Цели:
- Формирование понятий "дикие животные" и "домашние животные"
- Развитие внимания, памяти, логического мышления
- Воспитание коммуникативных умений при работе в паре, группе.
Оборудование: учебник "Окружающий мир", картинки диких и домашних животных, карточки для работы в паре, картинки для работы в группе.
I Организационный момент.
- Долгожданный дан звонок
Начинаем мы урок!
II Повторение изученного на прошлом уроке.
- Что называют "легкими планеты", а ещё её "зеленым нарядом"?
- Правильно, на прошлом уроке мы говорили о растениях.
- Давайте вспомним на какие группы мы можем разделить растения.
(Дети называют растения, учитель прикрепляет таблички к доске)
III Работа в парах.
- Ребята, а давайте проверим, умеете ли вы различать дикорастущие растения и культурные
(Используется 2 варианта)
Работа в паре
Подчеркните названия дикорастущих растении зеленым карандашом, а культурных - красным:
груша, огурец, полынь, ромашка, смородина, венерик башмачок, клен, подорожник, картофель, пшеница.
Работа в паре
Подчеркните названия дикорастущих растений зеленым
Карандашом, а культурных - красным:
яблоня, крапива, одуванчик, крыжовник, астры, мать-и-мачеха, осина, бархатцы, пырей, тыква, рожь.
- Вспомните, как нужно работать в паре: дружно, внимательно выслуживая друг друга и помогая.
- После завершения работы нужно вместе взяться за руки и поднять их вверх.
Проверка работы.
- Назовите дикорастущие растения? Культурные?
- Молодцы!
IV. Новая тема - вступительная беседа.
- Мы говорили, что растения играют большую роль всех живых существ на Земле.
- Какую роль играют растения в жизни животных.
- Сегодня на уроке мы будем говорить о животных, а вот о каких вы узнаете позже.
- Давайте вспомним на какие 4 группы мы делим всех животных.
(Дети называют группы, учитель прикрепляет карточки)
- Ребята, я знаю, что вы любите загадки, отгадайте кто это?
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге
От мороза пряча нос. (медведь)
Рыжий молокозавод.
День и ночь она жуёт.
Ведь траву не так легко
Переделать в молоко! (корова)
С хозяином дружит,
Дом сторожит,
Живет под крылечком,
А хвост колечком. (собака)
Хвост пушистый
Мех золотистый
В лесу живёт
В деревне кур крадет. (лисица)
После отгадывания детьми загадки учитель прикрепляет к доске рисунки угаданных животных.
- Ребята, на какие две группы мы можем поделить этих животных.
Рассказ учителя:
- Давным - давно, когда ещё не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников, тяжело было охотиться. Один разумный человек стал подкармливать волков, которые жили вблизи его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детёныши привязались к человеку. Они уже были не дикими, а домашними. Так появились собаки. Постепенно человек приручил диких коз, коров и других животных. Они стали друзьями человека и сейчас мы не можем представить жизни без них.
- Чем же домашние животные отличаются от диких?
V Физкультминутка.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо.
Приседанье сделал справно,
Клювиком почистил пух
И скорей за парту - плюх.
- А гусь домашнее животное или дикое?
VI Работа по учебнику.
- Рассмотрите рисунки животных. Назовите домашних животных? Диких?
- Ребята давайте сделаем вывод, каких животных называют дикими, а аких домашними?
- Зачитайте по учебнику вывод.
VII Рассказ учителя.
- Ребята, кто из вас бывал в Египте? Какие сувениры вы привезли из этой страны?
- Большинство туристов из Египта привозят сувениры - фигурки кошек. Это не случайно.
В Древнем Египте кошки были священными животными. Им поклонялись, оберегали. За убийство кошки наказывали смертью. Умерших кошек бальзамировали и хоронили на особых кладбищах.
VIII Работа в группах.
- Сегодня на уроке мы говорили о домашних животных и диких. Сейчас поработаем в группах. С помощью фишек разделите животных на две группы: домашних животных отметьте красными фишками, а диких - зелеными.
- Вспомните, как нужно работать в группе: внимательно выслушивать друг друга, дать возможность всем принять участие в общем деле. По окончании работы ребята берутся по кругу за руки и поднимают их вместе вверх.
Проверка работы в группах.
- Молодцы, вы хорошо научились различать домашних и диких животных.
IX Значение домашних животных для человека.
- Ребята, для чего же человек приручил домашних животных.
- На доске записаны в столбик названия животных, а рядом то, что они дают человеку. Соедините правильно.
Корова Куры
Овцы
Пчёлы
Яйца Молоко, сыр, масло
Мед
Шерсть
X Игра "Отгадай детёныша"
Учитель бросает ученикам мяч, называя взрослое животное, а ученик называют детёныша.
- У утки - ::.,
- У коровы - :..,
- У свиньи - ::,
- У лошади - ::,
- У лисы - ::,
- У медведя - :..,
- У собаки - ::.,
- У кошки - ::,
- У барсука - ::,
- У курицы - ::
- Хорошо, а теперь проверим ваше внимание, каких из названных животных - диких?
XI Итог урока.
- Так каких животных мы называем домашними? А дикие?
- Что интересного было на уроке?
Д/з учебник с. 66-69 читать, в рабочей тетради с. 26-27, зад. 3, 4.
По желанию рисунки и фотографии домашних питомцах, рассказы о них.