Оборудование: раздаточный материал (чашечки из картона, карточки с заданиями), аппликация самовара (каждая часть отдельно)
Ход урока
I. Организационный момент.Учитель. Доброе утро. Надеюсь, настроение у вас хорошее, настрой на работу отличный, вы все будете внимательны, вдумчивы. Давайте улыбкой поприветствуем друг друга и начнём урок математики.
II. Сообщение темы и цели урока.Учитель: Тема нашего урока «Сложение и вычитание чисел в пределах 20». Как вы думаете над, чем мы сегодня будем работать?
( Дети: над решением задач, будем повторять способы сложения и вычитания).
Учитель: Верно. На сегодняшнем уроке мы должны закрепить умения складывать и вычитать в пределах 20, будем учиться дружбе и взаимовыручке. Но прежде чем мы начнём нашу работу, давайте сосредоточимся, приготовим глазки, ушки, пальчики к работе, поиграв в игру «Самый внимательный». Вы закрываете глаза и слушаете, сколько раз я прохлопаю в ладоши. Затем, при помощи пальчиков показываете, сколько хлопков не хватает до десяти. Если кто-то ошибается, я подхожу и тихонечко прикасаюсь. Вы тут же должны исправить ошибку.
Ребята, а играя в эту игру, мы одновременно что повторяем? (Дети: состав числа 10). Верно. Эти знания очень важны для работы над темой нашего урока.
Учитель «прохлопывает» все варианты, подходя к ошибающимся детям. Лёгким прикосновением педагог даёт понять, что обучающемуся необходимо исправить допущенную ошибку. Всю игру дети работают с закрытыми глазами.
Учитель: Ну вот, к началу работы вы готовы. Урок сегодня у нас необычный – математика в сказке. К нам в гости пришёл замечательный детский поэт К.И.Чуковский.
В течение всего урока на экране в виде презентации показываются иллюстрации к сказке. Первый слайд может быть с изображением портрета К.И.Чуковского.
Он принёс с собой сказку. А вот какую, вы сейчас отгадаете.
III. Устный счёт.Учитель: Подсказка зашифрована. Вы можете разгадать это слово, если правильно выполните вычисления. Каждое число, которое вы подберёте в качестве ответа, обозначает какую-то букву. Из них сложится слово, если числа поставить в порядке убывания.
На доске выражения 16-9 7+7 7+5 12-2 и карточки с ответами, на обратной стороне которых написаны буквы (14-м, 12-у, 10-х, 7-а).
(Дети: Это слово - МУХА.)
Учитель: Какую сказку К.И.Чуковского про муху вы знаете?
(Дети: «Муха-Цокотуха»).
Учитель: Итак, сказка начинается…( Далее используются отрывки из сказки К.И.Чуковского «Муха - Цокотуха»).
Муха, Муха-Цокотуха, (Слайд №1)
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар. (Слайд №2)
А на базаре лесного народа видимо – невидимо и все что-то продают, что-то покупают. Захотела и Муха покупку сделать, да не тут-то было. Очередь большая. А вот какой по счёту в очереди была наша Муха – Цокотуха, вы узнаете, когда решите выражение со скобками. Что нужно знать, чтобы правильно решить выражение со скобками?
(Дети: порядок действий.)
Учитель: Давайте вспомним порядок действий.
(Дети: Сначала вычисления выполняются в скобках.)
На доске: (7+8)-9 = (решает один ученик)
У каждого обучающегося на парте листочки с выражениями со скобками, в ответе которых получается шесть. Выражения составлены с целью отработки счёта в пределах 20.
Более сильные дети могут решить несколько таких выражений. Например:
19-(8+5); (9+9)-12;…
Учитель: Покажите при помощи пальчиков, какой ответ получился в ваших выражениях. Значит, какой по счёту в очереди была наша Муха?
(Дети: Муха в очереди шестая.)
Учитель: дождалась Муха своей очереди
И купила самовар.
Только почему-то самовар у Мухи-Цокотухи не очень красочный. Давайте раскрасим его в яркие цвета, но для этого необходимо правильно произвести вычисления.
(На доске висит аппликация самовара. К каждой части самовара прикреплёно выражение. Дети выполняют вычисления и постепенно «раскрашивают» самовар, переворачивая части самовара цветной стороной. )
Учитель: Молодцы, ребята., прекрасно справились с работой. Самовар стал ярким, красочным. И Муха приглашает всех пить чай.
Тараканы прибегали, (Слайд №3)
Все стаканы выпивали.
А букашки по три чашки
С молоком и крендельком (Слайд №4)
Сейчас букашками и тараканами будете вы. Мы проверим, как вы умеете работать в парах. Постарайтесь быть терпеливыми и внимательными друг к другу. Будете пить чай из чашек, находящихся у вас на партах. Чай у кого-то будет с лимоном, у кого-то с малиной. Задание следующее: повторяем состав числа 13. один из пары вписывает в пустое окошечко недостающее слагаемое, а другой думает, чётное или нечётное это слагаемое. В зависимости от этого раскрашивает содержимое чашки. Если число, вставленное товарищем чётное – раскрашиваем жёлтым цветом, если нечётное – красным. Затем проверим. Выбирайте сами, кто какую работу выполняет.
