблема создания условий для личностного роста детей в общеобразовательных школах и учреждениях дополнительного образования, с тем, чтобы выявить как можно больше детей с признаками одаренности и обеспечить им благоприятные условия для совершенствования присущих им видов одаренности.
Вывод (педагогическая идея проекта): для психолого-педагогической поддержки детей с хореографической одаренностью наряду с программой для коллектива воспитанников необходима реализация индивидуальных образовательных маршрутов (вариантов их сочетания и с программой коллектива студии), а также совместная деятельность педагога дополнительного образования, психолога, родителей, всех воспитанников студии, администрации Дома творчества, а также школьных педагогов.
Модель работы с одаренными детьми
- Выявление одаренных детей.
- Разработка индивидуальной программы и программно-методического обеспечения для ее реализации.
- Диагностика личностного и творческого развития воспитанника (индивидуальная карта, тестирование, наблюдение, практические задания).
- Консультация для родителей по вопросам развития одаренности ребенка.
- Демонстрация творческих достижений воспитанников.
- Поощрение одаренных детей. Поддержка высокой самооценки ребенка.
- Формирование системы самообучения одаренного ребенка.
- Регулярное ознакомление с практикой проведения занятий с одаренными детьми.
- Создание и оформление картотеки литературы по работе с одаренными детьми. Условия успешности работы: безусловное понимание и уважение личности ребенка, личностное и профессиональное самосовершенствование педагога дополнительного образования.
Индивидуальный образовательный маршрут, созданный для воспитанников «Сюжета» рассчитан на 8 лет и состоит из 3-х этапов:
1 этап – становление – срок обучения 2 года.
2 этап – развитие – срок обучения 3 года.
3 этап – профессионально самосовершенствование 3 года.
Индивидуальная траектория развития воспитанников ансамбля современного танца «Сюжет»
1 этап – становление |
|||||
Срок реализации: 2 года |
|||||
Год обучения |
Воз раст |
Направление |
Задачи |
Ожидаемый результат |
Режим занятий |
1 |
7 лет |
Сюжетный танец на основе бальной хореографии |
* Освоение основных элементов танца «Джайв» * Выявление и развитие потенциальных общих и специальных возможностей и способностей обучающихся. *Воспитывать трудолюбие; Развитие умений ребенка взаимодействовать с другими членами детского коллектива. |
1. Постановка сольного танца «Озорник» (дуэт), На основе латиноамериканского танца «Джайв». 2. Участие в отчетном концерте танцевального кол-ва «Сюжет». |
Два раза в неделю по 1 часу. |
2 |
8 лет |
Сюжетный танец с элементами акробатики и гимнастики. |
*освоение основных элементов акробатики и гимнастики в танце. *развивать силу воли и формировать трудолюбие у воспитанников. * формировать у воспитанников культуру организации своей деятельности; Формирование активности и желания участвовать в делах детского коллектива. |
1. Постановка сольного танца «Маугли» (дуэт), на основе эстрадного танца с элементами акробатики. 2. Участие в конкурсе «Браво». 3. Участие в отчетном концерте танц. кол-ва «Сюжет». |
Два раза в неделю по 1 часу. |
Глебовой Ксении и Рыжова Егора
2 этап – развитие. |
|||||
Срок обучения: 3 года |
|||||
Год обучения |
Воз раст |
|
Задачи |
Ожидаемый результат |
Режим занятий |
1 |
9 лет |
Сюжетный танец на основе народного танца |
*Освоение элементов классического экзерсиса; разучивание элементов русского народного танца; *формирование положительной Я-концепции самоутверждения. *Создание «ситуации успеха» для воспитанников в целях научения самоутверждаться в среде сверстников социально адекватным способом. |
1. Постановка сольного танца «Танцуют Все» (дуэт) на основе русского народного танца. 2. Участие в танцевальных конкурсах: Российский – «Кубок Поволжья»; Межрегиональный – «Браво – 2008». 3. Анализ своего выступления на конкурсе (письменно, по наводящим вопросам педагога) |
Два раза в неделю по 2 часа. |
2 |
10 лет |
Шоу-танец |
*ознакомление с основными требованиями к танц. Шоу; углубленное изучение классического экзерсиса *Развития навыков самостоятельного творчества *Создание условий для развития творческих способностей воспитанников и творческой самореализации. |
1. Постановка сольного танца Рыжову. Е «Скрипач», на основе классического танца с элементами акробатики. 2. Постановка сольного танца Глебовой К. «Золотая клетка» на основе классического танца с элементами акробатики. 3. Постановка дуэтного танца «Поварята» шоу-танец с элементами акробатики в паре. 4. Участие в танцевальных конкурсах: -«Кубок Поволжья» -«Браво» - «Сделано в России» -«Золотой кубок мэра» 5. Самостоятельный анализ своего выступления. |
Три раза в неделю по 2 часа. |
3 |
11 лет |
|
*освоение элементов джаз-танца *развитие умений саморегуляции (рефлексивный анализ, управление эмоциями, поведением, релаксация). *формирование у воспитанников стремления к получению профессионального анализа результатов своей работы. |
Все танцы поставлены на основе джазового танца.
«Художник» |
Три раза в неделю по 2 часа. |