Открытый урок математики во 2-м классе на тему "Сложение и вычитание чисел в пределах 20"

Разделы: Начальная школа


Оборудование: раздаточный материал (чашечки из картона, карточки с заданиями), аппликация самовара (каждая часть отдельно)

Ход урока

I. Организационный момент.

Учитель. Доброе утро. Надеюсь, настроение у вас хорошее, настрой на работу отличный, вы все будете внимательны, вдумчивы. Давайте улыбкой поприветствуем друг друга и начнём урок математики.

II. Сообщение темы и цели урока.

Учитель: Тема нашего урока «Сложение и вычитание чисел в пределах 20». Как вы думаете над, чем мы сегодня будем работать?

( Дети: над решением задач, будем повторять способы сложения и вычитания).

Учитель: Верно. На сегодняшнем уроке мы должны закрепить умения складывать и вычитать в пределах 20, будем учиться дружбе и взаимовыручке. Но прежде чем мы начнём нашу работу, давайте сосредоточимся, приготовим глазки, ушки, пальчики к работе, поиграв в игру «Самый внимательный». Вы закрываете глаза и слушаете, сколько раз я прохлопаю в ладоши. Затем, при помощи пальчиков показываете, сколько хлопков не хватает до десяти. Если кто-то ошибается, я подхожу и тихонечко прикасаюсь. Вы тут же должны исправить ошибку.

Ребята, а играя в эту игру, мы одновременно что повторяем? (Дети: состав числа 10). Верно. Эти знания очень важны для работы над темой нашего урока.

Учитель «прохлопывает» все варианты, подходя к ошибающимся детям. Лёгким прикосновением педагог даёт понять, что обучающемуся необходимо исправить допущенную ошибку. Всю игру дети работают с закрытыми глазами.

Учитель: Ну вот, к началу работы вы готовы. Урок сегодня у нас необычный – математика в сказке. К нам в гости пришёл замечательный детский поэт К.И.Чуковский.

В течение всего урока на экране в виде презентации показываются иллюстрации к сказке. Первый слайд может быть с изображением портрета К.И.Чуковского.

Он принёс с собой сказку. А вот какую, вы сейчас отгадаете.

III. Устный счёт.

Учитель: Подсказка зашифрована. Вы можете разгадать это слово, если правильно выполните вычисления. Каждое число, которое вы подберёте в качестве ответа, обозначает какую-то букву. Из них сложится слово, если числа поставить в порядке убывания.

На доске выражения 16-9 7+7 7+5 12-2 и карточки с ответами, на обратной стороне которых написаны буквы (14-м, 12-у, 10-х, 7-а).

(Дети: Это слово - МУХА.)

Учитель: Какую сказку К.И.Чуковского про муху вы знаете?

(Дети: «Муха-Цокотуха»).

Учитель: Итак, сказка начинается…( Далее используются отрывки из сказки К.И.Чуковского «Муха - Цокотуха»).

Муха, Муха-Цокотуха, (Слайд №1)
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар. (Слайд №2)

А на базаре лесного народа видимо – невидимо и все что-то продают, что-то покупают. Захотела и Муха покупку сделать, да не тут-то было. Очередь большая. А вот какой по счёту в очереди была наша Муха – Цокотуха, вы узнаете, когда решите выражение со скобками. Что нужно знать, чтобы правильно решить выражение со скобками?

(Дети: порядок действий.)

Учитель: Давайте вспомним порядок действий.

(Дети: Сначала вычисления выполняются в скобках.)

На доске: (7+8)-9 = (решает один ученик)

У каждого обучающегося на парте листочки с выражениями со скобками, в ответе которых получается шесть. Выражения составлены с целью отработки счёта в пределах 20.

Более сильные дети могут решить несколько таких выражений. Например:

19-(8+5); (9+9)-12;…

Учитель: Покажите при помощи пальчиков, какой ответ получился в ваших выражениях. Значит, какой по счёту в очереди была наша Муха?

(Дети: Муха в очереди шестая.)

Учитель: дождалась Муха своей очереди

И купила самовар.

Только почему-то самовар у Мухи-Цокотухи не очень красочный. Давайте раскрасим его в яркие цвета, но для этого необходимо правильно произвести вычисления.

(На доске висит аппликация самовара. К каждой части самовара прикреплёно выражение. Дети выполняют вычисления и постепенно «раскрашивают» самовар, переворачивая части самовара цветной стороной. )

Учитель: Молодцы, ребята., прекрасно справились с работой. Самовар стал ярким, красочным. И Муха приглашает всех пить чай.