Числа подбираются так, чтобы было легко проверить. Например, первый ряд – четные числа, второй ряд – нечётные. Дети показывают друг другу раскрашенные чашки и сразу видят допущенные ошибки, которые и помогают все вместе исправить.
Учитель: Давайте проверим. Букашки первого ряда, повернитесь и посмотрите друг у друга, какой чай пьёте вы.
(Дети: С лимоном.)
Учитель: Значит вы вставили чётные числа. А кто скажет, какие числа называются чётными?
(Дети: Числа, из которых можно составить пары.)
Учитель: Таракашки второго ряда, а вы какой чай пили?
(Дети: С малиной.)
Учитель: Значит, вы вставляли нечётные числа. А какие числа называются нечётными?
(Дети: Числа, из которых нельзя составить пары).
Учитель: Молодцы. Вкусный был чай? А наша сказка продолжается.
Приходила к Мухе (Слайд №5)
Бабушка-пчела
Мухе-Цокотухе
Мёду принесла.
Учитель показывает пчелу, сделанную при помощи оригами. В форме игры проводит зарядку для глаз.
Ребята, давайте пристально посмотрим на пчелу, пока я считаю до трёх. Теперь закроем глазки, давая им отдохнуть. Откройте глаза и посмотрите в окно, в даль, постарайтесь увидеть улетевшую пчёлку. Вновь закройте глаза. (Повторяем несколько раз)
Учитель:
Прилетела в гости и Бабочка. (Слайд № 6)
Бабочка-красавица,
Кушайте варенье
Или вам не нравится
Наше угощение?
Учитель: Бабочка-красавица села за стол и увидела, что Муха приготовила богатое угощение. А вот какого и сколько, вы узнаете, решив задачу.
Решение задачи. Муха приготовила 6 булочек с маком, 7 булочек с вареньем, 5 булочек с кремом. Сколько всего булочек приготовила Муха – Цокотуха?
Дети записывают краткую запись или делают схему. Далее идёт работа над задачей.
- Повторите условие задачи, вопрос задачи.
- Сколько известных, сколько неизвестных?
- Простая задача или составная?
- Выделите первую простую задачу и решите её.
- Выделите вторую простую задачу и решите её.
- Если ответили на вопрос задачи, запишите ответ.
Учитель: Пока мы с вами решали задачу, с мухой случилась беда. (Слайд №7)
Вдруг какой-то старичок
Паучок
Нашу Муху в уголок
Поволок –
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
А уголок, где жил паук-злодей, выглядит так. Рассмотрим под микроскопом. (Слайд №8)
Из каких геометрических фигур состоит домик Паука?
-Сколько здесь треугольников? Покажите их.
Ой, ребята, нужно что-то сделать, чтобы спасти Муху. Домик Паука сделан из паутины. Давайте смотаем её в клубочек. А какая длина паутины получится, узнаем, если найдём периметр изображённого на чертеже квадрата (домика). Известно, что его сторона равна 4 см. Как найти периметр квадрата?
(Дети: необходимо сложить длины всех сторон квадрата).
- Ой, ребята, ничего не получилось
А злодей-то не шутит,
Руки, ноги он Мухе верёвками крутит.
-Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
Но никто даже с места
Не сдвинется:
Пропадай-погибай
Именинница!
-Вот так друзья! Никто не помог имениннице в беде. Стыдно за таких гостей, неприятно…А как бы вы поступили в такой ситуации?
(Ответы детей)
Ребята, а вот кузнечик, может быть он поможет. (Слайд №9)
Физкультминутка.
А кузнечик, а кузнечик,
Ну совсем как человечек,
Скок, скок, скок!
За кусток, под мосток
И молчок.
Дети выполняют упражнения, изображая кузнечика.
Посмотрите, какими прыжками скакал кузнечик. Давайте определим, какой длины каждый его прыжок, если единица измерения будет сантиметр.
1дм 5 см = … см
2 дм = … см
1дм 2 см = … см
- Кто же помог мухе?
(Дети: Комарик.)
Учитель:
Вдруг откуда-то летит (Слайд №10)
Маленький Комарик
И в руке его горит
Маленький фонарик.
Где убийца? Где злодей?
Не боюсь его когтей!
Подлетает к пауку,
Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает.
Муху за руку берёт
И к окошечку ведёт:
А теперь душа-девица
На тебе хочу жениться.
Эй, сороконожки,
Бегите по дорожке,
Зовите музыкантов,
Будем танцевать.
-Но праздник начнётся тогда, когда вы запишите домашнее задание.
(дети записывают домашнее задание.)
Учитель:
Музыканты прибежали, (Слайд №11)
В барабаны застучали.
Бом! Бом! Бом!
Пляшет муха с комаром!
IV. Итог урока.
Вот и закончилась сказка и подошёл к концу наш урок. Он вам понравился? Закройте на минутку глазки, подумайте и скажите, что полезного было для каждого из вас на уроке?
Спасибо вам всем за работу. Сегодня вы все были замечательными учениками и хорошими товарищами. А сейчас мы с вами идём в столовую, где вас ждут чай и угощения от Мухи- Цокотухи.