Цели урока:
- систематизировать и обобщить сведения о натуральных числах;
- воспитывать познавательные интересы;
- развивать сообразительность, любознательность, логическое мышление.
Учебник: Н. Виленкин, В. Жохов, А. Чесноков, С. Шварцбурд , «Математика-5»
Оборудование: плакат «Что такое окталлион?», красные, зеленые квадратики, карточки с ребусами.
Ход урока
I. Устные упражнения:
а) Отгадайте ребус. Слово «ребус» – латинское, в переводе означает «загадка-шутка», в которой искомое слово изображено буквами, знаками, фигурами.
Ме100 | И100рия | 3буна | 100лица | С3ж | Р1ка |
(место, история, трибуна, столица, стриж, родинка)
б) Вычислить:
48 + 16 : 16 | 45 : ( 45 – 30) | |
(48 + 16) : 16 | 45 : 15 +30 | |
48 : 16 | (45 + 15) : 30 | |
(48 – 16) : 16 | 45 – 15 : 15 |
II. Изучение нового материала:
- Как называются числа, которые мы сейчас складывали, вычитали, умножали и делили? (натуральные).
- Для чего используют натуральные числа? (для подсчета предметов).
- Назовите самое маленькое натуральное число (единица)
- Назовите самое большое натуральное число (натуральные числа можно перечислять без конца).
- Является ли нуль натуральным числом? (нет).
- Сколько цифр использует человек, чтобы записать любое натуральное число? (десять).
- Назовите их. (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).
- Как называют запись чисел? (десятичной).
Первобытный человек пользовался при счете предметов числом пальцев на двух руках – 10 пальцев. Отсюда и пошла десятичная система исчисления.
На доске написаны числа:
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8. 9, ….
Как называются такие числа?
- Натуральный ряд.
Какими свойствами обладает натуральный ряд?
- Он начинается с числа 1.
- В нем каждое следующее число на 1 больше предыдущего.
- Он бесконечен.
Рассмотрим числа: 534, 642, 493.
- Что означает цифра «4» в каждом числе?
- Что обозначает каждая цифра в числе 941? разряд единиц, 4 – разряд десятков, 9 – разряд сотен)
Прочитайте число 580 043 000 707.
Разбейте на классы и прочитайте числа:
2407, 35810, 500215, 6570000, 3048504325, 24000670001, 300100234129.
III. Физкультминутка.
Если математическое предложение верно, то поднимаете зеленый квадратик, если ложно, то поднимаете красный .
- В записи числа «Сто тысяч» четыре нуля.
- В записи числа «Один миллион» пять нулей.
- В записи числа «Один миллиард» девять нулей.
- В записи числа «Десять тысяч» четыре нуля.
- В записи числа «Окталлион» двенадцать нулей.
IV. Решите задачу:
Известно, что 20 кг макулатуры сохраняют одно крупное дерево. А 1 т макулатуры сберегает 0,5 га леса среднего возраста. Определите, сколько деревьев будет сохранено, если школа сдаст 500 кг макулатуры, и сколько леса будет сохранено?
(Ответ: 25 деревьев; 0,25 га леса).
V. Закрепление.
№5, 8, 9, 10 – устно, №7 – письменно.
VI. Расшифруйте сказку:
Жили-были 565 и 2121. Во дворе у них жили 78 и 8121. Приходит однажды 2121 и взволнованно говорит: «2651! Я вижу только 681. Ты не знаешь 456 8121?». 565 отвечает: «51, знаю. Она 3 3196». «Но там 86 была морская 936951! 456 она?» – «Я подарила 67 внучке 196».
Буквы | А | Б | В | Г | Д | Е | Е | Ж | З |
Их шифр | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
VII. Подведение итогов.
VIII. Домашнее задание:
№ 22, 23.