Цель урока: Повторение и закрепление сведений по технологии изготовления швейных изделий.
Задачи:
- Закрепить начальные знания о безопасной организации своего труда; в областях материаловедения, машиноведения, технологии ручных и машинных швов, навыки черчения.
- Развивать высшие психические процессы: восприятие, воображение, навыки анализа, обобщения, коммуникативно-когнитивные функции речи.
- Способствовать повышению мотивации к обучению на уроках технологии, совершенствовать коммуникативные навыки.
Тип урока: Обобщающий урок. Опрос в игровой форме.
Оборудование: выставка изделий, изготовленных обучающимися, образец фартука, оборудование кабинета, мультимедийное оборудование (слайд-программа), фрагмент мультфильма «Винни-Пух и все, все, все».
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||
I. Вводная часть. | ||||||||||||||||||||
Оргмомент. 1. Предварительная организация класса. 2. Исходная мотивация. 3. Целеполагание. 4. Вводное слово. 5.Объяснение правил игры. |
Приветствие и проверка готовности обучающихся и кабинета. На доске записана пословица: «По заслугам и честь». Сообщение цели урока, разделов «Технологии», которые будут контролироваться: швейные профессии и изделия; инструменты и приспособления; материаловедение, машиноведение, технология изготовления швейных изделий. Технология включает теоретическую и практическую части. Практические работы старших девочек можно увидеть на выставке. А вот наши теоретические знания и практические навыки мы покажем в ходе игры «Счастливый случай». Сегодня мы побываем в гостях у наших любимых сказочных героев. Они живут в этом домике. (На доске рисунок 1 и рисунок 2 с жителями домика). В каждом окошке мы видим героя сказки, который и задает вопросы участникам игры. Отвечает первая поднявшая руку. За правильный ответ - фишка. Победительница – девочка, набравшая большее количество фишек. Это и будет её счастливый случай – блеснуть своими знаниями. |
Проверяют наличие принадлежностей. Объясняют значение (с наво-дящими вопросами учителя). Слушают учителя. Слушают учителя. Слушают учителя, готовятся к фронтальному опросу. |
||||||||||||||||||
II. Основная часть. Вопросы и задания. | ||||||||||||||||||||
Повторение пройденного материала. Тема: швейные профессии и швейные изделия. |
Все окошки с героями показываются на экране из презентации. Окошко 1 (слайд 4). Девочка из сказки «Алиса в стране чудес». Алиса – очень любознательная девочка. Она всегда старалась докопаться до истины. Её вопросы вам: 1. Что вы здесь изучаете? 2. Для чего вы это изучаете? Окошко 2 (слайд 5). В сказке «Винни-Пух и все, все, все» помните, девочки, как Винни-Пух любил разные истории, приключения и песенки. Если я чешу в затылке – Не беда! В голове моей опилки, Да, да, да! Но хотя там и опилки, Но кричалки и вопилки, Но кричалки и вопилки, А также: Шумелки, пыхтелки и сопелки – Сочиняю я неплохо иногда. Да! Винни-Пуху очень интересно: Что вы будете шить? |
Слушают учителя. Отвечают: технологию изготовления швейных изделий; научиться шить изделия. Смотрят и слушают отрывок из мультфильма о Винни-Пухе. |
||||||||||||||||||
Что бы легко ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение, которое сочинила его знакомая мудрая Сова. Посмотри скорей вокруг, Сколько разных в мире брюк, Юбок, платьев, шорт, пальто, Блузок, топиков, манто, Сарафанов, жилетов, плащей, Сумок и косметичек для мелочей, Полотенец, простыней, Наволочек и скатертей, Салфеток, прихваток, Покрывал для любых кроваток. Вроде всё я вам назвала. Повторим сейчас с начала… |
Слушают стихотворение, которое читает старшеклассница в достаточно быстром темпе. |
|||||||||||||||||||
Теперь вы называйте по очереди швейные изделия. Фишку получит девочка, назвавшая изделие последней. Окошко 3 (слайд 6). Гадкий утёнок. Помните, как он пришёл во двор. Все стали его гнать прочь. Он был не такой как все. Он был лишний. Вопрос вам: 1. Убрать лишнее слово: пальто, платье, халат, пододеяльник, туфли, пижама? (Показать на экране слайд 7). 2. Назовите лишнее слово на слух: швея, шофёр, закройщик. |
Перечисляют изделия. Слушают учителя. Находят лишнее слово и отвечают: туфли; шофёр. |
|||||||||||||||||||
Тема: ручные и машинные строчки. | Окошко 4 (слайд 8). Марья-искусница отличалась умением шить и вышивать вещи изумительной красоты. Для этого нужно хорошо знать ручные и машинные стежки и строчки. Марья-искусница сейчас задаст вам свои вопросы: 1. Сметать – ручная или машинная строчка? 2. Сметать – временное или постоянное соединение деталей изделия? 3. Стачать – ручная или машинная строчка? 4. Стачать – временное или постоянное соединение деталей изделия? |
Слушают учителя. Отвечают: ручная строчка; временное соединение; машинная строчка; постоянное соединение. Слушают учителя. |
||||||||||||||||||
