Цель:
- Помочь учащимся в профессиональном самоопределении.
- Выявление склонностей учащихся к различным видам человеческой деятельности.
- Стимулирование интереса к различным профессиям.
Задачи:
- Развивать профессиональные интересы;
- Развивать коммуникативные способности учащихся, ответственность за работу в команде;
- Укрепление содружества поколений, взаимодействие с родителями;
- Воспитание культуры общения;
- Развитие творческих способностей учащихся.
Подготовительная работа:
- Проведение анкетирование на определение склонностей (дифференциально-диагностический опросник).
- Изучить спрос на профессии на рынке труда.
- Отснять видеорепортаж социологического опроса учащихся школы по следующим вопросам: Кем хочешь быть? Какие профессии считаешь наиболее престижными в наши дни? Назовите профессии ушедшие в глубь веков.
- Создание и деятельность творческих групп по подготовке деловой игры.
- Приглашение экспертов (руководителей предприятий) и наставников (родителей) и подготовка их к выполнению необходимой роли.
Оформление:
- Центрическая схема «Хочу – надо – могу – есть»
- Цветные жетоны (5 цветов)
- Карточки красные и зеленые по количеству участников
- Ручки, карандаши, бумага.
- Плакат «Требуются, требуются…»
- Плакат «Ищу работу»
- Высказывания.
- Жетоны для оценивания («шансы»)
Сценарий:
I. Вступительное слово ведущего.
В мире насчитывается около 40 тысяч различных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, из них 12% возвращается обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?
II. Представление гостей, экспертов.
Эксперты: директор МОУ СОШ; заведующая МДОУ Детский сад; директор Дома культуры.
Ведущий. Какие условия необходимо учитывать для того, чтобы выбор профессии был оптимальным. Давайте рассмотрим схему оптимального выбора. Она строится на основе четырех модальностей: «Хочу», «Могу», «Надо», «Есть». «Хочу» - изучение направленности личности, её стремлений. Конкретно это проявляется в мотивах, интересах и профессиональных намерениях. «Могу» - изучение способностей и здоровья. Функциональность «Надо» указывает на требования рынка труда к профессиям, потребность в кадрах. Если заниматься каким – либо делом, на которое нет спроса на рынке труда, то прилагаемые усилия теряют всякий смысл. «Есть» - изучение характериологической совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в самооценке поведения, отношении к окружающей действительности и труду. Эти условия определяют программу изучения личности и являются ориентиром для профессионального самоопределения.
III. «Хочу».
Ведущий. Предлагаем вашему вниманию репортаж нашего специального корреспондента, который проводил социологический опрос на тему «Мир профессий».
«У меня растут года, будет и семнадцать.
Где работать мне тогда, чем заниматься?»
- Формирование микрогрупп по цветовой гамме:
- «Человек – знаковая система» - оранжевый.
- «Человек – художественный образ» - синий.
- «Человек – человек» - желтый.
- «Человек – природа» - зеленый.
- «Человек – техника» - красный.
- Представление наставников микрогрупп.
«Ч-З» - бухгалтер
«Ч-Х» - педагог дополнительного образования Детской школы искусств
«Ч-Ч» - учитель
«Ч-П» - инженер охраны леса
«Ч-Т» - механик
- Задача для работы в микрогруппах.
Выяснить:
- Что является предметом, целью, орудием труда.
- Профессионально важные качества
- Подтипы профессий.
- Работа микрогрупп. Музыкальная заставка.
- Выступление микрогрупп.
IV. «С улыбкой о профессиях»
Ведущий. Сейчас я предлагаю немного отвлечься и поиграть в игру. Давайте вспомним детскую игру про царя Гороха (царь горох прими нас на работу). Мы немного переделаем слова. Каждая группа говорит слова: «Господин работодатель, прими нас на работу!»
- Работодатель: «А что вы умеете делать?»
- Команда: «Что умеем мы не скажем, а наглядно вам покажем».Затем показывает пантомимой какую-либо профессию.
- Задача для микрогрупп:
- Определить название профессии
- Тип профессии.
V. «Могу».
Ведущий. После окончания учебного заведения, получив диплом специалиста в той или иной области, вы идете к работодателю. Вам необходимо убедить его взять вас на работу.
- Работа микрогрупп. Музыкальная заставка.
- Представление своего кандидата эксперту.
VI. «Надо».
Ведущий.
- Познакомимся с новыми профессиями. Рассказ учащихся о профессиях, появившихся и пользующихся спросом на рынке труда.
- Труд – это товар, пользующийся или непользующийся спросом.
- Спрос на какие профессии существует на рынке труда.
