Урок-игра "Счастливый случай", (5-й класс), по теме "Изготовление швейных изделий"

Разделы: Технология

Класс: 5


Цель урока: Повторение и закрепление сведений по технологии изготовления швейных изделий.

Задачи:

  1. Закрепить начальные знания о безопасной организации своего труда; в областях материаловедения, машиноведения, технологии ручных и машинных швов, навыки черчения.
  2. Развивать высшие психические процессы: восприятие, воображение, навыки анализа, обобщения, коммуникативно-когнитивные функции речи.
  3. Способствовать повышению мотивации к обучению на уроках технологии, совершенствовать коммуникативные навыки.

Тип урока: Обобщающий урок. Опрос в игровой форме.

Оборудование: выставка изделий, изготовленных обучающимися, образец фартука, оборудование кабинета, мультимедийное оборудование (слайд-программа), фрагмент мультфильма «Винни-Пух и все, все, все».

Ход урока

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Вводная часть.
Оргмомент.
1. Предварительная организация класса.
2. Исходная мотивация.
3. Целеполагание.
4. Вводное слово.
5.Объяснение правил игры.
Приветствие и проверка готовности обучающихся и кабинета.

На доске записана пословица: «По заслугам и честь».

Сообщение цели урока, разделов «Технологии», которые будут контролироваться: швейные профессии и изделия; инструменты и приспособления; материаловедение, машиноведение, технология изготовления швейных изделий.
Технология включает теоретическую и практическую части. Практические работы старших девочек можно увидеть на выставке. А вот наши теоретические знания и практические навыки мы покажем в ходе игры «Счастливый случай».
Сегодня мы побываем в гостях у наших любимых сказочных героев. Они живут в этом домике. (На доске рисунок 1 и рисунок 2 с жителями домика). В каждом окошке мы видим героя сказки, который и задает вопросы участникам игры. Отвечает первая поднявшая руку. За правильный ответ - фишка. Победительница – девочка, набравшая большее количество фишек. Это и будет её счастливый случай – блеснуть своими знаниями.
Проверяют наличие принадлежностей.
Объясняют значение (с наво-дящими вопросами учителя).
Слушают учителя.


Слушают учителя.


Слушают учителя, готовятся к фронтальному опросу.
 II. Основная часть. Вопросы и задания.
Повторение пройденного материала.

Тема: швейные профессии и швейные изделия.
Все окошки с героями показываются на экране из презентации.
Окошко 1
(слайд 4). Девочка из сказки «Алиса в стране чудес». Алиса – очень любознательная девочка. Она всегда старалась докопаться до истины. Её вопросы вам:
1. Что вы здесь изучаете?
2. Для чего вы это изучаете?
Окошко 2 (слайд 5). В сказке «Винни-Пух и все, все, все» помните, девочки, как Винни-Пух любил разные истории, приключения и песенки.
Если я чешу в затылке –
Не беда!
В голове моей опилки,
Да, да, да!
Но хотя там и опилки,
Но кричалки и вопилки,
Но кричалки и вопилки,
А также:
Шумелки, пыхтелки и сопелки –
Сочиняю я неплохо иногда.
Да!

Винни-Пуху очень интересно: Что вы будете шить?
Слушают учителя.
Отвечают:
технологию изготовления швейных изделий;
научиться шить изделия.
Смотрят и слушают отрывок из мультфильма о Винни-Пухе.







Что бы легко ответить на этот вопрос, послушайте стихотворение, которое сочинила его знакомая мудрая Сова.
Посмотри скорей вокруг,
Сколько разных в мире брюк,
Юбок, платьев, шорт, пальто,
Блузок, топиков, манто,
Сарафанов, жилетов, плащей,
Сумок и косметичек для мелочей,
Полотенец, простыней,

Наволочек и скатертей,
Салфеток, прихваток,
Покрывал для любых кроваток.
Вроде всё я вам назвала.
Повторим сейчас с начала…
Слушают стихотворение, которое читает старшеклассница в достаточно быстром темпе.
  Теперь вы называйте по очереди швейные изделия. Фишку получит девочка, назвавшая изделие последней.
Окошко 3
(слайд 6). Гадкий утёнок. Помните, как он пришёл во двор. Все стали его гнать прочь. Он был не такой как все. Он был лишний. Вопрос вам:
1. Убрать лишнее слово: пальто, платье, халат, пододеяльник, туфли, пижама? (Показать на экране слайд 7).
2. Назовите лишнее слово на слух: швея, шофёр, закройщик.
Перечисляют изделия.

Слушают учителя.

Находят лишнее слово и отвечают: туфли;
шофёр.
Тема: ручные и машинные строчки. Окошко 4 (слайд 8). Марья-искусница отличалась умением шить и вышивать вещи изумительной красоты. Для этого нужно хорошо знать ручные и машинные стежки и строчки. Марья-искусница сейчас задаст вам свои вопросы:
1. Сметать – ручная или машинная строчка?
2. Сметать – временное или постоянное соединение деталей изделия?
3. Стачать – ручная или машинная строчка?
4. Стачать – временное или постоянное соединение деталей изделия?
Слушают учителя.

