Деловая игра для учащихся 9-го класса "Рынок труда"

Разделы: Технология


Цель:

  1. Помочь учащимся в профессиональном самоопределении.
  2. Выявление склонностей учащихся к различным видам человеческой деятельности.
  3. Стимулирование интереса к различным профессиям.

Задачи:

  • Развивать профессиональные интересы;
  • Развивать коммуникативные способности учащихся, ответственность за работу в команде;
  • Укрепление содружества поколений, взаимодействие с родителями;
  • Воспитание культуры общения;
  • Развитие творческих способностей учащихся.

Подготовительная работа:

  • Проведение анкетирование на определение склонностей (дифференциально-диагностический опросник).
  • Изучить спрос на профессии на рынке труда.
  • Отснять видеорепортаж социологического опроса учащихся школы по следующим вопросам: Кем хочешь быть? Какие профессии считаешь наиболее престижными в наши дни? Назовите профессии ушедшие в глубь веков.
  • Создание и деятельность творческих групп по подготовке деловой игры.
  • Приглашение экспертов (руководителей предприятий) и наставников (родителей) и подготовка их к выполнению необходимой роли.

Оформление:

  • Центрическая схема «Хочу – надо – могу – есть»
  • Цветные жетоны (5 цветов)
  • Карточки красные и зеленые по количеству участников
  • Ручки, карандаши, бумага.
  • Плакат «Требуются, требуются…»
  • Плакат «Ищу работу»
  • Высказывания.
  • Жетоны для оценивания («шансы»)

Сценарий:

I. Вступительное слово ведущего.

В мире насчитывается около 40 тысяч различных профессий. Ежегодно 25 миллионов человек меняют свое место работы, из них 12% возвращается обратно… Означает ли это, что к выбору профессии можно идти путем проб и ошибок? А может, надо сознательно готовить себя к будущей профессиональной деятельности? Как найти ту единственную, свою профессию, чтобы она тебя полностью устраивала, чтобы её избрание позволило приносить пользу людям, обществу?

II. Представление гостей, экспертов.

Эксперты: директор МОУ СОШ; заведующая МДОУ Детский сад; директор Дома культуры.

Ведущий. Какие условия необходимо учитывать для того, чтобы выбор профессии был оптимальным. Давайте рассмотрим схему оптимального выбора. Она строится на основе четырех модальностей: «Хочу», «Могу», «Надо», «Есть». «Хочу» - изучение направленности личности, её стремлений. Конкретно это проявляется в мотивах, интересах и профессиональных намерениях. «Могу» - изучение способностей и здоровья. Функциональность «Надо» указывает на требования рынка труда к профессиям, потребность в кадрах. Если заниматься каким – либо делом, на которое нет спроса на рынке труда, то прилагаемые усилия теряют всякий смысл. «Есть» - изучение характериологической совокупности устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые проявляются в самооценке поведения, отношении к окружающей действительности и труду. Эти условия определяют программу изучения личности и являются ориентиром для профессионального самоопределения.

III. «Хочу».

Ведущий. Предлагаем вашему вниманию репортаж нашего специального корреспондента, который проводил социологический опрос на тему «Мир профессий».

«У меня растут года, будет и семнадцать.

Где работать мне тогда, чем заниматься?»

  • Формирование микрогрупп по цветовой гамме:
  1. «Человек – знаковая система» - оранжевый.
  2. «Человек – художественный образ» - синий.
  3. «Человек – человек» - желтый.
  4. «Человек – природа» - зеленый.
  5. «Человек – техника» - красный.
  • Представление наставников микрогрупп.

«Ч-З» - бухгалтер

«Ч-Х» - педагог дополнительного образования Детской школы искусств

«Ч-Ч» - учитель

«Ч-П» - инженер охраны леса

«Ч-Т» - механик

  • Задача для работы в микрогруппах.

Выяснить:

  1. Что является предметом, целью, орудием труда.
  2. Профессионально важные качества
  3. Подтипы профессий.
  • Работа микрогрупп. Музыкальная заставка.
  • Выступление микрогрупп.

IV. «С улыбкой о профессиях»

Ведущий. Сейчас я предлагаю немного отвлечься и поиграть в игру. Давайте вспомним детскую игру про царя Гороха (царь горох прими нас на работу). Мы немного переделаем слова. Каждая группа говорит слова: «Господин работодатель, прими нас на работу!»

- Работодатель: «А что вы умеете делать?»

- Команда: «Что умеем мы не скажем, а наглядно вам покажем».Затем показывает пантомимой какую-либо профессию.

  • Задача для микрогрупп:
  1. Определить название профессии
  2. Тип профессии.

V. «Могу».

Ведущий. После окончания учебного заведения, получив диплом специалиста в той или иной области, вы идете к работодателю. Вам необходимо убедить его взять вас на работу.

  • Работа микрогрупп. Музыкальная заставка.
  • Представление своего кандидата эксперту.

VI. «Надо».

Ведущий.

  • Познакомимся с новыми профессиями. Рассказ учащихся о профессиях, появившихся и пользующихся спросом на рынке труда.
  • Труд – это товар, пользующийся или непользующийся спросом.
  • Спрос на какие профессии существует на рынке труда.