Черчение, разметка. | Задание от Марьи-искусницы: дорисовать узор на ковре. (Рисунок 3). Мы с вами строим чертежи изделий, поэтому должны отрабатывать навыки черчения, тренировать глазомер. Время на задание – 3 мин. Учителю необходимо предварительно проставить опорные точки узора (количество точек зависит от возможностей ребёнка). | Дорисовывают узор. Слушают учителя. |
||||||||||||||||||
Тема: швейные и инструменты и приспособления. |
Окошко 5 (слайд 9). Пока девочки выполняют задание, с гостями работает другая героиня. Вспомним, как в сказке «Лягушка-царевна» главная героиня Василиса Премудрая попадала в разные переделки, но она всегда находила выход из любой ситуации. Василиса очень умна, и поэтому свои вопросы любит задавать загадками. Сейчас вы ответите ей, какие инструменты и приспособления нужны для изготовления швейных изделий. 1. Сама голая, а весь мир одела. 2. Два конца, два кольца, посередине – гвоздь. 3. Плывёт пароход: то назад, то вперёд. А за ним такая гладь, ни морщинки не видать. 4. Какие ещё инструменты и приспособления не назвали? |
Отвечают: игла; ножницы; утюг; напёрсток, булавки, см. лента, линейка, угольник. |
||||||||||||||||||
Окошко 6 (слайд 10). В сказке «Малыш и Карлсон». Карлсон постоянно хвастается своими способностями: «Кто самый лучший в мире укротитель домомучительниц?..» К концу сказки у нас действительно складывается мнение, что он – самый воспитанный, в меру упитанный и т. д. Карлсон хочет, чтобы вы помогли рассказать его лучшему другу Малышу, как лучше всего обращаться с разными инструментами, чтобы не пораниться и оставаться самыми здоровыми. Вот его вопросы: 1. Какое самое главное правило безопасности с иглой? 2. Какое самое главное правило безопасной работы с ножницами? 3. Какое основное правило безопасной работы с утюгом? |
Слушают учителя. Отвечают: хранить в игольнице; передавать сомкнутыми остриями от себя; не оставлять включённый утюг без присмотра. |
|||||||||||||||||||
Физкультминутка. Встаём и повторяем движения: Наша Маша потянулась, Раз нагнулась, два нагнулась, Зашагала и по порядку Стала делать с нами зарядку. |
Слушают учителя, повторяют движения за физоргом | |||||||||||||||||||
Тема: материаловедение. | Окошко 7 (слайд 11). Вспомним «Сказку о царе Салтане». «Три девицы под окном пряли поздно вечерком. – Кабы я была царица, – говорит одна девица, – То на весь крещеный мир приготовила б я пир. – Кабы я была царица, – говорит её сестрица, – То на весь бы мир одна наткала б я полотна »… Помните, сколько в сказке пакостей делала ткачиха с поварихой и со сватьей бабой Бобарихой? Правда, потом они ис-правились. И сегодня ткачиха нам тоже приготовила свои вопросы: 1. Из чего шьют изделия? 2. Из чего делают ткань? 3. Как определить лицевую сторону у ткани с печатным рисунком? |
Слушают учителя. Отвечают: из ткани; из пряжи; лицевая сторона ткани - с ярким рисунком. |
||||||||||||||||||
В этом году мы шили из простых в обработке тканей. Вам нужно на карточках 2 или 3 (рисунок 4, рисунок 5) соединить в квадрате неповторяющиеся буквы. Получите название ткани.
|
Карточка 2 Получается сатин. Карточка 3 Получается ситец. |
|||||||||||||||||||
Гостям в это время предлагаются задания: определить названия других видов тканей и полотен. (Показать на экране слайды 12 и 13). Ш ёлка*; Три кота Ж. |
Получается шёлк и трикотаж. Слушают учителя. |
|||||||||||||||||||
Тема: машиноведение. | Окошко 8 (слайд 14). Незнайка и егодрузья жили в цветочном городе. Вы знаете, какой любознательный был Незнайка. Он тоже хочет многое узнать у вас. Ответьте, пожалуйста, на его вопросы: 1. Для чего служит привод в швейной машине? 2. Назовите виды приводов машины. 3. Куда должно вращаться маховое колесо? 4. Что нужно сделать, если сломалась игла? |
Отвечают: приводит в движение машину для шитья; ручной, ножной и электрический приводы; вращаться на себя; заменить иглу. |
||||||||||||||||||
Тема: технология пошива изделия | Практическое задание. Смётывание концов пояса фартука. Ход работы: 1. Показать образец фартука. 2. Напомнить о необходимости соблюдения правил безопасной работы с ручными инструментами. 3. Ответить на вопросы: |
Слушают задание. | ||||||||||||||||||
– Для чего служит фартук? – Где используют фартук? – Назвать детали фартука. – Какова длина смёточного стежка? 4. Сметать концы предварительно подготовленного пояса фартука до контроль-ных точек. (Во время выполнения практического задания можно создать лёгкий музыкальный фон). 5. Объяснить условие получения фишки – за скорость выполнения и за качество работы. Детям, которые успевают выполнить практическую работу быстрее других предложить карточку 4 (рисунок 6). |
Отвечают: для защиты одежды от загрязнения; дома и на производстве; пояс, нижняя часть и карман; длина сметочного стежка 1 см. Выполняют задание. |
|||||||||||||||||||
III. Заключительная часть. | ||||||||||||||||||||
Подведение итогов. |
Проверка количества фишек. Комментарии работы. Награждение победителя игры. Выставление оценок. | Слушают учителя. |