Парциальная программа по ознакомлению дошкольников с историко-культурным наследием родного края "Родные просторы"

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка

Родина, Отечество.… Эти понятия включают в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка, быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. “Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи. Национальные отличия сохранятся, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний” (Д.С.Лихачев).

Проблема заключается в том, что представления детей дошкольного возраста о родном крае остаются весьма поверхностны и отрывочны. У детей были элементарные знания о родном крае: большинство из них не знали название посёлка, района, округа, улицы, на которой они проживают. Не имели знаний об окружающем мире родного края. В наш век современных технологий дети с дошкольного возраста интересуются больше компьютерными играми, сотовыми телефонами, фильмами западного производства и совсем не интересуются жизнью и развитием родного края, а ведь у него богатое культурное наследие. Поэтому надо воспитывать у детей любовь к родному краю с дошкольного возраста. Это и послужило написанию данной программы. Возможно, это происходит потому, что задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщенно, а фольклорные праздники, краеведческие экспозиции, разнообразные выставки декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие взрослого человека. Кроме того, в современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, а большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи, историю края, в котором живут.

Несмотря на то, что сейчас большое внимание уделяется приобщению детей дошкольного возраста к истокам народной культуры, чаще всего это сводится к общим понятиям: Родина – Россия, народное творчество – традиционные русские народные промыслы и т.д. Актуальность данной проблемы позволила сформулировать тему моей программы “Родные просторы”. Основная её цель – ознакомление детей дошкольного возраста с историко-культурным наследием родного края, через реализации межпредметных связей.

Новизна данной программы заключается в том, что занятия и игры соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривает экологическое и художественное – эстетическое развитие детей, которые являются приоритетными направлениями нашей деятельности. Ввели в традицию применение почтового ящика “Забытая почта” целью, которой является – познакомить детей с традициями и культурой народов Севера, с достопримечательностями посёлка, главными улицами, предприятиями и интересными людьми.

Программа составлена с учётом реализации межпредметных связей по разделам:

  1. “Изодеятельность”, где используются произведения живописи о природе, по сезонам, изготавливаются различные изделия из природного материала;
  2. “Художественная литература”, где используются произведения местных поэтов, писателей, знакомят с устным народным творчеством народов севера;
  3. “Физическое воспитание”, где прививаются основы здорового образа жизни, проводят экскурсии, походы, развлечения на улице.
  4. “Ознакомление с окружающим”, где дети знакомятся с культурой, историей, бытом традициями и обычаями народов Севера.
  5. “Музыкальное воспитание”, где дети знакомятся с народными музыкальными инструментами, песенками, колыбельными, народными праздниками.

Задачи программы:

  • Оказывать содействие в развитии: детского творчества в окружающем мире; умения ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей действительности
  • Развивать интерес и бережного отношения, к природе сочетая с воспитанием к любви к родному краю;
  • Способствовать развитию чувства патриотизма любви и привязанности к родному краю, преданности к семье, и близким, желание беречь природу края.

Результативность программы за 2006–2008 гг.

Анализ по данной программе показал хорошие результаты. Результатами явились диагностические и дидактические материалы работы с детьми.

Позитивная динамика достижений воспитанников

Гистограмма 1

Этапы выполнения работ по программе

Первый этап – создание условий работы по ознакомлению детей с историко-культурным наследием родно края

Этнографическо-развивающая среда создаётся в группе как фактор формирования в растущем человеке любви и уважения к людям, родному краю, созидания красоты окружающей природы, добра и включает:

  • внутреннее убранство группы, где живут и воспитываются дети;
  • предметы и материалы для разнообразных занятий, игр должны быть доступны детям и радовать их не только своим назначением, но внешним видом.

Центр изобразительно искусства

Здесь размещены материалы для знакомства детей с различными видами изобразительного, декоративно – прикладного искусства, предметами промыслов народов севера; кроме того, в этом центре находятся материалы и оборудования необходимые для детской изобразительной деятельности. При подборе учитываются половые различия детей – предоставляются материалы и оборудования для ручного труда интересные как для мальчиков, так и для девочек.

Этнографическо-развивающая среда должна включать содержательные компоненты, которые активизировали бы эстетическое восприятие игрушки, в том числе и народные (игрушки народов севера).

Музыкально- театральный центр

Здесь собрано необходимое для театрализованной деятельности и игр: детские костюмы, театр на фланелеграфе.

Сиди-аудиотека: “Голоса птиц,”, “Шум дождя”, “Добро пожаловать в экологию”, “Звуки природы”, “Инструментальная музыка”. Видеоматериалы: “Улицы Игрима”, “Природа края”, “Наш посёлок”.

Ноутбук, CD-плеер, телевизор, музыкальный центр.

Центр “Моя семья”

Здесь размещаются альбомы с семейными фотографиями детей, временные тематические фотовыставки, а также детские рисунки, связанные с темой семьи, творческие работы сделанные членами семьи.

Экологический центр

Этнографическо-развивающая среда немыслима без природного содержания, которая является важнейшим средством нравственного и духовного развития детей. В группе имеется уголок природы. На участке детского сада весной организуется огород, на котором мы с детьми выращиваем овощи и ягоды.

Продолжение статьи находится в Приложении 1