Ближайшее будущее потребует больше всего работников в сфере высоких технологий и электроники, а также в области сервиса. Вообще, сфера сервиса — это океан: столь же бездонный, сколь и всеядный. Он даст работу всем — но не все готовы посвятить себя обслуживанию окружающих.

Стремительно растет у нас в стране число юристов и экономистов: за последние десять лет их выпустили из разных учебных заведений столько, что работу в этих областях найти все труднее. Да и качество подготовки на случайных платных курсах, как говорится, оставляет желать... В итоге целая армия безработных инженеров, решивших овладеть современной профессией, так и осталась безработной и невостребованной. Конкуренция сурова: золото потому и ценится, что его в природе немного. Что касается юристов, то в ближайшие годы возрастет спрос на тех, кто специализируется в спортивной сфере.

Несмотря на то, что врачи и учителя всем нужны, платить им по-прежнему никто не хочет, так что здесь сохраняется стойкий дефицит кадров. Как говорится, присоединяйтесь, господин барон...

Менеджеры среднего эвена всегда требуются в малом и среднем бизнесе, однако проблема в краткосрочности контрактов, не дающей почувствовать уверенность в завтрашнем дне.

Впрочем, и сами фирмы часто не имеют этой уверенности. Пример тому — туристический бизнес. Вот та сфера, которая в ближайшее время точно будет испытывать трудности, ведь туристический бизнес целиком и полностью зависит от ситуации в мире. Короче, ситуация в туристическом бизнесе вряд ли подходит для новичков.

Риэлторы — очень перспективная специальность, так как рынок постоянно расширяется. Менеджеры, работающие на рынке жилья, будут определенно востребованы.

Психологи нужны всегда, и потребность в них в ближайшие годы только возрастет. Так что выпускникам факультетов психологии остается искать вакансии в крупных фирмах, где есть должность штатного психолога.

Программисты и специалисты по наладке компьютеров, а также веб-дизайнеры уже сегодня незаменимы и на производстве, и в банках, и в издательских центрах. За ними - будущее, в том числе - ближайшее, так как компьютеризация всей страны вот-вот состоится.

Из других профессий через пять лет будут востребованы аналитики, организаторы производства и технологий.

  • Вакантные места на предприятиях нашего поселка.
  • Выступление приглашенных представителей предприятий поселка.

VII. «Есть»

  • Задание для микрогрупп. Каждая микрогруппа получает «сейф» (воздушный шарик), в котором хранятся 4 вопроса.
  • Ответ на вопрос 30 секунд.
  • За каждый правильный ответ 1 «шанс»

Вопросы для микрогрупп:

«Ч-З»

  1. Название денег в международном обращении. (валюта)
  2. Самый богатый руководитель фирмы в мире. (Билл Гейц, «Майкрософт»)
  3. Предприятие, где хранятся и выдаются деньги. (Банк)

«Ч-Х»

  1. Назовите яму имеющую прямое отношение к музыке (оркестровая яма)
  2. Какой вид литературного произведения обозначается мужским именем. (Роман)
  3. Назовите автора сказки «Золотой ключик». (А.Н.Толстой)

«Ч-П»

  1. Что согласно природным приметам, обещают пузыри на лужах во время дождя? (затяжной дождь)
  2. Растение символ мира. (Олива)
  3. Какое насекомое «слышит» ногами. (кузнечик)

«Ч-Т»

  1. Кто изобрел радиоприемник? (А.С.Попов)
  2. Кто изобрел телефон? (А.Г.Белл)
  3. Какой ученый увидел свое открытие во сне и что это было? (Менделеев, периодическая система)

«Ч-Ч»

  1. Какое художественное произведение о кошках может служить рекламой страхования жизни? («Кошкин дом» с. Маршак)
  2. Любимая мелодия учеников. (Звонок)
  3. Происхождение слова гостиница. (гость)

VIII. Подведение итогов. Послесловие к игре.

Уважаемые девятиклассники, сегодня мы рассказали вам о профессиях, вы узнали о том, к какой профессии у вас есть склонности и вам стоит задуматься, нравится ли та группа профессий, к которой у вас определились склонности. Пусть каждый оценит свои возможности. Всем желаем не ошибиться в выборе профессии.

  • Блиц – опрос для девятиклассников: «Что нужно сделать, чтобы получить желаемую профессию?»
  • Рефлексия.

«Событие» - «Не-событие»

«Событие» - узнал новое, что нашло отклик в душе. Красная карточка.

«Не-событие» - время потратил даром. Зеленая карточка

И в заключение хочется вспомнить слова Томаса Кардейля: «Самый несчастный из людей тот, для которого в мире не оказалось работы». Мы прощаемся с вами, будьте счастливы.

Приложение

Используемая литература:

  1. Опорные схемы по классификации профессий. Журнал «Школа и производство» №1 – 2005.
  2. Классному руководителю о классном часе. Под ред. Е.Н.Степанова, М.А.Александровой. – М.: ТЦ Сфера, 2003.