Отвечают:
ручная строчка;
временное соединение;
машинная строчка;
постоянное соединение.
Слушают учителя.
Черчение, разметка. Задание от Марьи-искусницы: дорисовать узор на ковре. (Рисунок 3). Мы с вами строим чертежи изделий, поэтому должны отрабатывать навыки черчения, тренировать глазомер. Время на задание – 3 мин. Учителю необходимо предварительно проставить опорные точки узора (количество точек зависит от возможностей ребёнка). Дорисовывают узор.
Слушают учителя.
Тема: швейные и инструменты и
приспособления.
Окошко 5 (слайд 9). Пока девочки выполняют задание, с гостями работает другая героиня. Вспомним, как в сказке «Лягушка-царевна» главная героиня Василиса Премудрая попадала в разные переделки, но она всегда находила выход из любой ситуации. Василиса очень умна, и поэтому свои вопросы любит задавать загадками. Сейчас вы ответите ей, какие инструменты и приспособления нужны для изготовления швейных изделий.
1. Сама голая, а весь мир одела.
2. Два конца, два кольца, посередине – гвоздь.
3. Плывёт пароход: то назад, то вперёд. А за ним такая гладь, ни морщинки не видать.
4. Какие ещё инструменты и приспособления не назвали?
Отвечают:
игла;
ножницы;
утюг;
напёрсток, булавки, см. лента, линейка, угольник.
  Окошко 6 (слайд 10). В сказке «Малыш и Карлсон». Карлсон постоянно хвастается своими способностями: «Кто самый лучший в мире укротитель домомучительниц?..» К концу сказки у нас действительно складывается мнение, что он – самый воспитанный, в меру упитанный и т. д. Карлсон хочет, чтобы вы помогли рассказать его лучшему другу Малышу, как лучше всего обращаться с разными инструментами, чтобы не пораниться и оставаться самыми здоровыми.
Вот его вопросы:
1. Какое самое главное правило безопасности с иглой?
2. Какое самое главное правило безопасной работы с ножницами?
3. Какое основное правило безопасной работы с утюгом?
Слушают учителя.

Отвечают:
хранить в игольнице;
передавать сомкнутыми остриями от себя;
не оставлять включённый утюг без присмотра.
  Физкультминутка. Встаём и повторяем движения:
Наша Маша потянулась,
Раз нагнулась, два нагнулась,
Зашагала и по порядку
Стала делать с нами зарядку.
Слушают учителя, повторяют движения за физоргом
Тема: материаловедение. Окошко 7 (слайд 11). Вспомним «Сказку о царе Салтане».
«Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
– Кабы я была царица, – говорит одна девица,
– То на весь крещеный мир приготовила б я пир.
– Кабы я была царица, – говорит её сестрица,
– То на весь бы мир одна наткала б я полотна »… Помните, сколько в сказке пакостей делала ткачиха с поварихой и со сватьей бабой Бобарихой? Правда, потом они ис-правились.
И сегодня ткачиха нам тоже приготовила свои вопросы:
1. Из чего шьют изделия?
2. Из чего делают ткань?
3. Как определить лицевую сторону у ткани с печатным рисунком?
Слушают учителя.

Отвечают:
из ткани;
из пряжи;
лицевая сторона ткани - с ярким рисунком.
  В этом году мы шили из простых в обработке тканей. Вам нужно на карточках 2 или 3 (рисунок 4, рисунок 5) соединить в квадрате неповторяющиеся буквы. Получите название ткани.
  С     А     Г  
Б Т И
Г Б Н

  Я     С     И  
К Е Т
Я Ц К
Карточка 2
Получается сатин.

Карточка 3
Получается ситец.
  Гостям в это время предлагаются задания: определить названия других видов тканей и полотен. (Показать на экране слайды 12 и 13).
Ш ёлка*; Три кота Ж.
Получается шёлк и трикотаж.
Слушают учителя.
Тема: машиноведение. Окошко 8 (слайд 14). Незнайка и егодрузья жили в цветочном городе. Вы знаете, какой любознательный был Незнайка. Он тоже хочет многое узнать у вас. Ответьте, пожалуйста, на его вопросы:
1. Для чего служит привод в швейной машине?
2. Назовите виды приводов машины.
3. Куда должно вращаться маховое колесо?
4. Что нужно сделать, если сломалась игла?
Отвечают:
приводит в движение машину для шитья;
ручной, ножной и электрический приводы;
вращаться на себя;
заменить иглу.
Тема: технология пошива изделия Практическое задание. Смётывание концов пояса фартука.
Ход работы:
1. Показать образец фартука.
2. Напомнить о необходимости соблюдения правил безопасной работы с ручными инструментами.
3. Ответить на вопросы:
Слушают задание.
  – Для чего служит фартук?
– Где используют фартук?
– Назвать детали фартука.
– Какова длина смёточного стежка?
4. Сметать концы предварительно подготовленного пояса фартука до контроль-ных точек. (Во время выполнения практического задания можно создать лёгкий музыкальный фон).
5. Объяснить условие получения фишки – за скорость выполнения и за качество
работы.
Детям, которые успевают выполнить практическую работу быстрее других предложить карточку 4 (рисунок 6).
Отвечают:
для защиты одежды от загрязнения;
дома и на производстве;
пояс, нижняя часть и карман;
длина сметочного стежка 1 см.
Выполняют задание.
III. Заключительная часть.
Подведение итогов.
Проверка количества фишек. Комментарии работы. Награждение победителя игры. Выставление оценок. Слушают учителя.