Ближайшее будущее потребует больше всего работников в сфере высоких технологий и электроники, а также в области сервиса. Вообще, сфера сервиса — это океан: столь же бездонный, сколь и всеядный. Он даст работу всем — но не все готовы посвятить себя обслуживанию окружающих.
Стремительно растет у нас в стране число юристов и экономистов: за последние десять лет их выпустили из разных учебных заведений столько, что работу в этих областях найти все труднее. Да и качество подготовки на случайных платных курсах, как говорится, оставляет желать... В итоге целая армия безработных инженеров, решивших овладеть современной профессией, так и осталась безработной и невостребованной. Конкуренция сурова: золото потому и ценится, что его в природе немного. Что касается юристов, то в ближайшие годы возрастет спрос на тех, кто специализируется в спортивной сфере.
Несмотря на то, что врачи и учителя всем нужны, платить им по-прежнему никто не хочет, так что здесь сохраняется стойкий дефицит кадров. Как говорится, присоединяйтесь, господин барон...
Менеджеры среднего эвена всегда требуются в малом и среднем бизнесе, однако проблема в краткосрочности контрактов, не дающей почувствовать уверенность в завтрашнем дне.
Впрочем, и сами фирмы часто не имеют этой уверенности. Пример тому — туристический бизнес. Вот та сфера, которая в ближайшее время точно будет испытывать трудности, ведь туристический бизнес целиком и полностью зависит от ситуации в мире. Короче, ситуация в туристическом бизнесе вряд ли подходит для новичков.
Риэлторы — очень перспективная специальность, так как рынок постоянно расширяется. Менеджеры, работающие на рынке жилья, будут определенно востребованы.
Психологи нужны всегда, и потребность в них в ближайшие годы только возрастет. Так что выпускникам факультетов психологии остается искать вакансии в крупных фирмах, где есть должность штатного психолога.
Программисты и специалисты по наладке компьютеров, а также веб-дизайнеры уже сегодня незаменимы и на производстве, и в банках, и в издательских центрах. За ними - будущее, в том числе - ближайшее, так как компьютеризация всей страны вот-вот состоится.
Из других профессий через пять лет будут востребованы аналитики, организаторы производства и технологий.
- Вакантные места на предприятиях нашего поселка.
- Выступление приглашенных представителей предприятий поселка.
VII. «Есть»
- Задание для микрогрупп. Каждая микрогруппа получает «сейф» (воздушный шарик), в котором хранятся 4 вопроса.
- Ответ на вопрос 30 секунд.
- За каждый правильный ответ 1 «шанс»
Вопросы для микрогрупп:
«Ч-З»
- Название денег в международном обращении. (валюта)
- Самый богатый руководитель фирмы в мире. (Билл Гейц, «Майкрософт»)
- Предприятие, где хранятся и выдаются деньги. (Банк)
«Ч-Х»
- Назовите яму имеющую прямое отношение к музыке (оркестровая яма)
- Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем. (Роман)
- Назовите автора сказки «Золотой ключик». (А.Н.Толстой)
«Ч-П»
- Что согласно природным приметам, обещают пузыри на лужах во время дождя? (затяжной дождь)
- Растение символ мира. (Олива)
- Какое насекомое «слышит» ногами. (кузнечик)
«Ч-Т»
- Кто изобрел радиоприемник? (А.С.Попов)
- Кто изобрел телефон? (А.Г.Белл)
- Какой ученый увидел свое открытие во сне и что это было? (Менделеев, периодическая система)
«Ч-Ч»
- Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования жизни? («Кошкин дом» с. Маршак)
- Любимая мелодия учеников. (Звонок)
- Происхождение слова гостиница. (гость)
VIII. Подведение итогов. Послесловие к игре.
Уважаемые девятиклассники, сегодня мы рассказали вам о профессиях, вы узнали о том, к какой профессии у вас есть склонности и вам стоит задуматься, нравится ли та группа профессий, к которой у вас определились склонности. Пусть каждый оценит свои возможности. Всем желаем не ошибиться в выборе профессии.
- Блиц – опрос для девятиклассников: «Что нужно сделать, чтобы получить желаемую профессию?»
- Рефлексия.
«Событие» - «Не-событие»
«Событие» - узнал новое, что нашло отклик в душе. Красная карточка.
«Не-событие» - время потратил даром. Зеленая карточка
И в заключение хочется вспомнить слова Томаса Кардейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Мы прощаемся с вами, будьте счастливы.
Используемая литература:
- Опорные схемы по классификации профессий. Журнал «Школа и производство» №1 – 2005.
- Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.