Тараканы прибегали, (Слайд №3)
Все стаканы выпивали.
А букашки по три чашки
С молоком и крендельком (Слайд №4)

Сейчас букашками и тараканами будете вы. Мы проверим, как вы умеете работать в парах. Постарайтесь быть терпеливыми и внимательными друг к другу. Будете пить чай из чашек, находящихся у вас на партах. Чай у кого-то будет с лимоном, у кого-то с малиной. Задание следующее: повторяем состав числа 13. один из пары вписывает в пустое окошечко недостающее слагаемое, а другой думает, чётное или нечётное это слагаемое. В зависимости от этого раскрашивает содержимое чашки. Если число, вставленное товарищем чётное – раскрашиваем жёлтым цветом, если нечётное – красным. Затем проверим. Выбирайте сами, кто какую работу выполняет.

Числа подбираются так, чтобы было легко проверить. Например, первый ряд – четные числа, второй ряд – нечётные. Дети показывают друг другу раскрашенные чашки и сразу видят допущенные ошибки, которые и помогают все вместе исправить.

Учитель: Давайте проверим. Букашки первого ряда, повернитесь и посмотрите друг у друга, какой чай пьёте вы.

(Дети: С лимоном.)

Учитель: Значит вы вставили чётные числа. А кто скажет, какие числа называются чётными?

(Дети: Числа, из которых можно составить пары.)

Учитель: Таракашки второго ряда, а вы какой чай пили?

(Дети: С малиной.)

Учитель: Значит, вы вставляли нечётные числа. А какие числа называются нечётными?

(Дети: Числа, из которых нельзя составить пары).

Учитель: Молодцы. Вкусный был чай? А наша сказка продолжается.

Приходила к Мухе (Слайд №5)
Бабушка-пчела
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла.

Учитель показывает пчелу, сделанную при помощи оригами. В форме игры проводит зарядку для глаз.

Ребята, давайте пристально посмотрим на пчелу, пока я считаю до трёх. Теперь закроем глазки, давая им отдохнуть. Откройте глаза и посмотрите в окно, в даль, постарайтесь увидеть улетевшую пчёлку. Вновь закройте глаза. (Повторяем несколько раз)

Учитель:

Прилетела в гости и Бабочка. (Слайд № 6)
Бабочка-красавица,
Кушайте варенье
Или вам не нравится
Наше угощение?

Учитель: Бабочка-красавица села за стол и увидела, что Муха приготовила богатое угощение. А вот какого и сколько, вы узнаете, решив задачу.

Решение задачи. Муха приготовила 6 булочек с маком, 7 булочек с вареньем, 5 булочек с кремом. Сколько всего булочек приготовила Муха – Цокотуха?

Дети записывают краткую запись или делают схему. Далее идёт работа над задачей.

  1. Повторите условие задачи, вопрос задачи.
  2. Сколько известных, сколько неизвестных?
  3. Простая задача или составная?
  4. Выделите первую простую задачу и решите её.
  5. Выделите вторую простую задачу и решите её.
  6. Если ответили на вопрос задачи, запишите ответ.

Учитель: Пока мы с вами решали задачу, с мухой случилась беда. (Слайд №7)

Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!

А уголок, где жил паук-злодей, выглядит так. Рассмотрим под микроскопом. (Слайд №8)

Из каких геометрических фигур состоит домик Паука?

-Сколько здесь треугольников? Покажите их.

Ой, ребята, нужно что-то сделать, чтобы спасти Муху. Домик Паука сделан из паутины. Давайте смотаем её в клубочек. А какая длина паутины получится, узнаем, если найдём периметр изображённого на чертеже квадрата (домика). Известно, что его сторона равна 4 см. Как найти периметр квадрата?

(Дети: необходимо сложить длины всех сторон квадрата).

- Ой, ребята, ничего не получилось
А злодей-то не шутит,
Руки, ноги он Мухе верёвками крутит.
-Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
Но никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай
Именинница!

-Вот так друзья! Никто не помог имениннице в беде. Стыдно за таких гостей, неприятно…А как бы вы поступили в такой ситуации?

(Ответы детей)

Ребята, а вот кузнечик, может быть он поможет. (Слайд №9)

Физкультминутка.

А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок!
За кусток, под мосток
И молчок.

Дети выполняют упражнения, изображая кузнечика.

Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик. Давайте определим, какой длины каждый его прыжок, если единица измерения будет сантиметр.

1дм 5 см = … см

2 дм = … см

1дм 2 см = … см

- Кто же помог мухе?

(Дети: Комарик.)

Учитель:

Вдруг откуда-то летит (Слайд №10)
Маленький Комарик
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает.
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
А теперь душа-девица
На тебе хочу жениться.
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать.

-Но праздник начнётся тогда, когда вы запишите домашнее задание.

(дети записывают домашнее задание.)

Учитель:

Музыканты прибежали, (Слайд №11)
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом!
Пляшет муха с комаром!

IV. Итог урока.

Вот и закончилась сказка и подошёл к концу наш урок. Он вам понравился? Закройте на минутку глазки, подумайте и скажите, что полезного было для каждого из вас на уроке?

Спасибо вам всем за работу. Сегодня вы все были замечательными учениками и хорошими товарищами. А сейчас мы с вами идём в столовую, где вас ждут чай и угощения от Мухи- Цокотухи.